На второй день Рождества Христова к ликованию Церкви о родившемся Спасителе мира присоединяется сугубая похвала Божией Матери. И во все дни праздника Рождества эта радость для нас нераздельна. Встречаясь с Господом, мы встречаемся с Его Матерью. Кланяясь Солнцу правды с высоты Востока, мы прославляем Ту, Которая, как заря, предшествует солнцу. И не только предшествует, но несет в Себе и рождает в мир эту Божественную жизнь и этот свет. Небо и земля с трепетом взирают на непостижимое достоинство Девы, Которая именуется Матерью Божией — Матерью Того, Кто создал небо и землю. «Се, Раба Господня», — говорит Пресвятая Дева, но Бог нарекает Ее Своей Матерью. Матерью Ее Творца. Она — Мать и раба одновременно. Всегда — Мать, и всегда — раба. Как Ее Сын — Бог и Человек. Всегда Бог, и всегда человек.
Как величия Своего Она достигает через смирение, так в материнство Свое Она вступает через девство. Она сохраняет девство и становится Матерью, соединяя две тайны жизни, никогда одновременно не существующие. Перед этими двумя тайнами предстоит человечество, не в силах по-настоящему их постигнуть без Нее. В Рождестве Ее девство не только сохраняется, но возвышается, но увенчивается, но расцветает Ее материнством. И Ее материнство свято уготовано, блаженно достигнуто и божественно совершено в Ее девстве. Этой тайне в какой-то степени причастны все девы и матери — только в целомудрии приходит святое материнство, и материнством утверждается целомудрие, не говоря уже о том, что подлинное девство раскрывается духовным рождением и духовным материнством. Как написано: «У оставленной больше детей, чем у имеющей мужа».
Мы встречаем сегодня праздник Рождества в мире, где поругано материнство и осмеяно девство, где обыденность убийства собственных, еще не родившихся детей — Вифлеемское избиение младенцев в масштабе планеты — и каннибализм разврата, тоже ставший бытовым явлением, свидетельствуют очевиднее самых страшных пророчеств о том, что человек без Бога не может быть человеком. Сколько мужчин и женщин встречают Господа вместе с Пресвятою Девой, начиная с яслей Вифлеема, где, поклонившись, можно увидеть, как сказано в Евангелии, Младенца с Матерью, и кончая Крестом, с которого Спаситель всех человеков говорит Своему ученику: «Се, Мати твоя», — и сколько людей проходит мимо, попирая все! Избрание быть Божией Матерью означает крест. И никто из людей, как Она, не знает тайну рождения, жизни и смерти каждого человека, и никто, как Она, не может молиться с таким состраданием и с такою любовью за всех, потому что Она — Мать всех живущих и Мать Бога Живого.
Постараемся как можно глубже проникнуть сегодня в тайну заступничества Божией Матери. Здесь, в Вифлеемских яслях, для Нее Он одновременно — Спаситель мира и маленькое Дитя, Которое растет. Дитя, Которое похоже на всех других и Которое тем не менее — Превечный Сын, Тот, Кто в Превечном Совете избрал взять на Себя тяжесть мира. И так Она носила Своего Ребенка, как всякая мать носит своего первенца. Однако Ей надо было быть подготовленной Духом Святым к тяжести грехов мира, которую Сын Ее должен будет понести. В вере Своей Она все яснее постигает, о чем идет речь. Она, даже в мыслях Своих, по слову преподобного Силуана Афонского, никогда не согрешившая, знает, что такое грех. Ей ведомо точно оскорбление, наносимое Богу грехом, и с того момента, как Она начала носить в Себе Своего Сына, грех для Нее — не просто внешнее, потому что Тот, Кто примет на Свои плечи грехи всех, живет в Ней. Это как если бы Она носила в Себе покаяние всего мира в грехе. В каждом грехе, который Она встречает, Она видит и знает: ради этого Спаситель приходит, это будет Его страданием, из-за этого Он умрет. И в день Рождества Христова, когда в Свете тихом раскрывается Ей сила Божественного прощения, Она совершенно по-новому, как никогда раньше, стоит перед этим океаном благодати. До сих пор Она носила благодать, скрытую в Ней. Хотя Она была окружена дыханием Духа, Она не знала Его прежде, как знает сейчас. Она видит Бога Своими глазами и касается Его Своими руками, и молится за всех. Как никогда раньше обнажаются перед Ней в пасхальном свете Рождества сатанинские глубины греха, и молитва Ее становится неодолимой, как оружие Креста, которое уже теперь пронзает Ей душу.
Матери-христианки и девы-христианки, и все православные христиане! Среди страшных соблазнов мира, когда перед наглым и бесстыдным грехом, кажется, почти без сопротивления сдаются почти все, Церковь снова и снова повторяет слова святого Иоанна Златоуста: «Все задачи жизни должны отступить на задний план перед задачей воспитания детей». И слова святых Оптинских старцев: «По нашим временам сохранить целомудрие — это все сохранить». И когда кровью обливаются ваши сердца от бессилия что-либо сделать, обратитесь к Божией Матери. Ее молитва поистине совершает невозможное.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
https://ruskline.ru/news_rl/2023/01/07/o_materinstve_i_devstve#ПравославнаяПроповедь
Комментарии 1