Как я стал врачом — микрохирургом?
Мой путь в медицине начался в девятом классе, когда я перешёл из физико-математического в медицинский класс. Вместе с этим начались олимпиады по биологии. Уже тогда я понял, что хочу стать детским хирургом. После окончания школы я поступил в Санкт-Петербургскую государственную педиатрическую медицинскую академию. Всё свое время я проводил в институте и часто возвращался домой поздней ночью. На третьем курсе я устроился работать лаборантом на кафедру оперативной хирургии, потом перешел на кафедру анатомии, чтобы больше работать с анатомическим материалом. Я понимал, что для хирурга анатомия — это самый важный предмет. Позже я работал в лаборатории экспериментальной медицины и состоял в студенческом научном обществе по хирургии. Именно тогда и начали закладываться основы современного хирургического братства — сегодня многие из тех, с кем мы общались, стали заведующими отделений и именитыми докторами.
Я очень хорошо помню своего первого пациента. Его осмотр я описывал девять раз. Мой наставник заставлял меня это делать снова и снова, обнаруживая в моем труде одну ошибку за другой. В дальнейшем все истории болезни я составлял внимательно, детально и усердно. В студенческие годы состоялась и моя первая операция. Со мной рядом был хирург-наставник, который строго контролировал каждый мой шаг. Операция прошла успешно, и я помню то ощущение счастья, которое я испытал. Когда ты студент и только входишь в профессию, каждый шаг, который ты делаешь, становится новой и большой победой. В дальнейшем, когда ты становишься профессионалом, ощущение счастья и большого шага на новый уровень появляется гораздо реже. Во взрослой жизни врача, приходит понимание, что за каждый шаг ты отвечаешь сам. Твои шаги становятся более осознанными, ты всегда взвешиваешь риски для пациентов, но стараешься уже делаешь новое не для себя, а для медицины в целом.
После окончания ординатуры по детской хирургии, я понял, что самое интересное для меня — хирургия кисти и микрохирургия. Я закончил интернатуру по травматологии и ортопедии и поступил в аспирантуру на отделение детской хирургии кисти и микрохирургии. Мой спокойный темперамент позволяет мне успешно заниматься деликатной хирургией, которая не требует быстрых, резких и объемных движений. В операционной я чувствую себя комфортно и спокойно, аккуратно и без суеты выполняя необходимые манипуляции.
Первые учителя, которые повлияли на моё становление как врача — профессор, доктор медицинских наук, Ольга Станиславовна Кульбах, которая преподавала у нас в институте анатомию. Она была очень строга, не допускала никаких ошибок, ласково и с улыбкой отправляла доучивать тему, но так она сформировала моё отношение к врачебному делу. И это правильно, ведь медицина ошибок не прощает! Другой доктор, который стал для меня наставником и отцом в хирургии, – Эдуард Георгиевич Кузьмаков. Его принципы, отношение к молодежи и студентам я стараюсь использовать в общении с молодыми врачами сегодня. Я уверен, что, чем больше препятствий и трудностей будет на этапе обучения, тем легче будет в профессиональной жизни.
Я занимаюсь с группами студентов и молодыми докторами. Они присутствуют на операциях, консультируются со мной. Вычислить одаренного студента достаточно легко. Это человек, который заинтересован в профессии, в каждом шаге и каждой мелочи. А мелочей в хирургии не бывает. Она из них состоит. Операция начинается с того, как уложить пациента на стол, как правильно намыть операционное поле, и заканчивается наложением последнего витка бинта на повязку. Научиться оперировать по статьям, по учебнику невозможно. Хирургия — это не только наука, это ремесло, это искусство! И это не только работа головой, но прежде всего — это работа руками. Если студент вникает в детали, в самую суть, то у него хорошие перспективы.
Сегодня моя специализация — хирургия пороков развития кисти верхней конечности и переднего отдела стопы. Эта область хирургии очень узкая. Специалистов очень мало, мы все друг друга знаем и общаемся. Хирургия пороков развития дает очень много эмоций. Ты понимаешь, что произошла поломка, ошибка природы, а тебе дана возможность её исправить. Каждый порок индивидуален, и это не дает тебе возможности погрязнуть в решении стандартных проблем одинаковыми операциями.
В течение шести лет, как я заведую травматологическим отделением, мы постоянно ищем новые решения, которые позволили бы, с одной стороны, сделать процесс лечения качественным и безопасным, а с другой — более легким для пациента. Одним из таких решений стал принцип Fast track в хирургии, минимизирующий время нахождения пациента в стационаре за счет предварительного тщательного продумывания всех этапов госпитализации и операции.
Особое внимание в своей практике я уделяю случаям, у которых нет стандартного подхода. На их обдумывание могут уходить месяцы. Я приглашаю пациента на госпитализацию только после тщательного продумывания всех этапов операции. В этот период я много читаю, ищу описание похожих случаев, созваниваюсь с коллегами, только потом принимаю решение. Принятие решения хирургом это отдельная, сложная тема. Но в чём я точно убедился — это то, что между двумя операциями следует выбирать ту, которая даст более гарантированный результат, ведь забота о пациенте — главное в работе врача. Без неё всё остальное бессмысленно.
Нет комментариев