Проблему закономерностей исторического развития обсудили ещё буржуазные историки, но они не смогли решить её из-за своего классового подхода. Они рассматривали закономерности только как связь между прошлым и настоящим.
Просветители 60-х годов, например, Чернышевский, начали глубже исследовать историю. Он критиковал прошлое, что ещё влияло на настоящее, и понимал современность лучше, чем буржуазные историки. Это позволило ему иначе оценить реформы Петра I и Россию после него. Однако полное понимание исторического процесса оставалось неполным, так как внимание уделялось только связи настоящего с прошлым.
Марксизм добавил ещё один элемент — будущее. Таким образом, исторический процесс стал рассматриваться как единство прошлого, настоящего и будущего. Полное понимание любой исторической эпохи включает различение того, что уходит в прошлое, и того, что создаёт основу для будущего. Это понимание заложено в марксистской теории о социальных и экономических формациях.
Работы Ленина, начиная с 90-х годов, положили начало марксистской исторической науки в России. В своей ранней работе «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?» он утверждал, что теория общественно-экономических формаций — основа исторического материализма. Ленин писал:
"Маркс, — говорил он, — положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства... установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений."
Это означает, что развитие формаций — естественно-исторический процесс.
Общественно-экономические формации имеют свой жизненный цикл: они возникают, развиваются и исчезают. Общество включает остатки старых формаций и новые, которые начинают формироваться. Понимание этих взаимодействий помогает оценить настоящее и увидеть, как изменится общество. Смена формаций зависит от борьбы классов и является делом людей.
Люди создают историю своими действиями, и понимание закономерностей исторического развития помогает этим действиям. Здесь проявляется сила новых идей и теорий. Ленин подчеркивает, что субъективные цели могут стать объективной истиной:
«Здесь именно и сказывается величайшее организующее, мобилизующее и преобразующее значение новых идей, новых теорий, новых политических взглядов».
Историк, придерживаясь марксизма, объединяет объективность и партийность, что позволяет глубже понять исторические процессы. Ленин различал марксизм и поверхностный подход буржуазной науки, подчеркивая, что
«материалист вскрывает классовые противоречия и тем самым определяет свою точку зрения»Изучение истории в связи с будущим — это основа полноценного исторического познания. Понимание каждого исторического явления включает не только его общие черты, но и его отношение к меняющимся элементам на данном этапе. Это позволяет установить единство общего и конкретного в марксистском понимании истории.
Сила учения Ленина заключается в том, что он опирается на прочные научные основы для оценки современности и предвидения будущего. Это является важным различием между Плехановым и Лениным. Плеханов, как отметил Ленин в своей работе «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?», сделал первый важный вывод о том, что Россия начинает капиталистический путь, но он лишь описал текущее состояние страны, не разобравшись в процессе исторического развития буржуазных отношений. Поэтому он не смог правильно оценить соотношение классовых сил и их положение в борьбе.
Ленин же не остановился на описании «существующих отношений» и стал исследовать, как и при каких условиях возник и развивался капитализм в России. Он связал проблему капитализма с феодальным строем, который предшествовал ему.
К началу 1900-х годов Ленин уже представил завершённую концепцию русского исторического процесса в своих работах, таких как «Развитие капитализма в России» и «Что делать?». Эти идеи продолжали развиваться, дополняясь новыми аспектами, но сохраняли свою основную суть на протяжении всех ленинских трудов, подтверждая научность его концепции русской истории через практику.
Исходная идея концепции заключается в том, что закономерности исторического развития России аналогичны закономерностям других стран, особенно Западной Европы. Ленин отмечал:
«Материализм дал вполне объективный критерий, выделив 'производственные отношения', как структуру общества...»
Он показывал, что Россия, как и Западная Европа, прошла путь от феодализма к капитализму. После Октябрьской революции Ленин подводил итоги, заявляя в «Детской болезни "левизны" в коммунизме», что мировое значение революции заключается в том, что «...русский образец показывает всем странам кое-что, и весьма существенное, из их неизбежного и недалекого будущего»
Это единство исторического развития связано с теорией исторического материализма, которая выделяет пять основных формаций в истории человечества: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую. Ленин указывал, что русский народ прошёл путь, минуя рабовладельческую стадию, что делало его развитие уникальным.
В своих работах Ленин подчеркивал, что до XVII века в России «государство основывалось на союзах совсем не родовых, а местных». Он говорил:
«Если можно было говорить о родовом быте в древней Руси, то несомненно, что уже в средние века...
Только с XVII века началось фактическое слияние разных земель и княжеств в единое государство, и «это слияние... вызвано было усиливающимся обменом между областями». Примечательно, что это объединение было связано с развитием товарного обращения и становлением буржуазных связей.
1. "История ВКП(б)", стр.111.
2. Ленин. Т. I, стр. 275 - 276.
стр. 12
3.Ленин. Т. I. стр. 62 - 63.
4. Ленин. Т. XVIII, стр. 13.
стр. 11
Комментарии 35
В.И. Ленин, 1913 год
А. Эйнштейн
©Леонид Леонов
"Если бы Ленин не был одним из величайших политических мировых вождей, то его интеллектуальные дарования были бы признаны, благодаря его вкладу в политэкономию и философию. Как теоретик и как творец нового общества Ленин занимает исключительное место в человеческой истории. Он принадлежит не только СССР, но и всему человечеству."
(В. И. Ленин, «Пророческие слова» , «Правда» № 133 , 2 июля 1918 г.).
...британское министерство иностранных дел обнаруживало дерзкое намерение нанести России смертельный удар… Вершители европейских судеб, по-видимому, восхищались своею собственною изобретательностью: они надеялись одним ударом убить и большевиков, и возможность возрождения сильной России. Положение вождей Белого движения стало невозможным. С одной стороны, делая вид, что они не замечают интриг союзников, они призывали своих босоногих добровольцев к священной борьбе против Советов, а с другой стороны — на страже русских национальных интересов стоял не кто иной, как интернационалист Ленин, который в своих постоянных выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела...Ещё"Мне пришло в голову, что, хотя я и не большевик, однако не мог согласиться со своими родственниками и знакомыми и безоглядно клеймить все, что делается Советами только потому, что это делается Советами. Никто не спорит, они убили трёх моих родных братьев, но они также спасли Россию от участи вассала союзников.
...британское министерство иностранных дел обнаруживало дерзкое намерение нанести России смертельный удар… Вершители европейских судеб, по-видимому, восхищались своею собственною изобретательностью: они надеялись одним ударом убить и большевиков, и возможность возрождения сильной России. Положение вождей Белого движения стало невозможным. С одной стороны, делая вид, что они не замечают интриг союзников, они призывали своих босоногих добровольцев к священной борьбе против Советов, а с другой стороны — на страже русских национальных интересов стоял не кто иной, как интернационалист Ленин, который в своих постоянных выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской империи, апеллируя к трудящимся всего мира...
Некогда я ненавидел их, и руки у меня чесались добраться до Ленина или Троцкого, но тут я стал узнавать то об одном, то о другом конструктивном шаге московского правительства и ловил себя на том, что шепчу:
"Браво!".
Принижают ещё и для того, чтобы возвеличить себя! Ленин – титан, они – пигмеи. Всё, что они делают, – по сути разрушение… Есть два пути: делать что-то лучше, чем делали предшественники, или занизить предшественников. Если предшественников изобразить плохими и маленькими, то сами они будут выглядеть чуть ли не великими. Они пошли таким путём.
Но, я думаю, от суда истории им не уйти. А значение Ленина, грандиозный масштаб его личности, выдающиеся заслуги не только перед Россией, но и перед всем человечеством никакой клевете неподвластны.
Зиновьев
©Джорд Бернард Шоу
…Дрожали, качались ступени,
Но помню
Под звон головы:
«Скажи,
Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он – вы».
Идеи Ленина живы на всех континентах. В странах социалистической ориентации живут сотни миллионов людей. Один Китай – почти четверть населения планеты.
Ленин – имя России. Самый большой и популярный русский бренд.
Ленин – величайший социальный и политический мыслитель XX века. Его работы доныне не потеряли актуальности.
Памятники Ленину – наш оберег. Покуда стоят памятники – живёт Россия. Фашисты на той же Украине первым делом сносят памятники Ленину, а потом Пушкину. Боятся. Когда мы освобождаем территории, мы восстанавливаем Ленина.
Россия вернёт свою силу и власть, когда 9 мая перестанут стыдливо драпировать мавзолей.
Мы – русские. Мы – Ленин. Герман Садулаев, писатель