Ко дню рождения Константина Кинчева.
Константин Кинчев: «рок-музыка не может быть ни бесовской, ни божьей. Это просто средство, через которое конкретная личность делится своими настроениями, взглядами. Важен вопрос ответственности личности: куда направляется это орудие? Или во благо, или во зло».
25 декабря, в день своего рождения, Константин Кинчев отпразднует 66 лет концертом в Москве в легендарном ДК им. Горбунова.
Группа АЛИСА на сцене уже четыре десятилетия и они в пантеоне звёзд первой величины. АЛИСА полноправно вошла в историю России.
В настоящее время большую часть года (с апреля по ноябрь) Константин Кинчев с женой проживает в деревне Саба на границе Псковской и Новгородской областей, в 700 км от Москвы: «Я в Москве зимую. В принципе я в деревне оставался бы круглый год, просто Сане (жене) там не очень». В свободное время увлекается рыбной ловлей. Константин Кинчев — левша, при этом играет на гитаре и пишет правой рукой
В 1976 году, узнав историю своего деда, Константин принял родовую фамилию, но официально не поменял её до сих пор. В 1930-е годы отец отца Константина был репрессирован и умер в Магадане. После бабушка вышла замуж второй раз, и её сын получил фамилию Панфилов. Таким образом, оставшись по паспорту Панфиловым, Константин взял прямую фамилию — Кинчев.
У Константина было два брака. Первой женой была Анна Голубева. С нынешней женой, Александрой Панфиловой (дочерью заслуженного артиста РСФСР Алексея Локтева), музыкант познакомился в 1988 году. Дети — Евгений (от первого брака, родился 1 февраля 1988 года, работал редактором в спортивном журнале, теперь заведующий атрибутикой в группе отца), Мария (дочь Александры от первого брака, театровед) и Вера (родилась 1 сентября 1991 года, снималась в клипах на песни «Трасса Е-95», «Мы держим путь в сторону леса» и «Родина», училась в Школе-студии МХАТ, а в 2009 поступила в ГИТИС на курс к Сергею Женовачу.). 14 января 2011 года Мария родила сына Луку, первого внука Константина Кинчева. Имя «Лука» в переводе с древнегреческого означает «свет». Все дети Константина крещены, а крёстным отцом стал бывший клавишник «Алисы» — Андрей Королёв, который после ухода из группы стал священнослужителем.
В 1999 году лидер «Алисы» говорил, что отошёл от чтения светской литературы и знакомится только с житиями святых и старцев, в которых находит потрясающую духовную энергию. В 2011 году в эфире передачи «Вторая смена» на «Нашем радио» лидер «Алисы» говорил, что с большой симпатией относится к творчеству Дмитрия Ревякина, Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, Виктора Цоя, Майка Науменко, Александра Башлачёва, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Иосифа Бродского, поэтов Серебряного века, Пушкина и Лермонтова.
Константин Кинчев говорил, что любит театр больше, чем кино. Среди кинолент, которые более всего понравились он называл «Остров», «Страсти Христовы» и фильмы Никиты Михалкова, в особенности «Сибирский цирюльник».
В девяностые годы Константин Кинчев сделал татуировки на двух руках. В совместном интервью с группой «Ва-БанкЪ» музыкант рассказал об одной из них: на одной из рук изображены восемь пляшущих шутов, а на другой — девятый, который зажигает огонь. Все девять шутов символизируют девять песен с альбома «Чёрная метка». На другой руке изображена девочка «Алиса», Змей Горыныч, чертополох, избушка Бабы Яги и другие элементы. Позднее он заметил, что сделанные ранее «языческие» татуировки не мешают ему быть православным человеком: «Я ж православный, факт остаётся фактом» и добавил про татуировки: «Я бы сделал православные, но таких, к сожалению не бывает». В эфире передачи «Каприз» на MTV в 1999 году музыкант рассказал, что сделал первую татуировку в четвёртом классе школы: «Хотел наколоть „Костя“, а получилось неизвестно что».
Лидер «Алисы» носит четыре кольца: два обручальных на безымянном пальце правой руки (венчание — обручение с супругой, крещение — обручение с Церковью) и два на левой (череп на безымянном пальце и рыба на мизинце). Рыба — символ христианства, а череп означает готовность умереть за веру.
Виктор Цой называл Константина Кинчева в числе немногих, чьи песни ему нравились. Жена Цоя Марианна говорила, что «бунтарский период Виктора (когда на смену песням „Фильмы“, „Звёзды останутся здесь“, его иронично-любовной лирике пришли „Перемены“, „Дальше действовать будем мы“ и т. п.) начался в его творчестве под влиянием героических песен Константина Кинчева».
Вячеслав Бутусов тоже признаёт решительное влияние Константина Евгеньевича. Пребывая в состоянии полного отчаяния, Вячеслав увидел Константина Кинчева и был поражён его уверенностью и убедительностью. После этого в ходе беседы Кинчев повлиял на будущее крещение Бутусова, за что он очень благодарен.
Илья Чёрт назвал Константина Кинчева своим учителем.
Лидер группы «F.P.G.» Антон «Пух» на одном из концертов сказал, что он почерпнул от Константина, как можно быть простым человеком, имея высокий статус: «Он действительно же король, но он абсолютно простой человек, никаких понтов у него вообще нет. И вот эта человечность, которая в нём есть — это очень круто, это большой дар на самом деле».
На пресс-конференции, посвящённой альбому «Сейчас позднее, чем ты думаешь» начальник пресс-службы ВМФ сказал:
Знаю на собственном опыте — когда люди уходят в море и не видят подолгу Родины, песни такой группы, как АЛИСА, создают уютную атмосферу, поднимают настроение и помогают выжить в самые трудные часы. От имени Военно-морского флота хочу вручить Константину Кинчеву Группа АЛИСА символ ВМФ — андреевский флаг.
Нина Барановская, которая занималась литовкой текстов в Ленинградском рок-клубе охарактеризовала творчество лидера «Алисы» следующим образом: «Кинчев, пользующийся всеми достижениями российской культурной традиции, обращающийся и к ямбу, и к хорею, и к современному свободному стиху, и к поэтическим приёмам русского фольклора, применяющий в музыке все последние достижения, все стилевые языки и тут же обращающийся к очень древней музыкальной традиции, Кинчев, использующий на своих концертах то приёмы ярмарочных шутов, то методы классического театра, то превращающий концерты в публичную исповедь, то в камлание — несомненно, современный художник».
Некоторые цитаты из прессы:
«Кинчев не побоялся взвалить на себя роль рупора поколения и открывателя новых горизонтов, он начисто отбросил двусмысленность и скрытую иронию, столь характерные для нашего рока, и взял на вооружение самые громкие слова и страстные призывы: всё то, что наша недоверчивая публика привыкла издевательски называть словом „пафос“. Плакатность его песен часто бывала сродни официальным комсомольским гимнам, но музыкальный и визуальный контекст переводил их в другое измерение».
«В искренности Кинчева сомневаться не приходится, ведь публично объявив себя православным, он поначалу потерял массу поклонников. Выражаясь современным языком, можно сказать, что он „опередил тренд“».
«Кто сегодня делает литературу в России» «Говорят, что он [Константин Кинчев] будто бы человек настроения. Мол, сегодня может власть прославлять, а завтра — проклинать. Но у него якобы нет убеждений. Но я в корне с этим не согласен. Как это у Кинчева нет своей позиции? Вы вслушайтесь в его тексты. Там всё сказано».
«Константин Евгеньевич сейчас практически не дает интервью, и от этого его новые работы только ценнее — он говорит с нами в альбомах, вмещая в них тот или иной жизненный опыт: опыт пережитого, опыт передуманного.
Но есть что-то, что между нот и слов — дух. И вот он-то абсолютно ясен: будто чувствуется сама история, само трагичное движение времени...
Кинчев не дает интервью, и если хотите всё-таки узнать, чем живёт артист, слушайте его песни. Кинчев не пишет на потребу, он открывает нам свои путевые заметки и дневники. Готовы прочитать?»