Разумеется, фильм должен был потрафить вкусу Светоча. Всё вышло по канонам «Краткого курса истории ВКП(б)», который он сам же и отредактировал. Во-вторых, картина получилась созвучной времени. Выходило, что сталинская жестокость к врагам пошла от ленинской вражды к ним. Беседуя с Горьким, Ильич молвит: «Алексей Максимович, суровость наших дней вынуждена условиями борьбы. Она будет понята и оправдана». Вот, батюшки, вам и традиция, и связь времён, и единомыслие вождей. Ленин карал и Сталину завещал. В другой сцене Ленин узнает, что мать крохи, чудом оказавшейся в Смольном, умерла от голода. Он звонит председателю ВЧК: «Феликс Эдмундович, у вас арестованы крупные спекулянты хлебом. Необходимо их немедленно расстрелять и широко оповестить об этом население. Объявить, что мы и впредь будем расстреливать каждого спекулянта, как заклятого врага и организатора голода.» Налицо чёткая и очевидная преемственность: в 1918 году Ленин по характеру, убеждениям был такой же, как Сталин в 1939-м. Друг рабочих и крестьян, «к врагу вставал железа твёрже». Ленинская жестокость продиктована необходимостью: всюду враги, а с ними – саботаж, вредительство, голод. Режиссёр выстроил мостик из фильма – в жизнь: Сталин стал продолжателем дела своего учителя и друга. Он неустанно борется со злом и его олицетворением – врагами народами, вредителями, шпионами. И эта борьба будет продолжаться до полного их уничтожения.
Григорий Чухрай, автор «Сорок первого» и «Баллады о солдате», ученик Михаила Ромма, так отозвался о ленте: «В те годы вождей было принято изображать «монументально», как бы отлитыми в бронзе: недоступными, непостижимыми, обладающими высшей правдой. А в картинах Ромма Ленин предстал перед зрителями простым, доступным и человечным, совсем не похожим на монумент.»
Обе роли Ленина станут последними в фильмографии Бориса Щукина. 7 октября 1939 года он скончался от болезни сердца в возрасте 45 лет, и его именем тогда же назовут вахтанговскую (3-ю студию) Школу-студию при МХТ, ставшую театральным училищем.
В 1941-м он будет посмертно удостоен Сталинской премии первой степени за участие в дилогии Михаила Ромма.
Кстати, в 1939-м «Ленин в 1918 году» был включён в программу дебютного Каннского кинофестиваля, который был прерван и не состоялся в связи с началом Второй мировой войны.
Нет комментариев