21 октября Русская Православная Церковь вспоминает подвижника Пермской и Вятской земли – святого преподобного Трифона Вятского. Это день преставления святого. Приглашаем на молитву в наш храм!
09:00 – Божественной литургия, молебен о благополучии в семейной жизни.
Преподобного Трифона сейчас его именуют «истовым, деятельным и суровым основоположником вятского монашества». Не то было при земной жизни. Трифон Вятский, любимейший святой Кировской и Пермской земли, при жизни испытал непонимание близких, зависть собратий, гонения, болезни.
Прежде всего – архимандрит Трифон действительно основоположник монашеского делания на земле Вятки: им лично основано три монастыря, а благодаря духовному авторитету подвижника многие приняли иночество. Уже при жизни его чтили, как чудотворца, еще же более – по кончине.
Житие Трифона Вятского
Угодник родился примерно в середине XVI в. в самой обычной крестьянской семье села Малые Немнюшки на Русском Севере. Его родители, Димитрий и Пелагия, как говорит житие, отличались благочестием. Бог благословил супругов достатком, наградил сыновьями, из которых Трофим (мирское имя святого) был младшим – притом, самым послушным, смиренным. Из всех детей он более других любил молитву и божественную службу. То, что это не просто увлечение или особенность характера, но твердая жизненная позиция выяснилось неожиданно, когда Трофима решили женить.
А через некоторое время юноша тайно, видимо, опасаясь, что его попытаются остановить, ушел из дома искать обитель, где бы принять иноческий постриг. Так началось его странствование длиною в жизнь.
Сначала он жил в Устюге, после – в Орлеце. Сын зажиточных родителей, нередко пребывал на церковной паперти, жил милостыней, много молился; затем проживал в селе Никольском – здесь, как рассказывает житие, юный Трофим горячей молитвой исцелил умирающего младенца. И, наконец, найдя обитель по своему сердцу – Пыскорскую, на Каме, стал монахом Трифоном. В ту пору ему было только 22. В обители инок нес тяжелые послушания и как-то юный организм не выдержал – Трифон заболел, притом – к смерти; тогда он удостоился видеть своего Ангела Хранителя, который было уже понес чистую душу юноши ко Господу, но – получил повеление вернуть монаха на землю; после явился ему святитель Николай, который со словами «встань и ходи» возвратил больному здравие. Скоро сам Трифон прославился исцелениями: к нему стали приходить болящие, прося молитв.
За славой человеческой последовала, конечно, зависть других братий. Начались раздоры, возмущения, так что монах решил уйти из монастыря. Позже братия раскаялась и отправилась на поиски собрата с целью вернуть его в обитель. Они нашли его… живущим среди остяков при речке Мулянке. Оказывается, Трифон, уйдя из монастыря, поселился близ их языческого капища – и примером своей святости обратил ко Христу множество язычников. Воистину, «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф.5:14).
Чусовая — Вятка
Немного пожив среди братии по возвращении в обитель, Трифон стал тяготиться всеобщим уважением. Он снова ушел, на сей раз на реку Чусовую. Здесь случилось у него недоразумение с имуществом Строгановых: выжигая лес, чтобы развести небольшой огород при келье, святой не заметил, как огонь перекинулся на строгановские склады заготовленных дров.
После изгнания с Чусовой следующим местом пребывания святого стал Хлынов, позже – город Вятка (сейчас – Киров). Здесь жители сами просили его учредить иноческую обитель, ибо город таковой не имел. Строительство ее шло, правда, медленно, по нерадению православных: однажды они даже были наказаны свыше – непрерывными дождями от Успения до праздника Рождества Богородицы. А потом одному из горожан явилась сама Пречистая, строго повелевая достроить обитель. Лишь после такого вразумления дело двинулось.
Но мирная жизнь преподобному не была суждена: часть братии, недовольная строгими порядками, изгнала своего духовного отца.
Снова странствия – на этот раз угодник Божий решил уйти на Соловки. Его почитатель, купец Никита Строганов, дал ему денег на дорогу, подарил корабль. Вот только на полпути тот продал все это, пожертвовал деньги одной обители, а на Соловки пришел нищим странником.
Последние годы его жизни – по сути, сплошное странствование основание еще одной обители в Слободском, краткая остановка в Никольском монастыре на Коряжеме…
А на Соловки он вернулся еще раз к 1612 г. Но ненадолго: чувствуя, что жизнь его земная кончается, преподобный поспешил… в Хлынов, где настоятелем основанной им обители был его ученик, позже – завистник, изгнавший своего авву, Иона Мамин.
Узнав, что Трифон вернулся, новый настоятель его не пустил. Лишь незадолго до кончины архимандрита Иона внял голосу совести: прп. Трифона не просто приняли – иноки во главе с настоятелем пали на колени, прося прощения. Он же с любовью отвечал: «Чадо мое духовное Ионо, Господь да простит тя, ибо это дело старого врага нашего диавола».
Через несколько дней, 21 октября 1612 г., святой оставил этот мир.
Почитание Чудотворца
Его погребли в любимой обители. Уже с середины XVII в. началось почитание: собирали материалы о житии, чудесах. Кроме того, нашли его автобиографические заметки. Известно, что это были, видимо, воспоминания о первых годах его иноческой жизни, болезни. Рукопись называлась «Житье архимандрита Трифона от рожденья его, и как он летал со ангелом, не видя ни неба, ни земли». Так началось сначала местное почитание угодника Божия.
Мощи святого Трифона Вятского находятся в Кирове
В 1684 г. при строительных работах были обретены мощи святого – нетленными. Позже их перенесли во вновь построенный Успенский собор, где скрыли под спудом. Они пребывают здесь поныне: в закрытом во время гонений монастыре сейчас возобновлена монашеская жизнь, а его Успенский собор – кафедральный Вятской епархии.
Канонизация
Почти три столетия святой чтился местно – в Вятке, некоторых селах по рекам Мулянке, Чусовой, и, конечно, на родине, в Малых Немнюшках. Но лишь с 1903 г. Святейший Синод, видя повсеместное почитание, утвердил прославление прп. Трифона как общецерковное. Сейчас центром почитания угодника Божия остается Киров (бывшая Вятка): здесь даже установлен ему памятник.
Чудеса по молитвам святого
Чудеса преподобного Трифона – это не только исторические события, описанные в житии. Чудотворения святого также происходят и в наши дни., Так в 1993 г. была обретена его икона: ее нашел житель Вятки на берегу реки, причем на образе практически ничего не было видно, лишь подпись, свидетельствующая, что это прп. Трифон. Впоследствии образ отдали в храм, поместили в алтаре – здесь лик чудесным образом обновился.
А вот описание другого чуда, ноября 1996 г.: «Рано утром приехали в Вятку на один день игумен Савватий с сестрами из Верхнечусовской Казанской Трифоновой пустыни. Решили сразу ехать в Успенский собор Трифонова монастыря. Отец Савватий попросил благословение у настоятеля отслужить перед ракой молебен с акафистом прп.Трифону. После чтения акафиста, во время коленопреклоненной молитвы, от раки святого стал исходить чудесный аромат благовонного мира. Он как бы волнами распространялся от раки. После молебна, когда прикладывались к раке и к иконам, заметили, что так же благоухают две иконы прп. Трифона». Стоит сказать, что чудо было совершено святым неслучайно: инокини и о. Савватий подвизаются на р. Чусовой, там, где довелось жить преподобному.
О чем молятся святому Трифону Вятскому
К святому обращаются: миссионеры, помня об обращении им ко Христу язычников-остяков; вступающие на путь иноческой жизни – прося помощи, наставничества; гонимые врагами – ведь сам святой не раз переживал гонения; с просьбами об исцелении болезней, памятуя, каким милостивым целителем был сам преподобный даже до монашества. Преподобного очень любит православная Вятка, и не только. Его жизнь – это пример полной покорности воле Божией, смирения пред людьми, а значит – настоящей святости, которая продолжает преображать души до наших дней.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев