Наверное, вы удивитесь, но за 304 года царствования Романовых в России было разрушено в 15 раз больше православных храмов и уничтожено в 45 раз больше фресок, чем за неполных 74 года Советской власти. Нередко это происходило по личным указам царей и императоров, по приказам митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов и даже по распоряжениям приходских священников.
Справедливости ради, подавляющее большинство храмов, снесенных после революции, было построено во второй половине 19, начале 20 столетия дореволюционные же храмоломатели разрушали или уродовали церкви, построенные в 11-17 веках, фактически, исторические и художественные памятники, по сегодняшним временам, федерального значения.
Начало этому вандализму положил Алексей Михайлович в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля.
Начиная со времен Ивана 3, первого государя всея Руси, Успенский собор являлся главным собором государства, ему всегда уделялось особое внимание. "В 1481 году лучший живописец этого времени Дионисий с артелью написал трехъярусный иконостас и несколько крупных икон, ... а в 1513-1515 годах собор был украшен фресками". От этого иконного и фрескового великолепия не осталось почти ничего.
Видимая современным посетителям настенная роспись собора была выполнена в 1640-х годах, по личному указу Алексея Михайловича в 1652-66 расписали стены Архангельского собора: "...писать церковь Михаила Архангела наново стенным письмом, а старое збить...", т.к. стенопись сильно обветшала. Но позвольте, фрескам всего 100 с небольшим лет, они не могли так быстро потерять вид, что уж говорить об иконах, почему понадобилось сбивать еще довольно свежие фрески лучших иконописцев 16 века? Можно же было просто закрасить поверх новыми. Нет, была проведена огромная работа по удалению со всех стан штукатурки, нанесения новой, по которой уже писались иконы. Какие изображения хотели безвозвратно уничтожить?
Фрески, обнаруженные на стене позади правой части иконостаса Успенского собора Кремля. Рендер. Фото: Музей Московского Кремля
Считалось, что сохранились фрагменты росписи стен 1480-х в алтаре Успенского собора. Оказалось, что не фрагменты, реставраторы смогли восстановить существенные куски фресок конца 15-начала 16 в, вполне
вероятно принадлежавшие рукам Дионисия, попа Тимофея, Ярца и Кони.
Странно, но фрески, написанные в 17 веке не сбивали в последующие...
"Тишайший» Алексей Михайлович отличился не только уничтожением фресок соборов Московского Кремля, но и целенаправленным истреблением народных музыкальных инструментов и... деревянных и даже каменных шатровых церквей Русского Севера. Но тут наверное дело понятное. Тишайший приблизил мордовского священника Никона, возвысил его до сана патриарха и поддержал церковную реформу.
В 16 веке русские были убеждены, что если где-то церковный обряд отличается от русского, значит, он исказился. В 17-м же сам царь решил, что исказился русский обряд, а у православных, на минуточку под турецким и польским игом, он остался истинным, железная логика. С ведома и одобрения царя начали гореть рукописные книги, включая дохристианские 6-10 веков, полыхала русская история, что уж там говорить о храмах, не по новому обряду – сломать.
Удивительно, после осуждения Никона Собором, все его новшества остались. Напрасно старообрядцы надеялись на осуждение "богохульных" нововведений. Собор наложил анафему на придерживавшихся старого обряда и репрессиий их только усилились.
При Федоре Алексеевиче сожгли почти все родословные и разрядные книги якобы во имя борьбы с местничеством.
Единственным царем, заботившимся об охране памятников светской и церковной архитектуры, о сбережении отечественного культурного наследия, был Петр I. Хотя и не любил он попов и монахов, но ценность старинных церковных зданий и средневековых фресковых росписей понимал.
Чего не сказать о его преемниках, даже такая незаурядная женщина, как Екатерина 2 собиралась построить на месте большей части Московского Кремля гигантский дворец, и уже приступила к разборке Кремлевской стены. Слава богу, средств не хватило.
Вряд ли могла обветшать за 60 лет каменная Рождественская церковь в Петербурге. Однако, была разобрана перед закладкой Казанского собора.
Масса невосполнимых утрат приходится на времена Александра 1, особенно пострадали памятники Московского Кремля. Не только от французов, занявших Москву, но и от планомерного уничтожения по прямым указаниям императора. Были разрушены каменные Колымажные ворота 15 в, собор Николы Гостынского ( в нем служил диаконом первопечатник и выдающийся изобретатель Иван Федоров). В Китай-городе стерли с лица земли архитектурный ансамбль Московского Пушечного двора с каменными зданиями 15-17вв. Александр 1 приказал снести Борисов городок с самой высокой в России каменной шатровой церковью.
Николай 1 преуспел в истреблении архитектурных памятников, в том числе православных храмов, ничуть не меньше старшего брата. При строительстве здания Большого Кремлевского дворца были снесены церковь 14 века и палаты 15-16 столетий. Храм Христа Спасителя, снесенный большевиками, по сути повторил судьбу предшественника, бумеранг прилетел, если хотите – на этом месте стоял Алексеевский женский монастырь, полностью разрушенный перед закладкой храма. А ведь монастырь был комплексом исторических и архитектурных памятников 15-16 вв! Николай 1 развязал целую кампанию по уничтожению шатровых церквей Русского Севера, при полной поддержке и помощи православного духовенства. Исследования доктора архитектуры А.В. Ополовникова, показали, что Русская православная церковь немало сделала для того, чтобы стереть с лица земли русское деревянное зодчество
Только во второй половине 19 века было уничтожено гораздо больше архитектурных памятников и градостроительных ансамблей, чем в 20 веке при Советской власти. На каждое здание, снесенное или изувеченное перестройками в советское время, приходится не менее десяти (!) памятников русского зодчества, разрушенных или изуродованных в 1856-1900 годах. И уничтожалось все это по приказам сановников империи и представителей высшего православного духовенства. Русский писатель-аристократ граф Алексей Константинович Толстой в 1860 года императору Александру 2: "...довести до сведения Вашего величества следующий факт... в Новгороде затевается неразумная и противоречащая данным археологии реставрация древней каменной стены, которую она испортит... когда великий князь Михаил высказал намерение построить в Новгороде церковь в честь своего святого, там, вместо того чтобы просто исполнить это его желание, уже снесли древнюю церковь св. Михаила, относившуюся к 14 веку. Церковь св. Лазаря, относившуюся к тому же времени и нуждавшуюся только в обычном ремонте, точно так же снесли.... Во Пскове в настоящее время разрушают древнюю стену... В Изборске древнюю стену всячески стараются изуродовать ненужными пристройками. Древнейшая в России Староладожская церковь, относящаяся к 11 веку (!), была несколько лет тому назад изувечена усилиями настоятеля, распорядившегося отбить молотком фрески времен Ярослава, сына святого Владимира, чтобы заменить их росписью, соответствующей его вкусу..." Письмо длинное и полное доказательств, тем, кто не верит, рекомендую с ним ознакомиться
Древняя колокольня Страстного монастыря, церковь Николы Явленного времен Ивана Грозного снесли. Церковь Трифона Напрудного, Спаса в Паутинках обезобразили пристройками... "...И все это бессмысленное и непоправимое варварство творится по всей России на глазах и с благословения губернаторов и высшего духовенства. Именно духовенство - отъявленный враг старины, и оно присвоило себе право разрушать то, что ему надлежит охранять, и насколько оно упорно в своем консерватизме и косно по части идей, настолько оно усердствует по части истребления памятников. Что пощадили татары и огонь, оно берется уничтожить. Уже не раскольников ли признать более просвещенными, чем митрополита Филарета?..."
Александр 2 поддержал не Толстого, а храморазрушителей, за "дерзновенным вольнодумцем" же был усилен тайный надзор. Стоит ли удивляться, что подданные при первой возможности продолжили дело самодержцев....
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3