Другой святой, память которого сегодня совершает Церковь, — преподобный Иоанн Дамаскин. Мы знаем, что он — гениальный гимнотворец, и когда мы отпеваем наших близких, то произносим слова, написанные им, а когда у нас Пасха и ликование, то в Церкви звучат благодатные песнопения преподобного. Осмогласие, разделяющее все уставные недели по пению восьми гласов, — это его труд. И каноны на Рождество Христово и Богоявление — тоже его творения. Но сегодня мы вспомним событие из его жизни, которое очень ярко показывает, какой ценой совершалось это творчество, и почему Господь даровал ему такое дивное вдохновенное слово.
Грех как норма и первородный грех
Известно, что преподобный Иоанн Дамаскин выступил ревностным защитником иконопочитания. Когда при императоре Льве III Исавре Византийском возникла ересь иконоборчества, началось гонение на иконы. В это время Иоанн Дамаскин — человек знатный, высокообразованный — занимал большую должность при дворе дамасского халифа в Сирии. Но после того, как он опубликовал две книги против иконоборцев, византийский император пришел в ярость. Не имея возможности казнить автора ненавистных книг или посадить его в тюрьму, поскольку Иоанн Дамаскин был не его подданный, он написал письмо халифу, что якобы его министр Иоанн Дамаскин предложил ему, императору, овладеть Дамаском. В подтверждение этой лжи император прислал халифу это подложное письмо и свой льстиво-лицемерный «ответ». В гневе халиф приказал немедленно отсечь правую руку своего министра и вывесить ее на городской площади в назидание всем.
По ходатайству близких друзей преподобного к вечеру отсеченная рука была возвращена Иоанну Дамаскину, и он со слезами молился перед иконой Божией Матери, чтобы Божия Матерь, видя торжество нечестия, не лично ради него, а ради всей Церкви заступилась за православных. И совершилось чудо, которое мы вспоминаем в праздник иконы Божией Матери «Троеручицы». Отсеченная рука силою Божией и заступничеством Пресвятой Богородицы была чудесным образом восстановлена. Иоанн Дамаскин получил исцеление, а Божия Матерь сказала, чтобы этой рукой он, не уставая, трудился для прославления Православия.
Вот какой ценой обретается истинное слово, слово святых отцов, которое мы храним в Церкви. Не просто каким-то удивительным врожденным даром, но дорогой ценой — причастностью воплотившемуся Слову Божию, принявшему Крестные страдания за нас. И это слово — всегда крестное.
А что мы знаем о святой великомученице Варваре? Она жила в III веке, во времена гонений на Церковь. В своей руке эта святая держит крест Христов, украшенный белой и красной розой. В ее жизни соединяются подвиг мученичества и подвиг девства — всецелое принесение себя Христу. Мы помним из ее жития, что ее отец, богатый и знатный человек в Илиополе Финикийском, безумно любил свою единственную дочь, отличающуюся необыкновенной красотой и умом. Ревниво желая оградить ее от всяких знакомств до вступления в брак, он заточил ее в башню, так что только оттуда она могла созерцать красоту Богом созданного мира. Она ничего не знала о Боге, а видела только красоту звезд, солнца и луны, и взирая на них познала Творца Бога.
Как говорит апостол Павел, человек призван к тому, чтобы через внешнюю красоту познать Того, Кто ее сотворил. Красота мироздания удивительна, мы просто не умеем ее видеть. Есть люди, которые настолько глубоко чувствуют красоту солнца и луны, что готовы обожествлять их, потому что они непостижимо совершенны. И они действительно их обожествляют.
Идолопоклонство всегда существовало в мире. Оно исходило от людей, которые остро воспринимали и чувствовали внешнее совершенство созданного Богом мира, но за этой красотой не могли увидеть большего. Нецеломудрие и идолопоклонство всегда были соединены друг с другом, потому что это одна тайна — тайна чувственного, утонченного, почти сладострастного восприятия красоты. И тайна целомудрия святой великомученицы Варвары раскрывается в ее способности увидеть за внешней красотой Самого Бога. Сказано, что «чистые сердцем Бога узрят». Надо иметь особую чистоту сердца, чтобы через нее, как через окна, увидеть, что мир прозрачен — как через своего рода иконы, которые открывают нам невидимый мир, присутствующий за видимым. Благодаря этой чистоте, человек начинает видеть невидимое.
Зло еще не раскрылось до конца
Чистота сердца Варвары обнаружилась и в том, как она стала относиться ко всему происходящему в ее жизни после принятия святого крещения. Это проявилось в известной нам истории со строительством роскошной бани ее отцом, в которой по его проекту должно было быть два окна: одно — в честь солнца, а другое — в честь луны. Но Варвара настолько воспринимала все в своей жизни не как случайное, а как возможность служить прославлению Бога, что попросила строителей прорубить в этом доме три окна — в честь Пресвятой Троицы. Баня, где человек получает телесную чистоту, стала для нее «баней пакибытия», напоминанием о хранении не только чистоты телесной, а чистоты духовного целомудрия.
Но самое поразительное в этом подвиге целомудрия и мученичества святой невесты Христовой Варвары проявилось в тот момент, когда она вместе с последовавшей за ней Иулианией девой была подвергнута глумлению. На поругание растленной толпе их обнаженными водили по городу, и Господь по молитвам святой Варвары покрыл их тела светозарными лучами. Не о таком ли явлении чистоты и целомудрия читаем мы в Священном Писании в повествовании об Адаме, который был наг и не стыдился, и об Иосифе Целомудренном, который имел первозданную чистоту, потому что был облачен в свет целомудрия — в Божественную красоту. И еще одна немаловажная подробность. Святая великомученица Варвара приняла смерть от руки своего отца, обезумевшего в слепой ярости язычника, — так было и у нас во время последних гонений в некоторых семьях, когда восставал брат на брата и отец на собственное чадо. Но Церковь хранит свидетельство мучеников, что Кровь Христова всегда дороже своей крови.
Прославляя сегодняшних святых, постараемся увидеть, какое непосредственное отношение их подвиг имеет к нашим дням. Мы переживаем страшное время, когда во всем ощущается, что конец «близ, при дверех». Неслучайно некоторые проповедники говорят, что расколом в Православной Церкви, небывалой нравственной деградацией в мире и другими столь же тревожными событиями мы вступили уже буквально в апокалиптическую эпоху. Не обманываемся ли мы так, как обманывались православные христиане пятьсот лет назад? Что-то очень серьезно изменилось за это время в мире, по крайней мере, все мы на пятьсот лет приблизились к последнему исходу. Но что бы ни происходило, мы, подобно святителю Геннадию, преподобному Иоанну Дамаскину и великомученице Варваре, не должны утратить доверия Господу. Надо не ужасаться этих дней, а радоваться и стремиться, чтобы наше восприятие кончины мира было таким, о котором говорит святая Церковь: «Ей, гряди, Господи Иисусе!»
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2024/12/17/radost_o_gospode_sredi_skorbei
Комментарии 2