Слово в день празднования Казанской иконы Божией Матери
Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Сколько раз спасала Божия Матерь землю Русскую от страшных бед и народ наш — от неминуемой гибели! Неужели те испытания, которые мы переживаем сегодня, не вразумят нас, не научат по-настоящему молиться — на той глубине, на которой был написан тропарь «Заступнице усердная» святым Ермогеном, когда была обретена чудотворная икона на грозном пепелище! И прославилась она среди великой смуты XVII века, когда стоял вопрос о самом существовании нашего Отечества. Насколько больше нынешние испытания, чем тогда, настолько более пламенной и слезной должна быть наша молитва! Надо так всей Церкви в этот праздник молиться, чтобы какому-нибудь благоговейнейшему архиерею нашему, душа которого томится, как бы в темнице, среди горя народного, явился преподобный Сергий или кто-нибудь из самых близких к нам по времени русских святых — кто-нибудь из новомучеников наших, может быть, последний святой царь-страстотерпец, и сказал: «Ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Божией Матери суд об Отечестве нашем изменен на милость». Чтобы эта радостная весть, переходя из уст в уста, быстро распространялась повсюду и исполнялись души русских людей непреодолимым мужеством.
Но где вера народная, где всенародное покаяние, где скорбные мольбы и вопли ко Господу, где строгий пост? К кому обратиться избраннику народному: «Станем все, как один, за Русь, за дом Пресвятой Богородицы!» Сколько людей, не имеющих твердого упования на Господа, охвачены беспомощным гневом, растерянностью и унынием, видя «измену, трусость и обман» так называемой пятой колонны в России. «Не победив врага внутри,
не победить врага снаружи». Но и тогда, по-человечески рассуждая, не было никакой надежды. Однако перед Казанской чудотворной иконой Божией Матери родилась надежда. Нет согласия сегодня среди тех, кто понимает, что происходит с Россией, — но и тогда были раздоры и разброд, однако всех объединила молитва к Божией Матери. Кажется, где взять силы одолеть коварного врага — столько стран объединились против нас! Но и тогда не было достаточно сил и оружия — Господь и Божия Матерь явились нашей силой и оружием.
Мы слышим в этот день за литургией Евангелие, читаемое практически во все Богородичные праздники, которые, кроме двунадесятых, бывают в дни чудотворных Ее икон, то есть почти каждую неделю. Это Евангелие чаще, чем какое-либо другое, звучит в Церкви, и это все совершается по Божию премудрому Промыслу. Бог хочет сказать нам этим что-то особенное, и мы должны наконец это услышать.
Мы все помним наизусть слова: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о многом, едино же есть на потребу». Бог хочет, чтобы мы усвоили этот непоколебимый принцип истинной жизни: вечное выше временного и духовное выше материального. Потому и все беды в мире всегда были, а с 1917 года они обрушились обвалом на наш народ, что совершилась предательская переоценка ценностей, произошел в нашей жизни диавольский переворот, и по этой причине все идет во всем мире вкривь и вкось, и кверху дном. Посмотрите на нашу Россию, чем люди живут даже теперь, перед небывалой внешней угрозой, в большинстве своем, и самое печальное — что этой коренной беды почти никто не замечает. Что будут значить земные победы, если мы дадим место диаволу? О Боге и о вере в Бога еще могут говорить, но жизнь идет при этом как будто сама по себе.
Известный писатель, тот, кого называли совестью нации, выступил в начале «перестройки» в Государственной Думе с речью о том, как обустроить Россию. Прозвучала самая резкая и справедливая критика всего и всех, были разобраны экономические и политические оттенки русской жизни последнего времени, но ощущение было, что все в целом мимо: тот, кто называл себя христианином, ни слова не сказал ни о покаянии, ни о Боге. По существу была предложена очередная программа строительства без Бога. Может быть, действительно необязательно было говорить неверующим людям о религии, о Церкви. Но в том-то и дело, что верующий человек, о чем бы он ни говорил, всегда должен чувствоваться, особенно там, где речь идет о судьбах народа. Не потому ли ни слова не было сказано о публичном массовом убийстве невинных людей в октябре 1993 года — этом, может быть, главном после 1917 года событии русской истории, которое писатель просто никак не заметил. Мы упоминаем об этом выступлении, потому что оно, на наш взгляд, свидетельствует не просто о духовной непросветленности, а об отсутствии центра в нашем общественном сознании. Мало нам, оказывается, было семидесяти коммунистических и тридцати «прозападнических» лет, мы, по существу, ничему этими страданиями не научились — что бы мы ни делали без Бога, все будет ошибочным, напрасным.
Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2024/11/03/bog_hochet_skazat_nam_chtoto_osobennoe
https://youtu.be/VumGzCLpW80 http://dugin.ru/video/russkaya-pasha-2016 https://vk.com/video151678461_456239090 Русское Православие - множество духовных миров, рядом с нами, в нас, сквозь нас.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2