В этом спектакле маленькая Любочка исполняла роль Редьки. После окончания представления Шаляпин поднял Любу на руки и произнес пророческую фразу: «Эта девочка будет знаменитой актрисой!»
В 17 лет Орлова поступила в Московскую консерваторию (класс рояля), где проучилась три года. Хотя Люба так и не закончила консерваторию, она отлично играла на фортепиано, и в начале 20-х годов подрабатывала в кинотеатре тапёром.
Грязный, прокуренный кинотеатр, матросы, мат-перемат. "До основания, а затем". Об этом послереволюционном периоде жизни Орлова не любила вспоминать, потому что чувствовала себя человеком без будущего.
Спасло замужество. В 1926 году Орлова вышла замуж за видного партийного чиновника Андрея Берзина. Их совместную жизнь не назовешь долгой — 4 февраля 1930 года Берзин был арестован, и Орлова больше никогда больше не увидела своего первого мужа.
В том же 1926 году Орлова была принята хористкой в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко и долгое время была занята лишь в эпизодах. В один из весенних дней 1933 года в жизнь и судьбу Орловой раз и навсегда вошёл Григорий Александров.
Впервые увидев 30-летнюю Любовь Орлову, блиставшую в «Периколе», Александров, искавший в то время героиню для своего фильма «Веселые ребята», был поражен не только талантом актрисы, но и её внешностью.
После спектакля они познакомились, Александров долго уговаривал Орлову сняться в его новой картине. После выхода на экраны фильма «Веселые ребята» Орлова сразу же вознеслась на кинематографический Олимп.
Достаточно сказать, что в тот момент как раз ввели звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В числе первых это звание получили кинорежиссеры Протазанов, Кулешов, Эйзенштейн и Орлова. А Леонид Утёсов получил только фотоаппарат.
Кстати, история имела продолжение. Утёсов имел неосторожность высказать обиду Александрову. Мэтр отреагировал своеобразно. В 1959 году, когда фильм вышел вторично, все песни, которые в фильме пел Утёсов, переозвучил артист МХАТа Трошин.
В конце 30-х выходят «Цирк» и «Волга-Волга». После войны карьера Орловой и Александрова успешно продолжилась. В 1946 году супруги уехали в Чехословакию, где на студии «Баррандов» сняли комедию — «Весна».
Орлова сыграла в ней сразу две роли — ученой Никитиной и актрисы Шатровой.
В 1947 году «Весна» вышла не только в СССР, но и за границей. В том же году фильм демонстрировался на фестивале в Венеции, где Орлова получила приз за исполнение лучшей женской роли.
Вместе с женой Александров разъезжал по миру, всем своим видом демонстрируя торжество советского строя над убогой буржуазией. Среди друзей пары - многие знаменитости, в частности, Чарли Чаплин.
Однако в самом СССР у них практически не было настоящих друзей. Среди киношной братии ходили разговоры о том, что великая любовь Орловой и Александрова- не что иное, как игра на публику.
Во всяком случае, многие из тех, кто бывал в их доме, удивлялись тому, что супруги спят в разных комнатах и обращаются друг к другу исключительно на «вы». Он звал ее Чарли, а она его — Спенсер, в честь Чарльза Спенсера Чаплина, которого оба обожали.
У них не было детей. Однажды внучатая племянница спросила свою знаменитую тетю, почему так получилось? «Знаешь, — ответила Орлова, — я насмотрелась на твою бабушку и твою мать. Это ведь постоянный страх — дети. Сначала боишься забеременеть, потом рожать, а дальше до гроба — страх за ребенка».
Когда точно такой же вопрос задали Александрову (уже после смерти Орловой), он сказал: «Сначала она не хотела, а потом не могла».
Всю жизнь Орлова старалась выглядеть красивой на экране и вне его. С годами это превратилось чуть ли не в битву за красоту. Александров, снимая ее, прибегал к небольшим ухищрениям: например, с помощью специальной подставки поднимал стул, чтобы камера светила ей в лицо. Таким образом свет разглаживал морщины, которых с возрастом становилось всё больше.
Орлова очень стеснялась своих рук, изуродованных тяжёлым трудом. В годы Гражданской войны родители держали корову, которая была единственной кормилицей для семьи. Орловой приходилось развозить тяжелые бидоны с молоком по всей Москве.
Из-за этого руки так и остались покрасневшими, с опухшими венами. Поэтому на съёмках Любовь Петровна просила мужа снимать руки 20-летней дублерши, которая под столом Орловой, жестикулировала вместо нее.
Из страха показаться некрасивой Любовь Петровна не любила фотографироваться, скрывала свой истинный возраст. Когда в январе 1972 года ей исполнилось 70, она лично попросила киношное начальство ни в коем случае не упоминать в прессе об этом.
В последние несколько месяцев перед смертью Орлова металась в поисках пьесы, с которой могла бы достойно уйти со сцены и из жизни. Пьеса так и не нашлась.
23 января 1975 года, в день рождения своего мужа, Орлова внезапно потеряла сознание. Ее отвезли в Кунцевскую больницу. Придя в себя, позвонила мужу: «Гриша, что же вы не приезжаете ко мне? Приезжайте, я жду».
Александров через 40 минут примчался к её постели. Она посмотрела на него и чуть слышно прошептала: «Как же вы долго». Через три дня, 26 января 1975 года, Любови Орловой не стало. Она так долго была символом советского кино, а ей так хотелось быть, прежде всего, женщиной.
Комментарии 3