Основу любого жанра народного творчества (анг. folk-lore - фольклора) в глубокой древности, когда у многих народов ещё не было письменности, составляли сказки, легенды и мифы, устно рассказываемые слушателям бродячими сказителями, певцами, поэтами и другими литературно одарёнными исполнителями.
В то же время по этой же причине эти исполнители каждый раз исполняли их с добавлением новых фактов и элементов художественного вымысла. При этом часто смешивались эпохи, путались черты характеров персонажей, разные герои объединялись в одного, легенды дополнялись сказочными и фантастическими событиями. Так появился новый жанр художественного произведения – легенда, в которой на базе какого-либо исторического события или реальной географической местности присутствовали элементы вымыслов, мифов, сказок.
Так и в легенде о горе Сулайман-Тоо в один образ слились три легендарных персонажа: еврейского царя Соломона, исламского проповедника Сулаймана и суфийского шейха Сулаймана. Но царь Соломон жил 2 тысячи лет назад от начала новой эры, исламский проповедник Сулайман жил в VII веке, а суфийский шейх Сулайман в XVI веке.
Этот спорный вопрос рассматривался мусульманскими богословами в 1947 году, по результатам которого муфтием Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) Ишаном Бабаханом 28 октября Председателю Совета по делам религиозных культов И.В.Полянскому было направлено письменное заключение (ар. фетва), в котором было сказано, что это были разные люди, а ни царь Соломон и ни пророк Сулайман никогда не были в Кыргызстане и даже в Средней Азии. А гора Сулайман-Тоо со слов старожилов и последующих изысканий учёных-богословов названа в честь суфийского шейха Сулаймана, который с группой своих единомышленников прибыли сюда из Узгена, поселились около Ошской горы и создали здесь мусульманскую общину, наставником которой стал щейх Сулайман.
За свою праведную жизнь, стойкое исповедание веры, благочестивость он ещё при жизни был возведён в ранг святых и был особо почитаемым среди местного населения.
Когда он умер, его похоронили у подножия Сулейман горы. Позднее рядом с ним был похоронен его дядя, но при строительстве на этом же месте мечети, могилы этих праведников ислама были перенесены в другое место.
Само имя Сулайман имело арабское происхождение и состояло из трёх слов зул + ай + ман. Слово зул (sul), из-за идентичности в латинском алфавите букв «з и с» было записано как «сул», но с тем же значением - «обладатель чего-то, владеющий», ай – луна, ман – человек, мужчина, муж = луноподобный человек. В подтверждении сказанного в словаре «Мусульманские имена» (автор Ибн Мирзакарим ал-Карнаки) приведено 27 мужских имён и 17 женских с формантом «зул».
Так как в начальном периоде распространения ислама почитание могил и совершение возле них ритуальных обрядов было запретным и порицаемым, то со временем могилы Сулеймана и его дяди были забыты и затерялись.
Но со временем эти запреты были отменены, и среди мусульман широко распространилась практика паломничества к могилам всяческих святых и угодников, повсеместно началось возведение над их могилами всяких надгробных сооружений, мавзолеев и даже мечетей. Такие места получили название мазаров (ар. mazar - место осмотра, почитания и поклонения). Многие мусульмане считают, что посещение могил и поклонение умершим святым обеспечивает им заступничество перед Аллахом, дарует им счастливую загробную жизнь.
Одним из таких святых мест в Кыргызстане по этой причине стала гора Сулайман-Тоо, у подножия которой похоронен шейх Сулайман. Постепенно святость могилы Сулаймана перешла на всю гору. Кроме того среди мусульман разнеслась легенда о различных чудотворениях, получаемых паломниками при посещении этого мазара. И тысячи верующих хлынули сюда в надежде получить благословление Аллаха, возможность излечиться от множества болезней и прочих недугов.
Гора многофункциональная: считается, что эти камни излечивают около 20 недугов.
А посещение горы Сулайман-Тоо дважды приравнивается посещению (ар. хаджж) в Мекку – святой город мусульман.
автор Юрий Беляков 3
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Светлана Родионова (Хораськина)
23 июн
Добавить в друзья
Добавить в закладки
Пожаловаться
Счастливые люди иначе устроены,
...ЕщёОни на хорошее в жизни настроены,
Их взглядам открыты вселенные разные:
Согретые солнцем, большие, прекрасные.
Счастливые знают секретные истины,
Мечтают всерьёз, улыбаются искренне,
Не держат обид, уязвить не пытаются,
Тихонечко к сердцу они прикасаются.
Вплетается нить волшебства в настоящее,
И крылья становится просто отращивать.
Ты тоже однажды сквозь дымку унылую,
Увидишь планеты родные и милые.
Жить счастливо — это искусство особое,
Впусти в свою голову светлое, доброе.
У синего неба учись безмятежности,
У майского дня — нарастающей нежности,
По маленьким искрам, по нотам спасительным,
Начни свой мотив сочинять удивительный.
Счастливым стать трудно — здесь нужно терпение,
И лёгкость нужна
Светлана Родионова (Хораськина)
23 июн
Добавить в друзья
Добавить в закладки
Пожаловаться
Счастливые люди иначе устроены,
Они на хорошее в жизни настроены,
Их взглядам открыты вселенные разные:
Согретые солнцем, большие, прекрасные.
Счастливые знают секретные истины,
Мечтают всерьёз, улыбаются искренне,
Не держат обид, уязвить не пытаются,
Тихонечко к сердцу они прикасаются.
Вплетается нить волшебства в настоящее,
И крылья становится просто отращивать.
Ты тоже однажды сквозь дымку унылую,
Увидишь планеты родные и милые.
Жить счастливо — это искусство особое,
Впусти в свою голову светлое, доброе.
У синего неба учись безмятежности,
У майского дня — нарастающей нежности,
По маленьким искрам, по нотам спасительным,
Начни свой мотив сочинять удивительный.
Счастливым стать трудно — здесь нужно терпение,
И лёгкость нужна, и душевное зрение.
Ты сделаешь будни в сто крат гармоничнее,
Взглянув по-другому на вещи привычные.
Порадует утро тебя переливами,
Вот так и становятся люди счастливыми!
Алеся Синеглазая