Не обошлось и без скандалов. Автор пьесы Николай Гончаров, поняв, что экранизированный фрагмент обретает немыслимую популярность, обратился в Союз драматических и музыкальных писателей с просьбой признать безграничность его авторских прав и охранять их во всех кинотеатрах страны. Каково же было его удивление, когда в ответ компетентный орган сообщил ему, что его сценарий является механическим и не подходит под определение «литературное произведение». Ко всему прочему союз заявил, что не будет защищать никакие авторские права, так как в принципе выступает против развития кинематографа, потому что его существование наносит непоправимый вред театральному искусству.
Картина была воспринята неоднозначно: кто-то отмечал высокое качество технического воплощения, кто-то ругал бедные декорации, кто-то возмущался жестокостью сюжета. Однако фильм «Понизовая вольница» занял свое почетное место в русском кинематографе.
* КРИТИКА:
Из новинок за прошлую неделю отметим картину «Стенька Разин». В техническом отношении она исполнена прекрасно. Видно, что г. Дранков в совершенстве постиг дело фотографирования; жаль только, что лента коротка, — сюжета хватило бы на несколько сот метров. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу.
— «Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге», 1908, № 1, с. 6.
Картина эта до известной степени делает эру в истории русского кинематографического театра. В ней впервые наш синематограф вступает на национальную почву, в ней впервые он даёт роскошную и выдержанную в историческом колорите картину. Театр «Колизей», благодаря своему огромному экрану, смог блестяще поставить эту картину. Не останавливаясь ни перед какими затратами, он пригласил хор певчих, которыми будут исполнены «Вниз по матушке по Волге» и «Из-за острова на стрежень». Кто не знает красивую легенду о Стеньке Разине и персидской княжне, послужившей содержанием картины?
— «Сцена», 1908, № 59.
Былина «Понизовая вольница», поставленная в «Аквариуме», интересно задумана: рисуется картина из жизни приволжских разбойников. Начало и конец действа демонстрируются в синематографе. Несколько портит впечатление только исполнитель роли Стеньки Разина и небогатая обстановка и декорации.
— «Новости сезона», 1908, № 1617, с. 16.
* НОВОСТИ:
Петербургские кинематографы демонстрируют то зарезанную женщину в запачканном кровью платье; то ревнивого мужа, сбрасывающего за борт лодки любовника жены; то хулигана, который душит за горло малолетнюю девушку; то Стеньку Разина, кидающего персидскую княжну в волны; то отравленного молодой женой человека…
«Петербургская газета», 1908, № 314, с. 6.
Это, конечно, далеко не совершенная постановка, но и теперь картина даёт зрителю очень и очень много.
«Сцена», 1908, № 171.
Открыл, наконец, свои двери «Аквариум» г. Путинцева. Открытие театра «Аквариум» состоялось вчера при полном сборе. Пьеса «Понизовая вольница» с применением синематографа имела у публики большой успех.
«Московский листок», 1908, № 211, с. 3.
«Понизовая вольница» — историческая пьеса Гончарова идёт одновременно в Летнем театре и в театре «Аквариум», где при постановке применяют синематограф.
«Сине-Фоно», 1908, № 3, с. 5.
Г. Гончаров, написавший «Понизовую вольницу» с применением синематографа, дал исключительное право на постановку театру «Аквариум», а между тем это зрелище появилось в некоторых синематографах и даже в сопровождении той же музыки, которую написал для «Аквариума» Ипполитов-Иванов. Г. Путинцев собирается по этому поводу затеять процесс.
«Новости сезона», 1908, № 1621, с. 4.
* ВОСПОМИНАНИЯ:
Нет комментариев