Однако жители полуразрушенного города не впали в панику, не остались наедине со своей бедой. На помощь пришла вся страна — огромный СССР. В ту же ночь прибыли воинские подразделения из Оша, Ферганы и приступили к спасательным работам. Утром в городе уже находились руководители Киргизской ССР, провели собрание партийно-хозяйственного актива, на котором определили меры по быстрейшей ликвидации последствий стихийного бедствия. Восстановительные работы, разбор завалов начались сразу же после спада селевого потока. В город стали прибывать отряды спасателей из всех районов и городов республики. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли специальное постановление «О ликвидации последствий стихийного бедствия в городе Кызыл-Кия Киргизской ССР». В адрес горожан поступило соболезнование от Генерального секретаря ЦК КПСС Л. Брежнева.
О стихийном бедствии в городе Кызыл-Кие по свежим следам написали газеты «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», журналы «Военные знания», «Смена», «Огонек», республиканские газеты и журналы.
Помощь шла из различных регионов Союза. Так, из города Кирова стали поступать трехслойные сборные щитовые дома, ранее предназначенные для строителей БАМа. Кстати, благодарные кызылкийцы местности, где были установлены эти дома, дали название БАМ. Самолетами «Антей» в Ферганский аэропорт были доставлены бульдозеры С-100. Из Узбекистана прибыли специальные автомашины для очистки подвальных помещений. Из различных районов страны прибывали строительные материалы, палатки, постельные принадлежности и т. д. Решением союзного правительства из Тулы была передислоцирована в Кызыл-Кию военно-строительная часть.
В ликвидации последствий стихийного бедствия активное участие принимали невоенизированные формирования гражданской обороны, коллективы предприятий, организаций и учреждений, студенческие строительные отряды, учащиеся школ и учебных заведений.
В процессе ликвидации последствий стихийного бедствия были не только восстановлены разрушенные здания и сооружения, но и построены новые. Несколько многоэтажных жилых домов в первом микрорайоне, ранее упомянутый поселок БАМ, молочный завод, три автомобильных и один железнодорожный мосты и другие сооружения.
Вместе с тем хочу назвать еще один мост, который строился 33 года. Его сооружение было начато сразу же после наводнения «Андижанмостостроем». Успели вбить железобетонные сваи. Затем строительство переходило от одной подрядной организации к другой. Опоры строящегося моста неоднократно смывались следующими менее мощными селевыми потоками. И это недостроенное сооружение как символ трагедии долго мозолило глаза горожанам, напоминая о страшном дне.
Но, как говорится, под лежачий камень вода не течет. Этот пресловутый «камень» сдвинул Абиш Халмурзаев, возглавлявший город, со своей командой. Мост построили и сдали в эксплуатацию. Между прочим, сейчас Абиш Халмурзаев — полномочный представитель правительства КР в Баткенской области.
Кстати, у наших ближайших соседей в селе Уч-Коргон есть мост, который в народе получил название «золотой», потому что на его сооружение и неоднократное восстановление ушли огромные средства. Кызылкийцы вправе называть свой мост бриллиантовым — на его восстановление ушло тоже немало денежных средств.
Комментарии 6