https://ok.ru/group/70000000616747/topic/157483232697131
Во время царицы Тамары жил в Грузии князь Иванэ Липаритович Орбели. Он писал на грузинском языке, по вероисповеданию был халкидонит т.е. грузин. Себя он называл грузинским князем.
В это же самое время жил в Армении его родной брат по отцу и по матери князь Алакум Липаритович Орбелян. Он писал на армянском языке, по вероисповеданию был григорианин т.е. армянин. Себя он называл армянским князем.
На каком языке они разговаривали между собой и кем они на самом деле были по национальности?
_____________________________
Известно, что в средние века конфессиональная принадлеж-
ность и этническая идентичность иногда смешивались, перекры-
вая друг друга. Так, «картвели» (грузин) на Кавказе означал не
только этнически грузина, но иногда – «православного» негру-
зинского происхождения также, как «сомехи» (армянин) мог означать помимо этнического армянина, также и любого человека
армянского вероисповедания и т. д.
Академик Давид Мусхелишвили"
Некоторые вопросы истории Грузии в освещении армянской историографии". Тбилиси. 2009 год
_____________________________
Помощию и содействием всех святых, благоугодивших Господу нашему Иисусу Христу, завещание сие, я Иван Протерос , сын Липарита Протероса и Протархона, написал в то время, когда сильнейший , Бог пусть прославит, Абхазский и Грузинский Царь и всего востока Баграт вызвал меня из Константинополя и прибыл в отечество наше в Кацхский монастырь во имя Пресвятой Богородицы — место нашего погребения. Поставил я здесь икону Св. Великомученика Георгия, украшенную золотом. На ней сделаны: яхонтов крупных и малых 20 штук; изумрудов 12; рубинов 12 и жемчугов 15; прочих камней 24;...
полный и совершенный всеми....
В книге есть изображения Св. Евангелистов и все заглавные буквы златыми же чернилами писаны. Извне имеются изображения святых серебреные, позлащенные изящно, на одной доске Спасителя, а на другой Божией Матери и все это оковано...Кадило одно серебряное, богато позлащенное...в молитвенную вечную память усопших и живых наших. Иоанн и Василий, Димитрий и Георгий прибегаем к боголюбию вашему и молим, кому придется прочитать завещание сие наше, не уничтожайте его. Кто же примется уничтожать его, да даст ответ таланто-скрывателя. Кто же утвердит его, да будет память его вечною и благословение на нем, аминь. Написано в Калипосе , в Лавре Пресв. Божией Матери, в царствование Константина Мономаха, в управление Антиохийским Патриаршеством Петра, и 21 во время бытности Новелисмом Баграта Царя Абхазского. Творите молитвы за Михаила и Георгия убогих. Иисус Христос помилуй нас, аминь. В [68] год хроникона .....Прослави Боже сильного и непобедимого Баграта, Царя Абхазского и Грузинского и всего Востока Нолисимоса, изведшего из Константинополя Ивана Протера сына Липарта, Протерона и Протартона. Он прибыл в Кацхскую свою церковь месяца Апреля 11 дня в светлую неделю. Буди совершенна от Бога слава его до скончания времен! Такою милостию посетил Бог нас рабов своих в управительство убогого Кардалая. В год Хроникона 279 [1059 год].
Всех душ, принадлежащих Кацхскому храму, имеется 1,080, а виноградников по сю и по ту сторону ущелия 100 и сенокосные места у границ имения сына Кахабера. Имеет места с исключительным правом для охоты и ловли рыб. Аминь.
___________________________
Азими сообщает:
«Йинал, брат Тогрул-бека, вторгся в страну румов. Румы встретили его вместе с Липаритом абхазским. Румы были разбиты, и абхазы приведены были к Тогрул-беку как пленные.
Minorsky, 48, 62; Yinanc, 46.
___________________________
Ибн ал-Асир дважды сообщает, что после того, как византийский император Константин IX Мономах (1042-1055) добился заключения мира с Тогрул-беком, просил посредничества Неср ад-Давла перед Тогрулом в деле высвобождения из плена «абхазского малика» Липарита. Тогрул обещал удовлетворить ходатайство и даже без какого-либо выкупа. Для императора это было столь важно, что он не только отплатил Тогрулу многочисленными дарами, но н предоставил мусульманской части Константинопольского населения значительные льготы, а проезжим через столицу мусульманским купцам определенные преимущества; обновил мечеть в Константинополе, где, по словам Ибн ал-Асира, молились за Торгула.
Джапаридзе. Об одном свидетельстве Ибн ал-Асира.-.: «Восточные материалы по истории Грузии», Тбилиси, 1976, с. 42-43, на груз. яз.
___________________________
«В лето 670 (1221). Волею Божьей, я, Липарит, сын Алакума внук великих Орбелянов (по причине того), что отец мой Эликум поссорился с царем абхазов (Георгием - отцом царицы Тамар), отправился ко двору атабека Елдыкуза (сельджука), который весьма милостиво принял его и оказал великие почести, пожаловав ему большой город Хамиан (Хамадан). Я, сын его Липарит, будучи отроком, обратился вновь в святую (христианскую) веру св. Григора, пришел к великому атабеку Иванэ, который взамен вотчины нашей отдал мне Рашкаберд с его доходами. И я построил монастырь, называемый Нораванк, в настоятельство владыки Саргиса-епископа (архипастыря) сюникского— построил сию церковь. И Аваг Сурб Ншан (св. Знамение), находившийся у атабека Иванэ, перенес обратно. (Пожаловал монастырю Нораванк) две деревни—Агаракадзор и Тхарб своими границами. Владыка Саргис и братья утвердили совершить за меня на главном алтаре три обедни еженедельно: по воскресеньям, субботам и четвергам, а за супругу мою Аспу служить ежегодно одну обедню во всех церквах—в день Сретения Господня.
Итак, кто прочтет сие писание (надпись), просите у Христа долгоденствия моим сыновьям Алукуму, Смбату, Иванэ, Пахра доле, Тарсаичу. Кто воспротивится сему подлинному нашему завещанию—будь из моих сородичей или из чужих, или же из армянских и грузинских вельмож—и вздумает отнять даренные (мною) деревни или же сорвет установленные обедни, тот проклят 318-ю отцами и ответит за наши грехи. А если старейшиной станет тачик (мусульманин) и постарается отнять (пожалованные мною деревни), да будет отвергнут своей верой и Махмедом и 1000, 1000, 1000 проклятий ему».
___________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев