appspot....
Год издания: 1886
Автор: Евлампій КОТЕЛЬНИКОВъ / Евлампий КОТЕЛЬНИКОВ
Издательство: Типография Войска Донского
Язык: Русский (дореформенный)
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 73
Описание: КОТЕЛЬНИКОВ, Евлампий Никифорович — Донской КАЗак, основатель секты духоносцев, род. в 1774 или 1775 г., ум. между 1852 и 1855 г. Отец его был Станичным писарем в Верхне-Курмоярской Станице. Е. КОТЕЛЬНИКОВ начал службу в 1789 г., в 1800 г. был уже Есаулом. В 1804 г. он "содержал кордонный караул" на границах Австрии и за пропуск через границу товаров попал под суд и 24 декабря 1804 г. был разжалован в рядовые. Во время Отечественной войны он был все время при армии и заслужил внимание Барклая де Толли и Платова, при котором он "во Франции до Парижа и обратно состоял за дежурного штаб-офицера и письмоводителем"; 18 апреля 1815 г. КОТЕЛЬНИКОВу был возвращен чин есаула. Время свое в заграничном походе КОТЕЛЬНИКОВ разделял между службой и чтением книг: он отличался большой любознательностью, за время похода овладел языками французским, немецким, польским, приобрел, по словам послужного его списка, "познания по богословию, географии, физике и поэзии". По возвращении на Дон, КОТЕЛЬНИКОВ жил на досуге в родной станице и занимался усиленно чтением и размышлением. Знакомство с совершенно чуждыми для него прежде народами, их образом жизни, дало КОТЕЛЬНИКОВу мысль описать быт близких ему КАЗаков и в 1818 г. он составил: "Историческое сведение о Верхне-Курмоярской станице"; сочинение это снабжено планами и несколькими рисунками, при сравнительно небольшом объеме очень богато содержанием и представляет драгоценные бытовые подробности; оно было издано три раза. Затем КОТЕЛЬНИКОВ увлекся совершенно другого рода деятельностью. КОТЕЛЬНИКОВ решил основать особое общество, в котором бы он мог распространять свои идеи. Последователи его, впрочем немногочисленные, приняли название духоносцев. Они проповедывали, что только они одни имеют в себе Духа Святого, что они посланы от Бога, и что в лице их являются древние пророки; богослужение у них совершали и мужчины и женщины. В это время КОТЕЛЬНИКОВ написал и вторую свою книгу, под названием: "Начатки с Богом острого серпа в золотом венце". Но в это время на него уже шли доносы в Петербург и в 1824 г. он был вытребован туда. КОТЕЛЬНИКОВ утверждал, что главным противником его является Фотий и что вместе с ним действуют Муравьев, Аракчеев и митрополит Серафим; он утверждал, что ему и его последователям многие заблуждения приписываются совершенно неосновательно. Как бы то ни было, но в 1824 г. вторая книга его была признана еретической, запрещена и была вместе с тем и первая, и сам КОТЕЛЬНИКОВ должен был дать подписку, что отрекается от своих заблуждений и обязуется их не распространять. После этого он был отправлен обратно на родину, причем Аракчеев писал наКАЗному атаману Иловайскому, чтобы он наблюдал, "дабы не было ему (КОТЕЛЬНИКОВу) оКАЗываемо посмеяния или какого-либо притеснения". Но по возвращении из Петербурга КОТЕЛЬНИКОВ снова начал проповедывать свое учение. Тогда его с дочерью взяли в Новгородский Юрьев монастырь, а оттуда перевели в Шлиссельбургскую крепость. Дочь была через несколько месяцев освобождена, а КОТЕЛЬНИКОВ сослан в заточение в Соловецкий монастырь. Здесь он постригся в монахи и жил до конца жизни, хотя при Николае Павловиче был прощен и освобожден.
"Историческое сведение о Верхне-Курмоярской станице" напечатано было в "Донских Ведомостях", 1860, №№ 12—16; в "Чтениях Моск. Общ. Истор. Древ.", 1863, кн. III и отдельно И. П. Поповым, в 1886 г., в Новочеркасске, по постановлению областного Войска Донского Статистического комитета; в предисловии к этому последнему изданию сообщены некоторые сведения о КОТЕЛЬНИКОВе; другие сведения — в "Донской Газете", 1875, №№ 76—79 и в "Древ. и HOB. России", 1876, III, 94—97; Геннади, "Словарь", 1, 165; подлинное дело о КОТЕЛЬНИКОВе — в архиве Управления КАЗачьих войск в Петербурге.
---
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев