Главный православный храм Латвии освящен в честь Рождества Христова. Здесь пребывают главные православные святыни Латвии. Здесь совершаются чудеса по молитвам верующих и хранятся бесценные реликвии. В этом году собору исполняется 140 лет.
Главный православный храм Латвии, расположенный в самом центре Риги на Эспланаде, был построен по повелению русского императора Александра Второго. Место для закладки собора он выбирал лично.
Необходимость строительства в Риге нового кафедрального собора обсуждалась еще в конце XVIII века. Но практически реализация этой идеи стала осуществляться только спустя сто лет. С благословения епископа Рижского и Митавского Вениамина (Карелина) в семидесятых годах XIX века был начат сбор пожертвований на будущий храм.
Спустя полгода князь Багратион, будучи генерал-губернатором Прибалтийского края, направил ходатайство министру внутренних дел России о строительстве в Риге достойного кафедрального собора.
К ходатайству «присоединилась» сама природа. 1 сентября 1873 года над Ригой разразилась ураганная буря. Один из ударов молнии пришелся на Петро — Павловский кафедральный собор. Храм, и без того крайне тесный и скромный по убранству, стал требовать значительного ремонта. Это обстоятельство ускорило решение вопроса.
17 апреля 1874 года по повелению Александра II Рижской епархии выделяется 900 тысяч рублей, а в декабре 1875 года на проекте рижского архитектора академика Пфлуга уже была начертана резолюция русского императора: «Приступить к сооружению…» Строительство сдавалось в подряд на конкурсной основе. Предпочтение было отдано виленскому губернскому архитектору и действительному статскому советнику Николаю Чагину. Строительство собора продолжалось почти 8 лет.
Когда храм уже практически был построен, Александр III прислал в дар собору 12 колоколов. Самый большой, во имя Александра Невского, весил более 800 пудов.
Храм возвели пятикупольным, в византийском стиле. Длина здания составила 62 метра, ширина – 42 метра, высота центрального купола – 40 метров, высота колокольни – 26 метров. Купола имели золоченные ребра и были увенчаны золоченными крестами.
Иконы и фрески для собора заказали русским живописцам, в том числе таким выдающимся, как Василий Верещагин и ректор Императорской Академии Художеств Петр Шамшин. Стены внутри храма расписали в византийском стиле древнехристианскими орнаментами. Все предметы церковной утвари были изготовлены из серебра 84-й пробы искусными мастерами московского фабриканта Хлебникова. Облачения для священнослужителей сшили лучшие золотошвеи мастерской парчовых изделий Cанкт-Петербургского купца Жевержеева.
28 октября (8 ноября) 1884 года новый собор был освящен во имя Рождества Христова. Кроме епископа Рижского Доната, в церемонии освящения участвовали митрополит Киевский и Галицкий Платон (в 1848-1867 гг. архиепископ Рижский), викарий Литовской епархии епископ Ковенский Сергий, а также обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев. Церковный хор состоял из 100 (!) певчих.
В первые десятилетия богослужения совершались здесь на четырех языках: церковнославянском, латышском, эстонском и немецком. На Пасху в собор пускали по специальным билетам, поскольку он не мог вместить всех желающих.
В ряде источников сохранились сведения о том, что в сентябре 1894 года в соборе совершал богослужение выдающийся священнослужитель Русской Православной Церкви Иоанн Кронштадтский, причисленный ныне к лику святых.
3 июля 1910 года Рижский кафедральный собор посетил император Николай Второй с супругой и детьми. В Ригу Царская семья приезжала на торжества в связи с 200-летием вхождения Риги и Лифляндии в состав Российской империи.
Князь Николай Кропоткин, будучи вице-губернатором Лифляндии, участвовал во встрече Николая II в Риге возле Христо-Рождественского собора 3 июля 1910 года.
4 июля они, в частности, присутствовали на открытии и освящении памятника Петру Первому. В память об этом визите в соборе была установлена мемориальная доска, которая сохранялась вплоть до 1961 года. В наши дни в иконостасе правого придела находится особо почитаемая икона святых Царственных страстотерпцев, многократно и обильно мироточившая.
Трагический поворот в судьбе Кафедрального собора начался в Первую мировую войну. В июле 1915 года часть священнослужителей эвакуировалась в Юрьев (Тарту). Все три иконостаса были разобраны и отвезены на хранение в Иоанновскую церковь, иконы передали на хранение в Александро-Невскую церковь, в Нижний Новгород отправили 12 колоколов, а большой колокол перевезли в российское село Павлово.
21 августа 1917 года, когда Рига в первый раз была занята немецкими войсками, оккупационная администрация приняла решение превратить Христорождественский собор в гарнизонную лютеранскую кирху. Было постановлено спилить части восьмиконечного креста, украшавшего купол храма, чтобы лишить его знаков принадлежности к православию. Очевидцы утверждают, что в тот момент,
когда немецкий солдат практически закончил спиливать «лишние» перекладины креста, автоген выскользнул у него из рук и отпилил ему кисть.
В мае 1921 года собор вернули Синоду, а в июле этого же года из России в Ригу прибыл для руководства епархией архиепископ Иоанн (Поммер), канонизированный в 2001 году в лике Российских новомучеников. Кафедральный собор он застал в катастрофическом состоянии. Окна без стекол. Колокольня без своих уникальных колоколов. Иконостасы перекорежены и свалены в кучу. Распятие выброшено в мусор. Исчезло все, что представляло ценность.
О том, кто в этом виноват и куда исчезли ценнейшие памятники православного церковного искусства, спорят по сей день. Версий много, но возвратить мало что удалось.
Стараниями архиепископа Иоанна Кафедральный собор был воскрешен. Трудный путь восстановления начался с того, что архиепископ Иоанн поселился в одном из его сырых подвалов. На совершение каждого богослужения он обращался к властям за специальным разрешением. Только с Рождества 1922 года Литургию в соборе стало возможным совершать ежедневно. К середине 30-х храм был приведен в порядок и вновь стал духовным центром Риги.
Список с чудотворной иконы сейчас установлен в левом приделе храма, освященном, соответственно, в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.
Во время Второй мировой войны, с марта до сентября 1944 года, в соборе пребывала чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери. Образ был эвакуирован из Пскова в Ригу по благословению Патриаршего Экзарха в Прибалтике митрополита Сергия (Воскресенского). При приближении линии фронта к Риге епископ Рижский Иоанн (Гарклавс) сначала перенес чудотворный образ в Рижский Свято-Троицкий женский монастырь, затем в Лиепайский Морской собор, а далее вместе со своей матерью и приемным сыном (будущим хранителем чудотворного образа протоиереем Сергием Гарклавсом) отправился сопровождать икону сначала в Германию, потом, в 1949-м, в Америку.
Однажды в правительственном здании напротив собора шло заседание Совета министров c участием высокого гостя — министра культуры Советского Союза Екатерины Фурцевой. Услышав колокольный звон, министр ужасно возмутилась… 24 января 1961 года правительство приняло решение о закрытии собора. Священникам и прихожанам дали 10 дней на освобождение здания. Собор поначалу даже хотели взорвать, но через три года, в 1964-м, его преобразовали в планетарий — «Дом Знаний». Кресты с куполов спилили, здание кардинально перестроили, в правом крыле устроили кафе, которое в народе называли «Божье ухо».
В конце 80-х годов ХХ века вопрос о возвращении Кафедрального собора первым поднял Митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков). Его ходатайства оказались услышанными. 23 апреля 1990 года при огромном стечении народа владыка Леонид в сослужении епископа Даугавпилсского Александра (ныне Митрополита Рижского и всея Латвии) и рижского духовенства при огромном стечении народа совершил чин освящения и установления новых крестов собора. Через два года, 6 января 1992 года, митрополит Александр (Кудряшов) совершил здесь первое богослужение.
С тех пор на первом этаже собора стали регулярно совершаться богослужения, а параллельно на протяжении пяти лет шел демонтаж железобетонных конструкций. Ключарем собора и одним из самых активных участников его восстановления был игумен Амвросий (Савченко) (впоследствии – схиархимандрит Агафангел), который в советское время был одним из ведущих в стране инженеров-строителей.
Из музея атеизма (где хранилась большая часть реликвий собора) церкви вернули только 1% имущества. В 2000 году российские предприниматели Владимир и Игорь Малышковы передали в дар собору новый иконостас, в 2002-м — новые колокола, отлитые на заводе ЗИЛ. По инициативе предпринимателя Гунтиса Рависа в 2002 году для сбора средств на реставрацию храма было создано благотворительное общество «Свет».
Росписи внутри собора восстановила семья московских иконописцев Мироновых. В 2011 году был позолочен купол колокольни собора и установлен новый крест весом 80 кг и высотой 2 метра. В 2014 году был позолочен и центральный купол храма. Поверхность купола площадью 400 квадратных метров покрыли золотом 980-й пробы, израсходовав 57 740 золотых пластинок.
В новом ХХI веке молитвами и трудами Митрополита Рижского и всея Латвии Александра (Кудряшова) в Кафедральном соборе произошел целый ряд событий, которые навсегда вписаны в историю православия Латвии.
4 октября 2003 года в собор были перенесены Крестным ходом с рижского Покровского кладбища нетленные мощи священномученика Иоанна Рижского – святого заступника земли Латвийской. Раку со святыми мощами установили в правом приделе собора.
Каждый будний день в 11.00 и 16.00 у раки совершается молебен.
С 21 по 23 июня 2004 года здесь пребывала чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери, которая в сопровождении своего хранителя протоиерея Сергия Гарклавса возвращалась из США в Россию.
За эти дни поклониться образу в рижском соборе смогли более 300 тысяч верующих из самых разных стран Европы.
Список с чудотворной иконы установили в левом приделе храма, освященном, соответственно, в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.
С 28 по 30 декабря 2004 года в собор были принесены для поклонения верующим св. мощи великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. При поддержке Фонда Андрея Первозванного святыню сопровождал иерарх Русской Зарубежной Церкви епископ Бостонский Михаил (Донсков).
1 ноября 2013 года народные артисты России Илзе и Андрис Лиепы (дети выдающегося танцовщика Мариса Лиепы) передали в дар собору специально для него написанную икону преподобномученицы Елисаветы. Образ установлен в правом приделе храма.
Таким образом, великая княгиня, по словам Митрополита Рижского и всея Латвии Александра, в третий раз посетила Ригу: «В первый раз она приезжала к нам летом 1909 года — молилась в Кафедральном соборе, побывала в Рижском Свято-Троице-Сергиевом женском монастыре и целую неделю провела в Спасо-Преображенской пустыни под Елгавой. Во второй раз, в декабре 2004 года, когда российский Фонд Андрея Первозванного привозил в Ригу ее святые мощи. И, наконец, в 2013 году Елизавета Феодоровна приехала к нам в третий раз своим святым образом, которому теперь всегда можно поклониться в Кафедральном соборе».
В мае 2006 году Христорождественский собор посетил во время своего официального визита в Латвию Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Это был первый за всю историю латвийского Православия визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Латвию. Сам Святейший отметил, что уже дважды бывал в Риге: в начале 1960-х годов, когда был временно управляющим Рижской епархией, а также на юбилее митрополита Леонида (Полякова) в 1983 году.
19 июля 2008 года из Москвы в Рижский кафедральный собор был торжественно доставлен новый список утраченной в начале ХХ века святыни Латвии — чудотворной Якобштадтской иконы Божьей Матери.
20 июля, во время Крестного хода, в котором несли чтимый образ,
сотни людей стали свидетелями уникального явления — над собором возникла отчетливая круговая радуга с солнечным сиянием в центре.
Икона пребывала в соборе до 25 июля и далее была перевезена в Свято-Духов мужской монастырь в Екабпилсе. За несколько дней пребывания иконы в Риге, ей смогли поклониться 70 тысяч человек.
Благодаря сотрудничеству с Фондом Андрея Первозванного, осенью 2007 года в соборе пребывали мощи святого благоверного князя Александра Невского, а осенью 2008-го – мощи святого апостола Андрея Первозванного.
Усилиями многих и многих людей трижды воскресший Христорождественский собор занимает сегодня свое достойное место в духовной и культурной жизни Латвии. В воскресные и праздничные дни здесь, как правило, служат латвийские архиереи. Торжественные службы собирают множество верующих, не только рижан, но и жителей других городов и регионов Латвии.
Престольные праздники: Рождество Христово (7 января), день празднования Тихвинской иконы Божьей Матери (9 июля), день памяти сщмч. Иоанна Рижского (12 октября).
Комментарии 1