Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
💥Лучшие специалисты музея «Кижи» приняты в Союз реставраторов России!
👏Поздравляем Андрея Ковальчука, Александра Любимцева, Михаила Теребова с высокой оценкой их профессионализма. Даже удивительно, что среди их достижений и наград до сих пор не было звания «член Союза реставраторов России», ведь за плечами каждого из них много важных, успешных проектов.
⭐Андрей Львович Ковальчук — реставратор высшей категории, заслуженный работник культуры Карелии. Андрей Львович 18 лет руководил Плотницким центром музея «Кижи» и реставрацией Преображенской церкви Кижского погоста, получившей высочайшую оценку специалистов всего мира. Андрей Ковальчук — автор методики «лечения» бревен, которая позволила сохранить значительную часть исторического материала памятника. За эту уникальную реставрацию в 2002 году Андрей Львович стал лауреатом премии Правительства России в области культуры. Сегодня его должность — ведущий специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия музея «Кижи».
⭐Александр Юрьевич Любимцев — реставратор 1-й категории, заслуженный работник культуры Карелии, является одним из ведущих преподавателей Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества и Летнего университета музея «Кижи». Он автор учебно-методического пособия «Противоаварийные мероприятия по памятникам деревянного зодчества». Руководил консервационными работами в церквях Николы Чудотворца и Иконы Тихвинской Божьей Матери в дер. Сенная Губа и церкви Иоанна Предтечи в дер. Леликово. С 2013 года — член Секции деревянного зодчества и музеев под открытым небом Министерства культуры России. Александр Юрьевич награждён ведомственным знаком отличия Министерства культуры России «Почетный наставник». Сегодня он занимает должность ведущего специалиста по обеспечению сохранности объектов культурного наследия музея «Кижи».
⭐ Михаил Васильевич Теребов — реставратор 1-й категории, начальник службы по сохранению объектов культурного наследия. В 2020 году он принял из рук Андрея Ковальчука руководство Плотницким центром музея «Кижи». Неоднократный участник и победитель конкурса профессионального плотницкого мастерства «Без сучка, без задоринки». Михаил Теребов награждён Почётной грамотой Министерства культуры Российской Федерации.
Мы уверены, что наши реставраторы — лучшие не только в России, но и мире. Желаем им профессионального и личного успеха!
#Кижи #реставрация #Преображенскаяцерковь #культура
1 комментарий
5 классов
💬 Елена Богданова: «Наши приоритеты — безопасность, развитие и забота»
✅ «Число посещений музея «Кижи» с начала года уже превысило 400 тысяч, — рассказала директор музея Елена Богданова, выступая на ежегодном республиканском туристическом форуме «Легендарная Карелия» в Петрозаводске. — В этом сезоне по новому автомобильному маршруту через Медвежьегорск и деревню Оятевщина на остров уже приехало больше 40 тыс. человек, что почти втрое выше прошлогодней цифры». Елена Богданова поздравила всех участников форума с Международным днем туризма, выразила благодарность работникам туристической отрасли за партнерство и особую признательность Главе и Правительству Карелии — за поддержку музея, включая реализацию таких крупных инфраструктурных проектов как открытие автодороги «Великая Губа — Оятевщина».
✅ «Музей оказывает более 80 услуг, обладает богатым календарем событий, развивает программы многодневного пребывания и корпоративные программы, а также образовательный туризм, обладая лицензией на образовательную деятельность в сфере реставрации и сохранения памятников деревянного зодчества. — отметила Елена Богданова. — В числе наших приоритетов: обеспечение безопасности людей, памятников и фондов, развитие инфраструктуры, музейных программ и событийного календаря, поддержка семей участников СВО и многодетных семей, подготовка и привлечение квалифицированных кадров».
#Кижи #ЛегендарнаяКарелия
1 комментарий
3 класса
🔍Фондовый предмет — в интернет к 1 сентября. Школьные принадлежности конца XIX–начала XX вв.
📝Аспидная или грифельная доска — письменная принадлежность в виде пластины из сланца, на которой учились писать до появления в широком обиходе тетрадей. Получила своё название из-за материала, чёрного твёрдого сланца — аспида. Вышла из употребления в середине XX века.
Приобретена музеем «Кижи» в 1995 году у Ивашкова Вадима Дмитриевича. Его мама, Ивашкова Надежда Евдокимовна, училась в деревне Вегорукса Медвежьегорского района. Письму обучалась на этой доске. Рассказывала и показывала сыну, чем писали на доске.
💬Со слов Вадима Дмитриевича, это была небольшая круглая палочка чёрного цвета, не уголь и не мел. «Данным предметом писали на доске буквы, слова, которые легко стирались тряпочкой». Деревянная рамка, возможно, была сделана дедушкой сдатчика – Никулиным Евдокимом Яковлевичем.
В музейной коллекции «Камень» имеется «палочка чёрного цвета» – грифель для писания на аспидной (грифельной) доске (КП-9866) из деревни Волозеро Медвежьегорского района.
#Кижи #КижиФонды #реликвиямузею
1 комментарий
7 классов
Фондовый предмет — в интернет
📷Редкая фотография с изображением молодых женщин на фоне Преображенской церкви и колокольни Кижского погоста.
Фотография начала 1910-х годов поступила в фондохранилище музея «Кижи» в 2022 году от Юрия Шлейкина.
📝Со слов сдатчика, она была подарена проживавшей в Пряже Марии Константиновне Костиной, учительнице, закончившей Мариинскую гимназию в Петрозаводске. На оборотной стороне снимка написано простым карандашом: «На память // Марусенькѣ отъ // Вѣруси».
🔍В ходе атрибуции фотографии выяснилось, что «Веруся» – на снимке слева – Вера Александровна (родилась 11.09.1887), сводная сестра Михаила Александровича (1874–1943), последнего Кижского священника из рода Русановых. Их отец Александр Русанов (1847–1905), учитель Сенногубского и Кижского сельских училищ, в конце жизни стал церковнослужителем – псаломщиком в Кижском приходе. Он был женат дважды на священнических дочерях. Первая жена умерла рано, в браке с ней родился сын Михаил. Запечатленная на фотографии Вера стала одной из трех сестер, родившихся во втором браке. Известно только, что она вышла замуж за учителя Дмитрия Ивановича Приезжего, уроженца деревни Корба.
📷Вера присутствует еще на двух фотографиях семьи священника М. А. Русанова начала 1910-х годов из коллекции музея. Благодаря этому удалось установить ее личность на парном фотоснимке молодых женщин в поле у Кижского погоста. На фото семьи священника М. А. Русанова Вера слева.
#Кижи #КижиФонды #реликвиямузею #этоинтереснокижи
1 комментарий
6 классов
Сегодня и завтра на острове Кижи можно видеть этнографическую зарисовку «Бучиво, беливо, рубель. Как стирали в старину». Специалисты музея показывают, какой изобретательности, знаний и умений требовала стирка полтора века назад. До встречи на острове Кижи!
#кижи #стирка
1 комментарий
29 классов
🌺Елена Евсеева: «Как цветочки круто изменили мою жизнь». Продолжаем знакомство с мастерами-демонстраторами на острове Кижи.
В день, когда мы встретились с Еленой, ее мастерская расположилась в тени дома Елизарова у самого взвоза – бревенчатого пандуса в хозяйственную часть. Туристы не могли пройти мимо ярких расписных изделий мастера. Смотрели, как из под кисточки Елены вспархивает птица, садится на бутон.
💬«Роспись кистевая пишется сразу – без права на ошибку. Ничего не подотрешь, – рассказывает Елена. – В старину расписывать прялки, филенки, двери, шкафчики – это была прерогатива мужчин: женщины занимались ткачеством, прядением, воспитывали детей, ухаживали за домашним скотом».
Елена делится с гостями историей про Ивана Абрамова – младшего живописца из династии иконописцев Абрамовых деревни Космозеро, который мог и небеса в храме расписать, а мог и санки с прялками.
🎨Посетители интересуются, где в старину краски брали.
💬«Бытовой живописи мужчины учились, уходя в подмастерья. Сначала краски перетирали, ведь негде было их купить, надо было самим делать. Если мы знаем, что для иконописи – темпера на яичной основе, то для бытовой росписи краски нужны покрепче – различные масла добавлялись. Получалась краска типа масляной. И добавляли для цвета глину белую, голубую, красную. Находили охристый минерал – терли до порошка. Так получали палитру. Во второй половине XIX века уже появилась возможность покупать привозные красители, более яркие. Добавляли киноварь и голубец, получалось великолепие, которым можно наслаждаться в наших музейных фондах: абсолютно разные оттенки прялок.
🎨А как вы стали мастером росписи?
«Я еще успела поучиться ремеслу в петрозаводском училище № 19 при Комбинате карельских сувениров на отделении художника росписи по дереву. Производство сохраняло традиционную роспись. Но перестройку не пережило, закрылось. Я выучилась на учителя рисования и черчения. Мечтала продолжить учебу на историческом факультете, но не хватило баллов. Решила год "пересидеть" на карельской росписи. Да так увлекалась, что вот уже два десятилетия занимаюсь этим – расписываю дерево бутонами. Стала не историком, а художником. Так цветочки круто изменили мою жизнь».
Елена Евсеева 12 лет вместе с музеем. Начала в кижском фольклорном театре, третий год участвует в программе «Ожившая экспозиция» мастером-демонстратором.
💬«Работаю в музее уже с другим пониманием, занимаясь изучением нашего наследия в фондах. В хранилище вы не найдете ни одной одинаково расписанной прялки, хотя основная композиция одна – это древо жизни, древо изобилия. Кажется, картинка из одних и тех же традиционных элементов складывается, а каждый раз разная. Даже цвета отличаются у заонежских, пудожских, поморских прялок. Крестьяне максимально старались расцветить свою жизнь. Цвет помогал им перезимовать, верить, что лето придет, что урожай соберут и все будет хорошо».
Так и расписные изделия Елены Евсеевой не только сохраняют традицию, но и передают яркими цветами настроение, веру и надежду.
#Кижи #традиционнаяроспись #народныепромыслы
2 комментария
14 классов
☝ Совет мастера: как сделать ложку в полевых условиях
⭐ На основной экспозиции острова Кижи можно увидеть за работой Владимира Титова — одного из лучших берестоплетельщиков Карелии, народного мастера России. Из его умелых рук выходят точные копии музейных предметов, выполненные традиционными инструментами на основе тщательного изучения оригиналов в фондах и экспедициях. Его туесы, в которых нет ни грана современных материалов, не пропускают воду, а из плетеных солонок не высыпается ни единой крупинки соли, какого бы мелкого помола она ни была. Владимир и его жена Ирина, тоже народный мастер России, частые и желанные гости острова Кижи.
🔔 Сегодня Владимир делится полезным советом для любителей отдыха на природе.
👋 На острове Кижи с мастером можно повстречаться лично.
#Кижи #ОжившаяЭкспозиция #берестоплетение
1 комментарий
6 классов
🍃В День этнографа фестиваль «Чайные истории» на острове Кижи знакомит гостей с традициями чаепития в Карелии!
🍵 Кипят самовары, накрыты столы. У дома крестьянина Яковлева показывают гостям, как проходили посиделки карелов за чайным столом: почему чашку переворачивали донцем вверх, как правильно держали блюдце, почему карелы пили только горячий чай и наливали полную чашку? Об особенностях национального чаепития рассказывают участники музейного театра «Колесо жизни» («Eloksen Ratas») из Олонецкого музея
🎶В доме Елизарова участники Фольклорного ансамбля музея «Кижи» «фурындают чай по-заонежски» — c песнями! Гости спрашивают: «Почему песни грустные?» Так ведь и жизнь была нелёгкая, трудовая.
🍀У аптекарского огорода посетители дегустируют травяные настои, которые некогда добавлялись в чай, и говорят о целебных травах. «Это чабрец, — узнает турист, — У нас в Кирове любят чай с этой травой».
🍵У дома крестьянина Щепина представители Пудожского музея показывают традиции чаепития по-пудожски «Пофурындаем цай по-пудожски». Показывают раритетный сахар куском, дают щипчиками его раскусить. Кто справится без крошек, того ароматным чаем угощают.
🍃В зале дома Ошевнева открыта выставка «Чай на чай ладится», посвящённая заонежской традиции чаепития.
⛵В «Кижской гавани» гости острова пробуют «Кижский чай» со смородиновым и вишневым листом и знаменитый «богатырский» — копорский чай. "Выпьешь чайку - позабудешь тоску", " Гость в дом - Бог в дом"- заонежскими поговорками встречают посетителей хозяева.
🥨Рядом расположилась выставка-продажа выпечки к чаю и чайной продукции известных карельских брендов — партнёров музея «Кижи»: «Мама Карелия», «Карельский пряник», NATURELIKA, блинов от «Заонежской стряпухи» и много другого.
Фестиваль продолжается — чая хватит на всех!
#Кижи #народныетрадиции #чаепитие
1 комментарий
23 класса
Всем кила!
Именно так звучит боевой клич игроков в килу – старинную мужскую командную игру с мячом. Как же выглядит эта забава? 13 и 14 июля у гостей острова Кижи будет возможность увидеть азартные сражения в килу своими глазами.
⛹♂Кила сочетает в себе элементы футбола, регби и борьбы. Но это – русская традиция! О ее появлении на Руси известно давно – об этом можно судить по новгородским раскопкам X-XI веков, во время которых были обнаружены подобия кожаных мячей, набитых конским волосом и крупой. Сам игровой снаряд необычной тыквообразной формы и дал название игре.
Эта яркая традиция бытовала и на острове Кижи. Согласно экспедиционным сведениям, в конце XIX – начале XX века жители Кижского и Сенногубского приходов играли в килу на льду Онежского озера во время Масляной недели. Таким необычным способом крестьяне решали, кому достанутся лучшие рыболовные места в округе.
🏀В эти выходные на поле посреди старинных крестьянских домов вновь сойдутся стенка на стенку бравые парни в косоворотках. Благодарим за активное участие и поддержку в деле возрождения килы на острове Кижи Федерацию килы России!
🖐Приглашаем всех желающих познакомиться с килой!
#кижи #кила #мужскаяигра #русскаяигра
1 комментарий
13 классов
🧶Мастерица на все руки Татьяна Секушина. Продолжаем знакомство с демонстраторами ремесел на острове Кижи.
Почувствовать атмосферу прошлых веков туристам помогает не только внутреннее убранство крестьянских домов, восстановленное с этнографической точностью. Действительно живую и теплую обстановку в жилище создают мастера-ремесленники. Недаром программа называется «Ожившая экспозиция».
🏚Зайдя в дом-терем зажиточного крестьянина Ошевнева, можно встретить за прялкой или за вышивкой мастерицу Татьяну Секушину. Татьяна Валерьевна владеет различными видами традиционного рукоделия. Она с удовольствием поделится с вами умениями шить, прясть, вышивать, низать бисер и делать много других прекрасных и полезных вещей.
Много лет назад выпускница Петрозаводского колледжа культуры и искусства Татьяна Секушина была приглашена в сектор ремесел музея «Кижи» и в программу «Ожившая экспозиция». С тех пор она не только овладела многими традиционными ремеслами, но и сама стала исследователем фондовых предметов и создателем их реплик.
🏆Татьяна Валерьевна награждена специальным призом IX Международного фестиваля народных промыслов «Город ремёсел», где участвовали 800 мастеров со всех уголков России. Татьяна выступала в номинации «Вышивка» в категории «Традиция». Кижская мастерица представила на конкурс традиционные для региона головные уборы. Приз получила за пудожский повойник, выполненный в технике золотного шитья.
💬 «Это реплика традиционного головного женского убора. Работа была очень сложной, возникли трудности в подборе материла, чтобы „настил“ соответствовал оригиналу. На создание этой конкурсной работы у меня ушло более полугода», — рассказала Татьяна.
Надеемся, что знакомство с нашими мастерами поможет гостям острова Кижи посмотреть на их работу внимательней.
#Кижи #Ожившаяэкспозиция #народныеремесла