11 сентября Православная Церковь воспоминает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна
Всякий православный человек сверяет свою жизнь с церковным календарем, зная, какому празднику посвящен сегодняшний день и какие чтения Евангелия и апостольских посланий на нынешний день совершаются на литургии, то есть соотносит собственное существование и события его — большие и малые — с тем всемирно-историческим и космическим «фоном», на котором происходит его жизнь.
Попробуем с этой точки зрения взглянуть на начало романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы»: «Выдался прекрасный, теплый и ясный день. Был конец августа»... В этих двух фразах — завязь, формула всего сюжета романа; и событий, имеющих произойти, и существенных для романа идей. Конец августа по старому стилю (точнее сказать — 29-е августа, по новому же стилю— 11-е сентября)— праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Из мыслей Алеши Карамазова читатель узнает, что старец Зосима послал его «примирить и соединить». Это цитата одной из молитв, читаемых иереем при совершении таинства покаяния: «примири и соедини их (исповедующихся) Святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем». Соединение функций совершителя таинства покаяния и апостола указывает на фигуру Иоанна Крестителя.
Итак, рано оставшийся без материнского тепла и отцовского участия, воспитываемый разными случайными людьми, Алёша Карамазов видит свой воплощенный идеал в старце Зосиме. С его благословения он идет по стопам Иоанна Крестителя, глубоко чувствуя свою ответственность за всех окружающих его людей, желая их «примирить и соединить».
Задача эта кажется непосильной. Трагические контрасты пиршества и казни, глумливой греховности и страждущей святости, вкрадчивой женственности и открытого палачества, присущие сюжету усекновения главы Иоанна Крестителя, донельзя наглядно и отчетливо присутствуют и в романах Достоевского, и особенно в «Братьях Карамазовых».
Алеша, однако, не только приводит к покаянию Грушеньку и других, но постоянно принимает чьи-нибудь исповеди. Но если, к примеру, Дмитрий Карамазов творит «достойный плод покаяния», то брат Иван исповедуется как фарисей, имея целью не покаяние, а искушение Алеши: «Ты мне дорог, я тебя уступить не хочу и не уступлю твоему Зосиме». Заметим, кстати, что избранных Божиих, вытерпевших Его крест (к которым, как мы помним, принадлежит и Алеша Карамазов), Иван описывает через «предтеченские» черты: «они вытерпели десятки лет голодной и нагой пустыни, питаясь акридами и кореньями». Именно про Иоанна Крестителя повествуется в Евангелии как о пустыннике, питающемся «акридами и диким медом» (Мк., I, 6).
Связь образа Алеши с Иоанном Крестителем упрочивается и через то, что Алеша именуется несколько раз ангелом, как и Иоанн: «...вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк., I, 2). Достижение Иоанном Крестителем потенциальной для всякого человека «ангелоподобности» фиксирует иконопись: хорошо известен иконописный сюжет «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни», где Святой изображен с ангельскими крыльями.
Итак, тема Иоанна Предтечи вбирает самое существенное, что есть в романе и в творчестве Достоевского в целом: идею неотложности и всегдашней своевременности покаяния, возможности преображения любого человека и достижения им ангельского света. Как читается в каноне Иоанну Предтече:
«Законополагаяй людем спасение в раскаянии, Предтече, прегрешений бывшее, посреди закона и благодати стал еси. Сего ради молим тя: образми покаяния нас просвети. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (...) Даждь десницу мне на земли лежащему, Предтече, иже десницу простер, и омыл еси водами Нескверного, и избави мя скверны телесныя, всего мя очищая покаянием, и спаси мя. Святый великий Иоанне, Предтече Гоподень, моли Бога о нас».
В публикации использованы материалы из статей: Ф. Б. Тарасов "Апокалипсис в Романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»" и Елена Степанян "Иоанно-предтеченская Тема» в «Братьях Карамазовых»".
На фото икона Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, выполненная вручную в каменной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря из измельченных природных самоцветов.
Братия и сестры, наши изделия вы можете заказать здесь: https://lavka-obitel.ru/ #свято_елисаветинский #сем #иконы #ИоаннПредтеча
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев