Перевезённый в Калугу, а затем в Киев, получил наконец обещанное ещё на Гунибе разрешение совершить паломничество Хадж в Мекку, где и умер. Родился в селении Гимры (Генуб) общества Хандалал Кавказской Аварии (Унцукульский район, Зап. Дагестан) около 1797 года. Имя данное ему при рождении — Али — было измененено его родителями на "Шамиль" ещё в детском возрасте. Одаренный блестящими природными способностями, он слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка. Проповеди его великого односельчанина Гази-Мухаммада (1795—1832)(Кази-муллы), первого имама и проповедника священной войны — газавата, — увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом и ярым сторонником. Последователи назывались мюридами, от чего всё движение получило название мюридизм. Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена
в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный (сломаны рука, рёбра,
ключица, проколото лёгкое), пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад(1829—
1832) первым бросившийся на врага стал шахидом, весь исколотый штыками. Его тело было распято и
на месяц выставлено на вершине горы Тарки-тау, после чего голова была отсечена и как трофей
направлена по всем крепостям Кавказской кордонной линии. Пока Шамиль лечился от ран новым имамом в конце 1832 года был провозглашён другой близкий
сподвижник Гази-Мухаммада гоцатлинский чанка Гамзатбек(1832—1834), сын Алискандирбека, вериза
Ума(р)-хан-нуцала Великого (1775—1801), происходивший из потомков Мухаммад-хана Кази-Кумухского.
В 1834 году Гамзатбек сумел взять Хунзах и истребить династию аварских нуцалов. Однако 7 или 19
сентября 1834 года Гамзатбек был убит в Хунзахской мечети заговорщиками мстившими ему за
истребление рода Хунзахских правителей — нуцалов. Став третим имамом Чечни и Дагестана Шамиль 25 лет властвует над горцами Дагестана и Чечни,
успешно борясь против количественно превосходивших его российских войск. Менее торопливый, чем
Кази-мулла и Гамзатбек, Шамиль обладал военным талантом, и главное большими организаторскими
способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем выбирать время для удара. Отличаясь твёрдой и
непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев к самоотверженной борьбе, но и принуждать к
повиновению своей власти, которую он распространил и на внутренние дела подвластных общин, последнее для горцев и особенно чеченцев было тяжело и непривычно. Шамиль соединил под своей властью все общества Западного Дагестана (чеченские и аваро-андо-
цезские джамааты). Опираясь на учение ислама о газавате, трактуемом в духе войны с неверными и
приложеной к ней борьбе за независимость, он старался объединить разрозненные общины Дагестана и
Черкесии на почве ислама. Для достижения этой цели, он стремился к упразднению всех порядков и
учреждений, основанных на вековых обычаях — адат; основой жизни горцев, как частной, так и
общественной, он сделал шариат, то есть основанную на тексте Корана систему исламских предписаний применяемую в мусульманском судопроизводстве. Шамиль строго преследовал сторонников
сохранения адата, в частности знаменитого суфия Кунту Хаджи. Время Шамиля называлось у горцев
временем шариата, его падение — падением шариата. Вся подчинённая Шамилю страна была разделена на округа, из которых каждый находился под
управлением наиба, имевшего военно-административную власть. Для суда в каждом наибстве был
[[муфтий], назначавший кади. Наибам было запрещено решать шариатские дела, подведомственные
муфтии или кади. Каждые четыре наибства сначала подчинялись мудиру, но от этого установления
Шамиль в последнее десятилетие своего господства принужден был отказаться, вследствие постоянных
распрей между мудирами и наибами. Помощниками наибов были мюриды, которым, как испытанным в мужестве и преданности "священной войне" (газавату), поручали исполнять более важные дела. Число
мюридов было неопределённо, но 120 из них, под начальством юзбаши (сотника), составляли почётную
стражу Шамиля, находились при нём безотлучно и сопровождали его во всех поездках. Должностные
лица были обязаны беспрекословно повиноваться имаму; за ослушание и проступки их подвергали
выговору, разжалованию, аресту и наказанию плетьми, от которого были избавлены мудиры и наибы.
Военную службу обязаны были нести все способные носить оружие; они делились на десятки и сотни, бывшие под начальством десятских и сотских, подчинённых в свою очередь наибам. В последнее
десятилетие своей деятельности Шамиль завёл полки в 1000 человек, делившиеся на 2 пятисотенных,
10 сотенных и 100 отрядов по 10 человек, с соответственными командирами. Некоторые особо
пострадавшие от вторжения русских войск селения, в виде исключения, были избавлены от военной
повинности, но обязаны были за то доставлять серу, селитру, соль и т. п. Самое большое войско
Шамиля не превышало 30 тыс. человек. В 1842—1843 гг. Шамиль завёл артиллерию, частью из брошенных или трофейных пушек, частью из приготовленных на собственном его заводе в Ведено, где
было отлито около 50 орудий, из которых годных оказалось не более четверти. Порох изготовлялся в
Унцукуле, Гунибе и Ведено. Государственная казна составлялась из доходов случайных и постоянных;
первые состояли из трофеев, вторые состояли из закята — установленного шариатом сбора десятой
части дохода с хлеба, овец и денег, и хараджа — подати с горных пастбищ и с некоторых селений,
плативших такую же подать ханам. Точная цифра доходов имама неизвестна.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2