Были арестованы и многие гатчинские монахини, в том числе схимонахиня Мария (Лелянова), которая славилась в народе своим даром утешения.
Матушка Мария Гатчинская, катакомбная старица.
В городе Гатчине, верстах в тридцати от Петрограда, жила до революции монахиня Мария, в миру Лидия Александровна Лилянова. С юности, до революции 1917 года, матушка Мария болела болезнью Паркинсона после перенесенного энцефалита (воспаления головного мозга). Это сделало все ее тело как бы скованным и неподвижным, а лицо анемичным и похожим на маску. Она могла говорить, но с полузакрытым ртом, сквозь зубы, произнося слова медленно и монотонно. Она была полным инвалидом и постоянно нуждалась в помощи и заботливом уходе. Малейшее прикосновение причиняло ей боль. Обычно это заболевание протекает с резкими психологическими изменениями (раздражительность, утомительное упрямство в повторяющихся вопросах, преувеличенный эгоизм, проявления старческого маразма и др.), в результате чего такие больные часто попадают в психиатрические больницы. Но матушка Мария не только не деградировала психически, но обнаружила необычайные черты личности и характера, не свойственные таким больным: она стала чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, нетребовательной, сосредоточенной в себе. Она погрузилась в непрестанную молитву, перенося свое тяжелое состояние без малейшего ропота. Как бы в награду за это смирение и терпение Господь послал ей дар: утешение скорбящих. Совершенно чужие и незнакомые люди, оказавшись в печали, горе, унынии и тоске, стали навещать ее и беседовать с ней. И все пришедшие к ней слева утешались, чувствуя озарение своего горя, умиротворение печали, успокоение страхов, снятие тоски и уныния.
Матушка Мария жила с незамужней сестрой Юлией Александровной и братом Владимиром Александровичем сначала в центре города у Петропавловского собора, а потом в деревянном домике на окраине. Ее знали не только жители Гатчины, но и жители Петрограда. Таким образом, пострижение ее происходило в присутствии множества приехавших из Петербурга архиереев, священников и диаконов (в схиму ей дали сразу).
Вокруг матушки Марии образовалось два кружка - большой, помогавший в разных хозяйственных делах, и малый, в основном читавший молебны. В меньшем кругу было около шестнадцати девочек в возрасте от 13 до 14 лет. Их возглавлял о. Иоанн Смолин, с которым пели у матушкиной постели, посещал больных и хоронил умерших. Когда о. Иоанн скончался в 1927 году, его место уговорил диакон о. Даниэль.
В марте 1927 года к матушке приезжал Иван Михайлович Андреевский. В ожидании приема он рассмотрел многочисленные фотографии в приемной и заметил две: митрополита Петроградского Вениамина и митрополита Петроградского Иосифа. На его фотографии митрополит Иосиф написал трогательное посвящение матушке Марии, цитируя большой отрывок из своего труда «В объятиях Отца», а митрополит Вениамин коротко написал: «Глубокоуважаемой страдалице, матушке Марии, которая среди многих скорбящих , утешил и меня, грешного..."
Иван Михайлович имел великое счастье присутствовать при явлении чудес исцеления скорбящих душ. Молодой человек, приунывший после ареста и ссылки отца-батюшки, вышел от матушки с радостной улыбкой, решив принять сан диакона. Скорбящая молодая женщина стала лучезарно радостной, так же решив стать монахиней. Пожилой мужчина, глубоко страдавший из-за смерти сына, вышел от матушки в вертикальном положении и воодушевленный. Пожилая женщина, пришедшая в слезах, ушла спокойной и твердой.
Когда Иван Михайлович вошел к ней, он сказал ей, что на него часто нападала ужасная депрессия, длившаяся несколько недель, и что он никак не мог найти способа избавиться от нее.
«Депрессия — это духовный крест, — сказала она ему. "она посылается в помощь кающимся, не умеющим каяться, то есть тем, которые после покаяния снова впадают в свои прежние грехи... И потому только два лекарства могут излечить это иногда очень тяжелое душевное страдание. Надо либо научиться покаяться и принести плоды покаяния, или же нести этот духовный крест, свою тоску, со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью ко Господу, помня, что несение этого креста вменяется Господу в плод покаяния. .. И ведь какое великое утешение сознавать, что ваше уныние есть непризнанный плод покаяния, бессознательного самобичевания за отсутствие требуемых плодов... От этой мысли надо прийти в сокрушение,
От этих слов матушки Марии как будто кто-то буквально сделал операцию на душе Ивана Михайловича и удалил духовную опухоль... И ушел он другим человеком.
В конце жизни физическое состояние матушки настолько ухудшилось, что любое прикосновение вызывало нестерпимую боль. Несмотря на это, она по-прежнему принимала тех, кто нуждался в ее молитвенной помощи и духовном совете.
18 февраля 1932 года матушка Мария вместе с сестрой были арестованы в ходе акции по "Изъятию монахов и монашек," которая проходила по всей стране. Матери Марии было предъявлено стандартное обвинение, причем в вину ей вменялась, в том числе, и проповедь Евангелия.
Бедную страдалицу тащили за закрученные за спину руки по полу от кровати со второго этажа дома до машины два чекиста, не обращая внимания на ее крики от боли. Раскачивая ее многострадальное, парализованное тело, чекисты бросили матушку в грузовик и увезли ее в Ленинград, где она оставалась в течение двух месяцев до своей смерти.
В следственном деле, по которому в числе других монашествующих проходила мать Мария, было зафиксировано немало свидетельств о благодатных дарах матушки.
Измученную старицу поместили в больницу Дома предварительного заключения, где она и скончалась 17 апреля 1932 года, будучи уже осужденной на три года ссылки в Среднюю Азию. Тело мученицы было отдано невестке с требованием похоронить без огласки.
Неизвестно, кто похоронил матушку на Смоленском кладбище. Ее могилу посещает множество людей, которые служат там панихиды и молятся.
Брата матушки, Владимира Александровича, слабенького, маленького, утонченного человека, самоотверженно ухаживавшего за матушкой Марией и принимавшего гостей, увезли на другом автомобиле, так называемом «черном воронке» глубокой ночью. После девяти месяцев следствия он получил пять лет заключения в сибирском концлагере. Сестра, Юлия Александровна, была сослана на десять лет.
Источник: Катакомбные святые России , Платина, Калифорния. Братство Св. Германа Аляскинского, 1982, глава 5.
Агница Твоя, Иисусе, Мария,/ утешение рабом Твоим в годину лютую явися,/ крепость веры и благочестия показавши,/ мучения претерпе от богоборцев.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Страдалице и благовестнице пречудная,/ молитвеннице за всех скорбящих и страждущих,/ преподобномученице Мати Марие,/ молися Господу Богу со всеми новомучениками Российскими// спасение нам даровати и велию милость.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев