Интересно знать, когда появилось на Кикнурской земле то или иное село, деревня, деревушка? Откуда и как давно пришли сюда люди?
Однако, в седой истории многие следы затерялись, и едва ли можно будет найти их отпечатки в будущем.
В раздумьях над временем возникновения наших сел и деревень, я неожиданно зацепился за мысль: «Ну ладно, селились тут безвестные люди. Хорошо, если каким-то царским указом или грамотой Вятского Губернатора позволялось им основать новое селение. Тогда еще пол беды, можно со старанием в архивах страны найти какие-то следы заселения наших земель. А если таких бумаг не было? Тогда что? Ну а церкви, храмы? Это же значительные для сел сооружения! Не могли же они закладываться, не отражаясь на страницах исторических летописей?».
Осмотр многих храмов в натуре не дал нужных результатов. Почему-то старые мастера не считали, видимо, нужным ставить дату возводимого им сооружения. Или это в те века было не принято.
«Так неужели же нельзя отыскать этих источников?» - с горечью думал я. И вот, в очередной заезд в столицу, я посетил с этой целью Центральную библиотеку имени Ленина, это поистине уникальное книгохранилище страны!
Пожилая сотрудница выслушала меня внимательно.Молча ушла в книгохранилище. И минут через десять-пятнадцать положила передо мной толстую книгу в добротном картонном переплете. С трепетом беру ее в руки… С затаенным дыханием читаю: «Историко-географическое статистическое описание храмов Вятской губернии», год издания – 1912.
В тихом зале библиотеки листаю эту редкую книжицу. На дворе зима. С карнизов московских зданий свисают снежные космы, на деревьях игольчатая изморозь, а я душой на зеленой Кикнурской земле. То я в многоликом шумливом Улеше, то в песенном, праздничном Кикнуре, то в затерявшейся за лесами Кокшаге. Все нашел, что меня интересовало, что волновало много лет. Давно лежит эта запись в моем блокноте. И вдруг подумалось, что, может быть, это интересно не мне одному.
Так вот, в хронологическом порядке, шествуя по годам из глубины веков, строительство храмов на Кикнурской земле шло таким чередом:
1. с. Улеш – Петропавловская церковь, возведена в 1822 году;
2. с. Кикнур – Благовещенская церковь, возведена в 1853 году;
3. с. Кокшага – Троицкая церковь, возведена 1861 году;
4. с. Падерино – Покровская церковь, возведена в 1863 году;
5. с. Русские Краи – Троицкая церковь, возведена в 1867 году;
6. с. Шапта – Владимирская церковь, возведена в 1874 году;
7. с. Макарье – Казанско-Богородицкая церковь, возведена в 1870-1877 году;
8. с. Кундыш – Введенская церковь, возведена в 1879 году;
9. с. Беляево – Никольская церковь, возведена в 1893 году;
10. с. Цекеево – Знаменская церковь, возведена в 1893 году;
11. с. Кресты – Богоявленская церковь, возведена в 1898 году;
12. с. Потняк – Крестовоздвиженская, возведена в 1898 году.
Таким образом мы видим, что строительство десяти кирпичных храмов в селах района заняло не мало лет! А Макарьевская церковь одна возводилась ровно 7 лет. Это говорит за то, что строительство храмов на Руси не было легким делом для наших предков. И что труд в них вложен не легкий, да и средств, наверное, затрачено не мало.
И хотя нет среди храмов нашего района древних исторических памятников, охраняемых законом, но хотелось бы пожелать, чтобы существующие церкви не доводились до грани разрушения.
Не за горами XXI век. И кто знает, не будут ли интересны нашим потомкам и эти простые, бесхитростные сооружения безвестных мастеров прошлого на нашей северной земле?!..
Из материалов А. Рыжова с небольшими нашими поправками. Январь 1981 года.
#Кикнур #Кикнурскийкраеведческиймузей #храмыкикнур
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7