Это только кажется, что если говорим о паводке, то используем глаголы прошедшего времени – был, прошел. Нет, для жителей Карасуского района он продолжается все эти месяцы. Сельчане продолжают бороться с водной стихией. Почему так долго?..
Водная блокада
Преувеличения никакого нет – снимки автора как доказательство. На многие километры трассы на подъезде к Карасу – море. Несколько местных озер весной вышли из берегов и сошлись в одно. Едем по дороге в райцентр Карасуского района и... стоп. Асфальтированная дорога обрывается, уходит в никуда. Вода до горизонта. В водоеме оказались столбы линии электропередачи. Остается надеяться, что устоят. Иначе сельчане останутся не только без дороги. Последствия паводка ударили их и по кошельку. Предприниматели больше тратят времени, бензина на доставку товаров в объезд – плюс около сотни километров до Карасу, еще больше до многострадального села Карамырза. Некоторые жители района даже решили переехать. У молодежи теперь вообще нет резона после учебы в городе возвращаться в село.
Конечно, многие болеют душой за свою малую родину. В числе первых в колокола стал бить Алмат Турсунов, Герой Труда Казахстана, бизнесмен, сельхозпроизводитель и просто неравнодушный человек. Еще весной на встречах разных уровней он повторял, что нужно не откачивать воду, а копать канал, чтобы спустить ее в сторону от дороги, от линии электропередач. Но нет. Стали качать. Насосы ставили, меняли, они выходили из строя, их запускали заново, КПД – как капля в море. Готовили и собирали документы, разрешения, ходили по инстанциям, совещались, запускали систему госзакупок, и это все во время объявленной ЧС...
И днём, и ночью
Время потеряно? Конечно. Осень на подходе. Уборочная на старте. Вселяет оптимизм действо, которое мы застали. Техника, люди... Начали-таки рыть канал. Уже появились очертания «русла», чтобы отвести воду.
– Я по профессии мелиоратор, 40 лет в этой сфере, – рассказал «КН» Кадырбек Искендиров, директор ТОО «ЕвроЖоба», который, переходя от одной машине к другой, раздавал указания. – Это строительство канала для того, чтобы отвести воду от райцентра Карасу и других соседних сел. Весенние паводки здесь затопили большую площадь земли, отсутствует дорога, мы практически спасаем столбы. Если даже один из них, не дай бог, упадет, начнется цепная реакция, и свет отключится не на день-два. И это в зиму! Акимат области, акимат района, чеэсники, при активном участии Алмата Турсунова решили копать канал. А так как мы с Карасуским районом уже сотрудничали, то и предложили это делать нам.
Где копать спланировал Виктор Шелудько, известный и авторитетный в регионе геодезист. И другие специалисты с его решением согласились.
В целом по плану отводное русло должно быть длиной девять километров. Глубина колеблется от 12,2 до 13,4 метра. Строители сравнивают эти размеры с пятиэтажным домом, только под землей. Когда мы приехали на место, были задействованы четыре мощных экскаватора. Плюс пять большегрузов, бульдозер. К сегодняшнему дню автопарк на этой стройке пополнился еще парой экскаваторов и парой карьерных машин. Трудятся 24 человека. И днем и ночью, по десять часов – посменно. Если посчитать то, что подземная вода периодически подмывает канал, и происходят обвалы, то каждый пройденный строителями километр оборачивается в восемь (!) обработанных километров.
Копаем глубже
Официально строительство началось в начале августа. А по факту, чтобы не терять и так потерянные сроки, Алмат Турсунов на собственные средства (а это не один десяток миллионов тенге) еще 21 июля привез сюда строителей. Те приступили к работе.
Сколько понадобится времени, чтобы прорыть канал? Как предполагает главный строитель, месяц на это уйдет. Но при хороших погодных обстоятельствах. Осадки тормозят дело. Да, экскаватор работает в любое время – дождь, не дождь. А вот вывозить грунт затруднительно.
Еще, по словам мелиоратора, проектировщикам было сложно точно определить нижнюю планку, насколько глубоко копать. Поначалу решили, что хватит и семи метров, затем и девяти было мало, теперь в среднем 12,5. Почему глубина увеличилась?
– Потому что нет точной карты земли, – сетовал Кадырбек Искендиров. – Раньше такая была. По каждому холму на местности все было расписано. Сегодня все изменилось – где земельные бугры выровнялись, где-то наросли, но никто такие земельные карты, увы, не составляет. Необходимость в них есть. Наш пример – как доказательство. Вот и сейчас должна приехать группа геодезистов, расставить метки для нас, а мы стараемся следовать точно по ним.
К слову, специалист припомнил, что в 80-х годах он уже занимался осушением озер в Костанайской области. Тех, которые не нужны были районам. Территорию освобождали от воды. Как? Обводным каналом соединяли два озера, и вода сама переливалась из одного в другое. По 12-15 километров копали. Но в те времена технология этого процесса, как отметили профи, была проще. Тогда, в советские годы, все измеряли не деньгами, а бумагами. Утвердили, подписали, все для этого предоставили – технику, людей.
– А сейчас все через деньги, – подтвердил директор стройки, – солярка – деньги, люди – деньги, часы – деньги. Но нужно отметить, что благодаря участию местных предпринимателей, братьев Турсуновых, здесь нас и кормят отлично, и жилье предоставили. Ни один из работников не пожалуется.
Депутатам слово
Всю воду в Карасуском районе, конечно, разом не слить. Цель – осушить правую сторону от дороги, чтобы столбы освободить. Об этом и на уровне облакимата недавно говорили. Дорожное полотно тоже быстро не восстановить.
На стройку постоянно приезжают те, кому не безразлична судьба райцентра и местных сел. Вот и во время нашего визита сюда наведались депутаты, представители разных партий.
– Вследствие водной блокады, когда наши дороги закрыты, тормозится жизнь района, – отметила Оксана Гончарова, депутат Карасуского районного маслихата от партии «Ауыл», председатель комиссии по экономике и бюджету района. – В частности, это дороги на Костанай и на Карамырзинский сельский округ. Село фактически отрезано от мира. Спасает то, что там есть свои пекарни. А вот завоз продуктов... Добираться крайне сложно. Крестьяне бьют тревогу: как будут вывозить урожай.
В связи с этим от жителей села Карамырза поступил депутатский запрос. Людей пугает вся эта ситуация. В прошлом году были выделены деньги на дорогу. Что можно было успеть сделать, если дорожные работы были начаты в конце октября? Естественно весенняя вода во всех смыслах подмыла все начатое. А это более 100 тысяч га пашни – крестьяне, ТОО и ожидаемый видовой урожай – 25 центнеров.
Конечно, выросли цены не только на товары, но и на услуги такси. Местные депутаты подтвердили: в соцгруппах «Карасу», «Карасу-2» стало больше объявлений о продаже жилья. Уезжают семьи репродуктивного возраста, то есть покидают район те, кто мог бы продолжить прирост населения. Меньше детей и в детсадах, и в школах.
Тот же дефицит кадров только увеличился. «О привлечении специалистов извне вообще речи не идет, – заметила Оксана Гончарова. – Сколько заявок подают в поиске кандидатов на вакансии – тишина. В селе Карамырза распланировали бюджет на этот год, там не могут закончить ни один проект – ни ремонт поселковых дорог, ни электричество, просто люди не могут к ним приехать и отработать начатое. Время уходит. Когда это делать? Зимой? Неактуально. Опять положить асфальт для галочки – кому это нужно?! Общая инертность».
Отметим, что на восстановление дороги на Карамырзу областной бюджет выделил 405 млн тенге. На устранение водной блокады, на канал – 108 млн тенге. Но задуматься нужно и о том, чтобы вода, которую отведут, не затопила село Новоселовку, которое попадется ей на пути. Для этого, как рассказали депутаты, нужно будет построить плотину. Опять же делать это нужно в темпе. Уходят погожие дни.
Оперативные решения
«В мае, к предложению Алмата Турсунова – рыть канал – не прислушались, и это было ошибкой, – рассказал «КН» Серик Кажиев, председатель Карасуского районного маслихата. – Хотели было провести взрывные работы, но потом отказались от этого. В итоге у нас ЧС до сих пор, по сей день без дороги, а еще боимся и без электроэнергии остаться. Все нужно решать очень оперативно».
Одним из выходов из положения стала установка двух насосов, по 250 кубов качал каждый. Они ломались, устанавливали другие по 500 кубов. Но с объемом пришедшей воды в полтора миллиарда кубов никакого эффекта от них нет. Самообман: ну попробовали же. Депутаты показали и место насосной закачки, и место слива воды. Только разводили руками: мол, бесполезно. Жители района грустно шутят: «Корова остановится, и то струя больше будет...».
«Я живу здесь с самого детства. Для меня, и как для депутата, и как для жителя – это большая проблема, – продолжил коллегу Диаз Жанатаев, карасуский депутат от партии «Аманат». – Насосы – бессмысленная трата денег. Самое правильное решение – канал. Это коснулось каждого из нас. В объезд сейчас три часа ехать до Костаная из райцентра, раньше – полтора, разница значительная. Система образования от этого страдает немало: как детей в школы доставлять, если дорог нет?!».
«Дорога жизни»
Что ассоциируется со словом «блокада»? Правильно – «Дорога жизни». Она идет от Карасу на села района. В паводок и здесь вода поднялась. В том числе местные предприниматели поспешили ее спасать. «Под воду ушли шесть тысяч гектаров пашни, плюс сенокосные угодья, – рассказывает директор ТОО «Караман-К» Талгат Малаев и указывает опять же на водное пространство. – Здесь сошлись сразу четыре озера – Койбагар, Алабата, Тюнтюгур и Кургуль».
Убыток с потерянными землями, учитывая неплохие виды на урожай, – это приличная сумма. Но главным объектом внимания для всех стало то, что поселок Восток оказался под угрозой затопления. «Мы быстрыми темпами делали насыпь размером больше двух километров, шириной три метра, – рассказал мужчина. – Сутками работали все, поселок спасли. Хотя в нашем хозяйстве частично животноводство до сих пор в воде».
Оно и понятно: собственными глазами мы видели, как в три трубы метрового диаметра большими потоками идет вода. Идет с апреля, не прекращаясь ни на минуту! Пополняет то самое «море», которое перекрыло основную дорогу. А весной переливы были такими большими, вспоминают сельчане, что приходилось подвозить роженицу на машине с одной стороны, пересаживать ее на самый большой трактор, провозить по воде и пересаживать в машину на другом берегу.
Оставшееся в живых дорожное полотно – единственная дорожная ветка для многих соседних сел. Впереди уборка. Движение, говорят сельхозпроизводители, будет насыщенным. «Здесь много крестьян, которые пользуются этой дорогой, – отметил Талгат Малаев. – Поэтому мы постоянно подсыпаем грейдер, нагрузка будет очень большой, а полотно сырое. Если осадки, то продавят дорогу. Опасность – опять затопит. Поэтому строительство канала для сброса воды – наше спасение».
Источник "Костанайские новости"
Николай СТАДНИЧЕНКО
Фото автора https://kstnews.kz/newspaper/1497/item-84237
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 15