Многие произведения искусства были написаны в разгар братоубийственных войн. Несколько из них приходят на ум, но я хотел бы вкратце остановиться на жизни Зулемы Суфан, чьи картины - плод размышлений и упорства.
Художница родилась в Буэнос-Айресе, Аргентина. В детстве она проявила склонность к живописи и выросла под руководством выдающихся мастеров, которые вели ее по пути кисти, то как штандарта, то как боевого меча.
На заре своей юности она вместе с родителями отправилась в Ливан и в конце концов поселилась в его столице, Бейруте. С тех пор она не перестает с увлечением рисовать, создавая изысканные работы, полные цвета и огня.
Будучи иностранкой, она изо всех сил старается выжить в сложной и враждебной среде. Находясь в самом центре вулкана израильско-сирийского конфликта, Зулема спит, живет, любит и рисует под пасмурным небом тревоги и насилия; без живописи как утешения ее жизнь была бы сплошным мучением. В одном из фрагментов своего письма она говорит мне: «Живопись немного отвлекает меня от атмосферы и невыносимой ситуации в стране, в которой я живу».
Конечно, ей пришлось заплатить высокую цену, такую как оставление семьи, восторг и удовольствие от прогулок с друзьями, от странствий по экзотической и очаровательной стране, в обмен на плодотворное одиночество, которое породило - как это ни парадоксально - произведения, дающие надежду: в стране, где жизнь обесценивается, мир ранен, надежда самоубийственна, картины Суфана - это острова, где жизнь пульсирует посреди вод, которые ее окружают.
Под влиянием Сальвадора Дали его живопись характеризуется покоряющим онейризмом, нереальными, магическими и внеземными формами: его картины населены деформированными существами, утопающими в красках интенсивных тонов. Деревья с птичьим оперением, застенчивые зеркала воды, старые дороги, уходящие ввысь, пустынные болота, комплексы старых деревенских домов, населенных дервишами, стонущими свои мрачные литании луне.... все живет цветом и для цвета.
Зулема - одержимый и темпераментный творец; она использует цвет как средство проникновения в самые потаенные глубины своего бессознательного, где скрываются ее страхи и тревоги, стоны и стенания». В другой части своего письма он пишет мне: «Я часто начинаю работать без причины и позволяю краскам говорить о боли».
В конце чтения письма меня заинтриговало его выражение «крик цвета», как будто цвет в его руках - это не просто ресурс (для кого-то это виртуозность, для кого-то врожденный, почти генетический дар), а «нечто», что в определенные ключевые моменты творческого акта передает - словно живет собственной жизнью - неописуемые чувства и эмоции. Чтобы не позволить себе терзаться сомнениями, я некоторое время изучал его картины, где тонкие, почти незаметные линии проглядывают сквозь лабиринт царственных полотен. И это пробел, пустота, намеренно открытая той же кистью, которая говорит о невзгодах, о приглушенном и эфемерном мире, о душе, извергающей свои муки и тревоги в разгар экзистенциальных страхов.
Для нее живопись - это прожить свои лучшие часы ради момента, вымотать свои лучшие дни, но в итоге это не более чем мимолетное утешение, которое она ищет, как любовник, чтобы получить эфемерное удовлетворение, но которое не наполняет ее так полно, как ей казалось сначала. Как будто этого недостаточно, Зулема склонна к сериализму, музыка и композиция открывают для нее новые возможности наслаждаться странными и повторяющимися звуками, но ее душа требует полного, вечного и продолжительного удовлетворения. Его искусство - это фрагментарная песня, бесконечная ария, эхо далекой и удаленной акустики. Мы не можем говорить о полноте бытия, пока на земле царит запустение, где война и насилие - закон или принцип, повторяющийся и совершенствующийся с поразительной изощренностью.
Иисус из Назарета когда-то ходил по этим землям, предупреждая, что в будущем «ни один камень не останется на другом». Мы не можем говорить о мире и полноте жизни без Христа. Он добровольно принял смерть, чтобы Его кровь, подобно неиссякаемой реке, стала единственным ресурсом, способным принести совершенный мир там, где смерть и разрушение кажутся неизменным злом. Все это было предвидено Богом, но есть ли у нас вера, чтобы поверить?
Переведено с помощью DeepL.com (бесплатная версия)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев