Ахыном мы называем Черное море.
Именем Ахына клялись — существовало это как обычай.
«Ахын, не отдам!», «Ахын, не знаю», — вот так говорили.
Басхаги *, что ни год, для угождения Ахыну закалывали
корову.
Говорят, таковы должны были быть приметы той коровы:
масти совершенно черной без белой звездочки на лбу. Если
и была корова вся черная, а только кончик хвоста белый, уже
она считалась непригодной. Если в стаде обнаруживалась корова указанной масти,
почитали ту корову посланной Ахыном.
Оттого и называли ее: «Ахыном ниспосланная».
В предназначенный срок такую корону приносили в жертву
Ахыну.
Черное море, именуемое Ахыном, — море студеное, очень
холодное. Бушуют на нем ветры. Налетают с того моря на
берег частые ураганы и бури.
И так как эти вихри приносили большие опустошения,
то, пожалуй, верно будет, что в древние времена люди очень
боялись Ахына, и Ахын почитался ими как божество грозное,
страшное. Ахыну поклонялись как божеству.
Есть и другой рассказ.
Будто бы существовал какой-то человек, называвшийся
Ахыном.
Этого человека представляли огромным, высоким, могу-
чего телосложения, с виду страшным, дико уродливым, а по
силе, храбрости и мужеству несравненным.
В те далекие времена пребывавшие в страхе люди могли
пользоваться для крепкой клятвы именем этого человека из-за
устрашающего его вида.
«Ахыном клянусь, того-то не знаю». «Ахыном клянусь,
того-то не говорил».
Говорят, что Ахын происходил из басхагов*.
У Ахына будто бы был только один очень длинный штык.
С ним он охотился, им убивал диких зверей и хищных птиц А
Полагают, что существовал какой-то лютый, суровый муж,
по имени Ахын.
Он получил свое прозвище от того, что походил на Ахын-
море, был он грозен, холоден, злодей бездушный, без состра-
дания.
Всё же вернее повествуют, что Ахыном называлось
Черное море.
Кабардинский фольклор. 1936 год , стр 84-85.
_______________________________
Заметки свои я составил в 1849 году после трехлетнего пребывания моего за Кубанью. Ныне я решился привести их в порядок и дополнить при помощи подпоручика Омара Берсеева, абадзехского уроженца...
Басхаги * выходцы из Абхазии...
Постепенное выселение абазы из Абхазии продолжается и доныне. ...
Барон К.Ф.Сталь. Этнографический очерк черкесского народа. 1852 год.
_______________________________
По большей части это были басихи*, или шапсуги.
Ян Потоцкий. "Путешествие по Астраханским степям и по Кавказу". 1797 год.
_______________________________
Ахин был главным убыхским божеством, почитавшимся также у шапсугов и джигетов. Ахин, по народному представлению, был существом весьма сильным и потому заслуживающим особого почета. Ахину молились перед походами и набегами, просили у него победу и клялись, что добьются победы и добычи. По собранным Ж. Дюмезилем сведениям среди убыхов в Турции, еще в тридцатые годы XX в. Ахин (Ахын) — покровитель животноводства был у них наиболее почитаемым божеством. Убыхи представляли Ахина в виде могучего скотовода с пастушеским посохом в руках. Он мог перепрыгивать с горы на гору. По сохранившимся преданиям Ахин считался прародителем убыхов.
Легенде о жертвенной Ахиновой корове предшествует предание, согласно которому артлярские (адлерские) джигеты напали на убыхов окрестностей священной Ахиновой рощи, находившейся в верховьях реки Шахе, в районе Бабук-Аула, на возвышенном месте, окруженном реками Шахе, Ажу и Буший. Предание повествует, что захватив пленных, джигеты на одном из привалов предались увеселению и заставили плясать своих пленниц. Одна из них, будучи беременна, просила оставить ее в покое, но победители не послушались, тогда она воскликнула со слезами: «О Ахин! Поневоле пляшу!» Божество явилось на помощь и покарало победителей. Один из них, бывший родом из фамилии Цсбе (Чачба) общества Арт, обратился с мольбой к божеству Ахину, попросив пощадить его и вернуть домой, за что обещал через каждые три года пригонять к священной Ахиновой роще корову для жертвы. С тех пор это стало своеобразным традиционным праздником шествия Ахиновой коровы.
В.И.Ворошилов. Топонимы Российского Черноморья. 2007
_______________________________
Самое любопытное божество был Ахин, покровитель рогатого скота. Я слышал рассказ очевидца празднества, отправляемого в честь его. Впрочем, Ахин не коренное божество Черкесов; по-крайней мере, часть Абхазии более имеет права на его благосклонность, как видно из того обстоятельства, что он избрал себе там постоянных поклонников и служителей. В Абхазии есть общество Ардкоадь, в котором находится род Цсбе. Это семейство ознаменовано особенным благоволением Ахина. Из стада его избирает он себе жертву, именно корову, еще не телившуюся. Когда наступит время осенью, корова, избранная им, разными движениями и ревом дает разуметь хозяевам, что она удостоена чести быть принесенною в жертву божеству. Тут все семейство собирается к Ахиновой корове, моют ее молоком. Хозяин стада отправляется вместе с нею в путь, имея с собою тхие (вареное тесто, род освященной булки). Коровы не гонят, а она сама идет к месту жертвоприношения, хотя это место очень далеко, почему и называют ее обыкновенно самошествующею коровою Ахина (Ахин итчем лерук). Она идет чрез места, называемые Цзужи и Чеккофи, Хмишь-тчей, а потом переходит реку Сфеши и вступает в Убыхское Поколение Сшаше. Здесь Ахинова корова останавливается у рода Чземух; отдохнув, она снова вступает в путь, сопровождаемая крепостным человеком старшины Чземух, так же с тхием, и сверх того с черною козою. Путь самошествующей жертвы лежит через общество Ордане, где старшина из рода Зейфш принимает её. Потом проходит через общество Десчен.
Тут старшины разных кланов присоединяются с тхиямии козами к свите самошествующей, и идут к месту жертвоприношения, называемому Ахин-итхачех, которое находится на вершине реки Шахе, и состоит из купы вековых огромных дерев, на которых висят разные оружия.
В старину почтение к сему священному месту доходило до обожания: убийца, преследуемый кровоместниками, спасался скрывшись под тенью Ахиновых дерев. Около сих священных дерев живут с незапамятных времен Берзековой фамилии отделение Бабуков.
Шествие Ахиновой коровы представляет любопытное зрелище : пестрые толпы народа идут, с открытыми головами, в праздничных одеждах, и гонят множество черных коз. Ахинова корова, подойдя к священным деревам, сама ложится под их тенью, и остается в течение наступающей ночи . Народ также здесь ночует, соблюдая некоторого рода пост — не едят и не пьют до следующего дня. Поутру, по произнесении с величайшим благоговением молитвы, самошествующую корову приносят в жертву божеству Ахину. Следующее слова в молитве, при том произносимой, особенно замечательны:Я Оббе! я Ахин!
Атчен-бe ясни
Стчен-бe ясни!(Сии слова убыхские. Это доказывает, что Ахын божество собственно не черкесское, однако ж в Абедзахском Племени и до сих пор божатся Ахином, следовательно, там народ чтил его наравне с своими богами. Сверх того сие обстоятельство показывает происхождение Абедзахов.)
Слово в слово переводя, значит:
О Боже! о Ахин!
Если и пойду — даруй мне!
Если и придут — даруй мне!
Т. е. когда пойдут на войну и когда прийдут неприятели, в том и в другом случае, даруй, чтобы добыча досталась нам.
Один из странных обрядов жертвоприношения Ахину есть тот, что зарезанную жертву несколько раз переносят с места на место: там, где зарежут, не сдирают кожи, где снимут кожу не раздробляют тела на части, и т. д. Под священными деревьями есть огромный ковш, полный белым вином; в день жертвоприношения, которое совершается через каждые три года раз, старшины пьют, при произнесении молебственных слов , этого вина по чарке. Тут находится и вековой котел, огромный, поставленный каким-то Едиком, как видно из преданий. В нем варят мясо Ахиновой жертвы. В одно время режут и пригнанных черных коз. По приготовлении козлиного мяса начинают пиршество — пьют, едят, поют и пляшут. Замечательно, что пляшут снявши с себя шапки. Мясо Ахиновой жертвы носят по домам, и дают по куску (тейхх) каждому, и даже младенцам кладут его в рот. Кожу, голову и ноги Ахиновой коровы зарывают в землю, на месте жертвоприношения.
Адыгейский историк Султан Хан-Гирей. "Черкесские предания". 1841 год.
_______________________________
Натухайцы совершают обряд жертвоприношения.
Рисунок Тебу де Мариньи. Натухай. 1818 год.
.
Marigny Т. de. Three
Voyages in the Black Sea to the Coast
o f Circassia... London., 1837
________________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев