Надо с этим тоже разобраться. Большинство людей, ходящих в церковь, вообще не понимают что такое грех. Иногда чувствуют, иногда выучили или прочли в какой-то книге встретились с тем, что некоторое событие является грехом. Это и правильно, и неправильно, потому что да, это событие, конечно, есть грех, но из всех остальных событий нашей жизни, из которых она состоит, грехом является всё. Русская пословица адекватно отражает эту истину: у нас всё с грехом пополам. Вот это всё так перемешано, такой микс получается.
Что же такое грех? Грех – это всё то, что отделяет человека от Бога. Это может быть поступок, это может быть слово, это могут быть мысли, это может быть чувство. То, что мы излучаем, это довольно далеко и даже противоположно тому, чему учит нас Господь и хотел бы в нас видеть. Поэтому вот самый частый вопрос который задают священникам: "А вот это грех? А вот это не грех?" Успокойся, милый, всё грех, любое твоё проявление – это грех, потому что апостол говорит: едите ли, пьете ли <...>, все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). А мы не знаем что это значит – есть и пить во славу Божию. Следовательно, когда мы едим и пьём, мы совершаем грех. Мы думаем, если на первой седмице мы сырку себе не отрезаем, то это уже не грех? Можно с таким сладострастием скушать корочку чёрного хлеба, что это будет вполне грех. Почему? А он настолько поглотит твои вкусовые ощущения, что ты забудешь Бога. Тебе вкусненько. А всякое сладострастие отделяет человека от Бога. Грех – это есть результат нашей греховной жизни, и другого не может быть по определению. Почему?
А потому что мы грешные существа. Если мы там чего-то не делаем, это ещё ничего не значит. Ну, перестаём запойно пить. Ну, на какое-то время, конечно. Но не надо считать, что ты уже безгрешен. Да ничего подобного. В социальном плане запойное пьянство – вещь и опасная, и неприятная, и, к сожалению, приводит к тяжёлым последствиям. Но речь идёт не об этом, а о том, что очистить человека от греха может только Спаситель. Так Его и назвали – Иисус, что по-еврейски значит "Спаситель". Вот Он может очистить. А ни один человек не может очиститься от греха. Господь именно об этом говорит.
И очень важное условие нашего очищение от грехов. Почему это связано с прощением нашего ближнего? А это просто такой маркёр. Если у тебя сахар 18 единиц, то, значит, поздравляю, голубчик, у тебя диабет. Вот, собственно, и всё. Если ты хотя бы одного человека на земле не прощаешь независимо от того, мать это твоя, или полицейский на дороге, или какое-то трамвайное хамло, что это значит? Это значит, что ты просто очень грешный человек, что ты ещё не очистился. Потому что человек, который очистился от греха, видит только одно вокруг себя – только одних ангелов, а грешным видит и ощущает, и это истина в его очах, себя. Видит, что он грешный, ему только до этого дело. Как человека, у которого рак IV степени, мало интересует, в какой стадии грипп у соседа в соседнем подъезде, он занят своей болезнью.
Вот это и есть такое правильное устроение, когда человек алчет и жаждет правды (см. Мф. 5, 6). Правда заключается в том, что ты грешник. И "правда" в переводе со славянского означает "праведность". И этой праведности сам человек не может достичь. Он либо может её имитировать, что-то там из себя изображать, внешнее чему-то подражать: юбка в пол, платочек до бровей, ещё какая-нибудь ахинея. И он думает, вот это вот он исполняет некую такую праведность. Для Бога всякая такая имитация отвратительна. Он так и сказал: Горе вам, <...> фарисеи, лицемеры (Лк. 11, 44). Любое лицемерие Богу отвратительно, потому что Он смотрит не на внешние скляницы нашей души, а только на внутреннее , а внутри мы полны хищения и всякой неправды (см. Мф. 23, 25-26). И вот это очень важно.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1