«Школьная травля – ужас XXI века!» СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЭФИР. БСТ24. (02.06.2021)
Начало лета ознаменовалось очень серьёзной темой, которая не может оставить равнодушным никого: школьная травля или буллинг.
Травля — это агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах.
Когда меня пригласил на эфир
Денис Медовщиков и рассказал о теме, я сразу же согласился. Меня всегда приводили и приводят в состояние шока случаи эмоционального и физического насилия в обществе по отношению к людям, которые отличаются. Отличие в социуме – это абсолютно нормальное явление. Но, увы, до сих пор большинство этого не понимает.
Олеся Абрамова (мама Вячеслава) и сам Вячеслав – большие молодцы, что не стали замалчивать свою историю. И это всего лишь один случай из 1000000. Ведь порядка миллиона учащихся подвергаются в школах моральному и физическому истязанию. Это страшно! Об этом мало кто задумывается. Родители мало интересуются жизнью своих детей. Их проблемами и успехами. Взрослые думают о разных вещах: о вреде наркотиков, алкоголя или социальных сетей. Но вместе с родительской заботой, многие дети и подростки ужасно одиноки в душе.
К сожалению, сейчас со страшной силой набирает обороты «Цифровой аутизм». «Цифровой аутизм» - это состояние, при котором люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, не интересуются внутренним миром другого человека.
Основные признаки:
1. Постоянная проверка социальных сетей, даже когда рядом семья, друзья или просто приятные люди.
2. Абсолютное безразличие к чувствам и проблемам другого человека.
3. Реальная жизнь «бедна» на события и эмоции.
4. Не заинтересованность в конкретных людях и их лёгкая заменимость.
5. Проще отказаться от общения с человеком, чем подстраиваться под его характер.
6. Проще общаться в социальных сетях и мессенджерах, чем вживую.
7. Практически всё время проводится в социальной сети.
Вернусь к истории Вячеслава и его семьи, ведь произошедшее оставило отпечаток абсолютно на всех. Когда дело дошло до физического насилия и госпитализации в больницу, а после длительного восстановления, по данному факту был в больницу вызван следователь. Были сняты показания, и всё. Как такое может быть? Почему прокуратура не вышла в суд в защиту прав и интересов ребёнка? (ч.1 ст. 45 ГПК РФ).
Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Учащийся идёт в школу получать знания, заводить новые знакомства, встретить первую любовь и так далее, но не за унижением и избиением! Если избиение, либо психологическое давление происходят, то идёт прямое нарушение прав и свобод обучающегося в общеобразовательном учреждении (ч.2 ст. 5.57 КоАП). Санкция влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или родителей провинившегося ребенка.
Размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае спора – в судебном порядке.
На основании анализа судебной практики можно сделать вывод, что средний размер компенсации морального вреда зависит от субъекта РФ и усмотрения судьи: лёгкий вред здоровью – от 20 000 до 100 000 рублей; средний вред здоровью – от 150 000 до 500 000 рублей; тяжкий вред здоровью – до 1 000 000 рублей. Степень вреда определяется на основании медицинской и психолого-психиатрической экспертиз.
Если говорить о компенсации морального вреда, то необходимо следующее:
1. Документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную помощь, вызывается скорая. В архиве подстанции скорой помощи впоследствии можно получить медицинские документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
2. Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае и иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные ответственного учителя, классного руководителя, завуча, протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных.
Школа не вправе отказать в выдаче этих документов. В случае отказа можно обратиться к адвокату и попросить его направить в школу адвокатский запрос с целью получения необходимых документов или направить жалобу в прокуратуру.
3. Пригодятся показания других детей в качестве доказательств обстоятельств произошедшего. Как правило, объяснения детей содержатся в документах школы, связанных с расследованием произошедшего. Также дети могут быть вызваны в суд для дачи объяснений на правах свидетелей.
4. Потребуется собрать доказательства в подтверждение понесенных убытков. Например, можно предоставить документы, доказывающие необходимость проведения не предусмотренного ОМС лечения, санаторно-курортного лечения и отсутствие права на него и т.п.
Необходимо сохранить чеки и медицинские документы, в которых отражен ход лечения. Они помогут подтвердить размер понесенных трат и обосновать требуемую сумму компенсации морального вреда (причинение морального вреда презюмируется, но доказательства влияют на размер компенсации).
P.S. Не бойтесь заявлять о своих проблемах. Их можно и нужно решать. Травля – это проблема группы и решается она общими усилиями с подключением педагогического состава, родительского комитета и психолога.
Ведь если не решать эту проблему сегодня, то завтра можно получить трагедии ужасающего масштаба, как в Керчи (2018) и Казани (2021), когда человек, которого долгое время «травил» коллектив, в один момент получает сильнейший психологический срыв и идёт мстить/нападать на беззащитных. На тех, кто не сможет оказать сопротивления. И тогда в таких случаях виноваты все!
Мы с вами очень многое упускаем: в воспитании своих детей; сообщении о проблеме или опасности соответствующим людям, либо структурам; в чуткости и понимании проблем окружающих нас людей; во взаимопонимании и доверии между родителями и детьми.
Будем ответственны, способны решать проблему в момент её возникновения, а не разбирать плачевные результаты случившегося. Давайте будем людьми!
Нет комментариев