После отмены крепостного права из Татарии, Симбирской, Пензенской, Нижегородской губерний, районов Самары спускались по Волге в поисках лучшей доли казанские булгаро-татары, а также пензенско-нижегородские, симбирские, хвалынские мишари. Частые засухи губили хлеб, а в низовьях можно было прокормиться, нанимаясь к рыбопромышленникам или батраками в ногайских (далее нугайских как прозносится на ногайском) т.е. юртовских селах Зацаревской волости, ныне - Приволжский район (примечание 1) В отличие от их родины, где урожай зависел от осадков, земледелие здесь было поливное. Большинство переселенцев было из сел Татарии и родилось в 1870- 90-х годах. Но были и такие, кто уже в довольно немолодом возрасте, при эпидемии или голоде покидал родные места. Так, спасаясь от эпидемии приехал Исмагиль Искиндиров с семьей.
...Ещё
ГЛАВА ПЕРВАЯ
1. Основание села Новые Булгары
После отмены крепостного права из Татарии, Симбирской, Пензенской, Нижегородской губерний, районов Самары спускались по Волге в поисках лучшей доли казанские булгаро-татары, а также пензенско-нижегородские, симбирские, хвалынские мишари. Частые засухи губили хлеб, а в низовьях можно было прокормиться, нанимаясь к рыбопромышленникам или батраками в ногайских (далее нугайских как прозносится на ногайском) т.е. юртовских селах Зацаревской волости, ныне - Приволжский район (примечание 1) В отличие от их родины, где урожай зависел от осадков, земледелие здесь было поливное. Большинство переселенцев было из сел Татарии и родилось в 1870- 90-х годах. Но были и такие, кто уже в довольно немолодом возрасте, при эпидемии или голоде покидал родные места. Так, спасаясь от эпидемии приехал Исмагиль Искиндиров с семьей. Был он известным знатоком Корана, лечил людей травами и умер позже в Новых Булгарах, заразившсь именно во время
эпидемии. Усманов Гарафетдин из Казани приехал с семьей, братьями будучи уже старым человеком. Те, кто не владели ремеслом, больше оседали в сельской местности, предпочитая единоверческие нугайские села близкородственные по языку. Многие выбирали для жительства махалля татарского Тияка Астрахани. Веским доводом при этом было наличие мечетей и школ при них. Только Барый Сабитов жил в Сергиевке Икрянинской волости. Так же Нажметдинов Абдельхак дед Мажитовой Амины по матери держал магазин в селе Комаровка и проживал там с семьей. Хабибуллин Салимжан вначале обосновался в татарском селе Маляевка ныне Волгоградской области, откуда позже прибудет с семьей Такташев Зиннур, говор которого выдавал нем мишара. Затем Салимжан жил в Тишково Астраханской губении, где было много казахов. Позже он переселился в село Новые Булгары, которое основали его земляки. Сиражетдин Амиров из Татарии тоже оказаля в Тишково, затем в 1918 году переехал в числе первых в Новые Булгары с двумя братьями. Осевшие в нугайских селах, по найму обрабатывали поля и на нынешней территории нашего села, куда при необходимости можно было дойти и пешком. Важно было наличие в реке и ильменях бесчисленного количества рыбы. Земледельцы обваловывали ильмени. Накопленный за столетия, толстый влажный слой ила в первый год и без полива давал отличный урожай любой культуры. Через два года ильмени снова промывали. Так же здесь былиуникальные сенокосы с богатым разнотравьем, хорошие пастбища. Удивителен был и мир животных. Многочисленные колонии птиц вызывали изумление. По свидетельству Рашита Узбекова, родившегося в Новых Булгарах в 1919 году, крутой изгиб русла рукава Волги Бахтемира у Казак бугра тогда как и сегодня называли Золотым дном, из-за богатых уловов красной рыбы. Красивый уголок в дельте Волги идеально подходил для основания села, о чем мечтали батраки. Владельцем этого острова, названного Озерами Мирзы (Мирза куллэре),первоначально был Тимбай-казак ( примечание 2 ), получивший эти земли за службу.
<Казак> - это тюркское слово означающее "вольный человек, кочевник",позже так стали называть человека, несущего военную службу. Этот тюркизм позже вошел в русский язык. Следующим известным владельцем был казанский мирза Сагитов, а затем его родственница Амина Галиаскарова, у которой участок арендовал богатый хозяин из селаКомаровка (ныне Камызякского района) Илья Комаров за 5000 рублей. Он переарендовывал Ак буз и Солы буз башмаковцам за 3ООО рублей, о чем был составлен документ. Срок аренды Комаровым подходил к концу. Купить эти земли пытались также Абдулманнаф Алиев из Башмаковки и Шайхутдин Шамсутдинов из Астрахани, но торг не привел к соглашению. После Февральской буржуазной революции 1917 года переселенцы-татары, осевшие в селах Майлы Куль (Яксатово), Каргалык (Карагали), Кызан (Татаро-Башмаковка), объединились в "Общество безземельных крестьян". Они выбрали комиссию
из десяти членов и оформили документ с обращением
...Ещё
<Казак> - это тюркское слово означающее "вольный человек, кочевник",позже так стали называть человека, несущего военную службу. Этот тюркизм позже вошел в русский язык. Следующим известным владельцем был казанский мирза Сагитов, а затем его родственница Амина Галиаскарова, у которой участок арендовал богатый хозяин из селаКомаровка (ныне Камызякского района) Илья Комаров за 5000 рублей. Он переарендовывал Ак буз и Солы буз башмаковцам за 3ООО рублей, о чем был составлен документ. Срок аренды Комаровым подходил к концу. Купить эти земли пытались также Абдулманнаф Алиев из Башмаковки и Шайхутдин Шамсутдинов из Астрахани, но торг не привел к соглашению. После Февральской буржуазной революции 1917 года переселенцы-татары, осевшие в селах Майлы Куль (Яксатово), Каргалык (Карагали), Кызан (Татаро-Башмаковка), объединились в "Общество безземельных крестьян". Они выбрали комиссию
из десяти членов и оформили документ с обращением к Учредительному собранию о разрешении покупки земели в Озера мирзы (Мирза куллэрэ). В состав комиссии вошли: Шайхулла Асадуллин, Мифтях Муртазин, Галляу Вафин, Гумар Вальшин, Гали Шакиров, Гали Шамгунов, Абдрахман Баширов, Габбас Юлгушев, Исмагиль Искиндиров, Сингат Абдуллин. Они наняли в Астрахани адвоката Яковлева за 220 рублей для ходатайства
перед Учредительным собранием. Но первые шесть семей переехали сюда уже весной 1917 года, подав пример другим желающим из Тияка и нугайских сел. Обосновались здесь мой дед Сиражетдинов Гиляжетдин, смуглый мужщина крепкого телосложения, ростом выше среднего, Яваев Хусаин, его брат Абубакар Яваев, Вальшин Гумар, Муртазин Мифтях и Мухаммадвали Галимов. Моя бабушка Сиражетдинова Марфуга говорила, что замуж она вышла еще в Каргалыке за своего земляка Сиражетдинова Гиляжетдина. Покидая Каргалык, они заколотили двери, окна. Взяли с собой пока только самое необходимое. В 1917 году они стали первыми жителями будущего села. Мухаммадвали, переезжая, поднял некоторые вещи под крышу оставленного в Каргалыке дома, а вход в чердак забил гвоздями. Тем не менее кое-что было похищено. Каждая семья спешно соорудила шалаш и начала распахивать участки на Солы бузе. К зиме вместо шалашей построили землянки. Галима-апа - жена Мухаммадвали все укоряла мужа: - Куда, к какому шайтану привез ты нас! - Их дочь Галимова Зайнап 1914 года рождения запомнила, что отец к зиме построил сарай из досок, занавесил старыми кошмами, выпрошенными у казахов. Вскоре Мухаммадвали, которому было уже 46 лет, забрали на военную службу Семье предстояла трудная зима. В отсутствие мужа Галиму часто выручали казахи жившие на Лощине уже семь лет. Они приносили мясо и говорили: - Доченька, возьми, это твоим детям!
В этом дворе сегодня живет Шамгунова Хатима. По соседству с южной стороны обосновался Сиражетдинов Гляжедин у которого было двое детей. Вот что рассказывала Мажитова Айшахан о том времени. Мои родители пензенские татары. Дед Ахмадсафа рано овдовел. Остался с двумя сыновьями Хусаином и Абубакаром. Прошло уже больше двадцати лет, как отменил крепостное право. И он, как и другие, решил переселиться в низовья Волги. Был он очень бедным. Денег на пароход не имел. Около 1888года он с детьми, младшему из которых было не больше девяти лет, пришел пешком в Астрахань. Ему бездомному было трудно прокормть детей в городе. Тогда он нанялся в работники к богатому нугаю в Кызане (Башмаковка). Работал на поле. В то время на месте Башмаковки были четыре маленьних махалля: Кинэгэч, Хужа авылы, Базар авылы и Курнат. В каждом из них были свои мечети и школы (примечание 3). Своего дома у нас не было. Снимали землянку. Дед вынужден был отдать обоих сыновей в батраки. Мой отец Яваев Абуб
...Ещё
В этом дворе сегодня живет Шамгунова Хатима. По соседству с южной стороны обосновался Сиражетдинов Гляжедин у которого было двое детей. Вот что рассказывала Мажитова Айшахан о том времени. Мои родители пензенские татары. Дед Ахмадсафа рано овдовел. Остался с двумя сыновьями Хусаином и Абубакаром. Прошло уже больше двадцати лет, как отменил крепостное право. И он, как и другие, решил переселиться в низовья Волги. Был он очень бедным. Денег на пароход не имел. Около 1888года он с детьми, младшему из которых было не больше девяти лет, пришел пешком в Астрахань. Ему бездомному было трудно прокормть детей в городе. Тогда он нанялся в работники к богатому нугаю в Кызане (Башмаковка). Работал на поле. В то время на месте Башмаковки были четыре маленьних махалля: Кинэгэч, Хужа авылы, Базар авылы и Курнат. В каждом из них были свои мечети и школы (примечание 3). Своего дома у нас не было. Снимали землянку. Дед вынужден был отдать обоих сыновей в батраки. Мой отец Яваев Абубакар погонял лошадь у чигиря. Однажды он уснул, и хозяин его сонного сбросил в воду. Мальчик чуть не утонул. Хорошо его подцепило колесом чигиря. Позже его забрали в армию. Прослужил он восемь лет. Воевал на фронтах в первую мировую войну. После службы женился на Хаят -девушке - сироте, бедной как и сам. В 1917 году на свой страх и риск
вместе со сташим братом Хусаином переселился с семьей в Озера мирзы. До этого здесь уже обрабатывали землю Самигулла бай, Хасанжан Халитов, Гариф. Сразу после нас переехали Туляш Бердиев, Шабан бабай, Шайхулла Асадуллин. К этому времени у братьев было по двое детей. К зиме каждый из них наскоро построил себе землянку, а вскоре
отца забрали на военную службу. Еще три года он воевал на фронтах гражданской войны. К словам Айшахан можно добавить следующее. Гарафетдину Усманову было уж 55 лет, когда он с женой Бибисарой и пятью детьми водным путем приехал из района села Чаллы в Татарии спасаясь от голода еще в 1914 году. По словам внучки, тогда же он поселился в Озерах
мирзы около семафора, где располагались ледники для засолки рыбы. На
первое время была и работа и рыба для семьи. Он вырыл землянку, местополжение
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
САМОНАЗВАНИЕ В АСТРАХАНИ И В КРЫМУ- НОГАЙ<br><br>В журнале "Советская этнография" за 1933 год прямо написано и звёздочкой отмечено, что и в Астрахани и в Крыму самоназвание было ногай<br><br>И язык ногайский должен был быть<br><br>Источн...
ЮРТОВСКО-НОГАЙСКИЙ РАЗГОВОРНИК<br>Ч.1<br><br>- Я не очень хорошо говорю по-ногайски - мин нугайша яхшы итеп суьйлэп белмием <br><br>- Я не говорю по-ногайски - мин нугайша суьйлэмием<br><br>- я не понимаю - мин туьшенмием<br><br>- прост...
НОГАЙСКИЕ КНЯЗЬЯ ТИНБАЕВЫ, ПОТОМКИ ЭДИГЕ И ИСМАИЛА <br><br>Уважаемый аксакал Акбулат Тинбаев рассказывает о своем роде, который ведёт происхождение от беклербека Золотой орды Эдиге и бия Ногайской орды Исмаила. Из этого же рода происходи...
ДЕНЬ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ <br><br>18.02.2023 в Доме Дружбы Астраханской области прошел диктант на юртовском диалекте ногайского языка, посв. дню родных языков. #без_нугайлар #ногайцы #ногаи #башкиры #туркмены #казахи #татары #тюрки<br>
Комментарии 105
ГЛАВА ПЕРВАЯ
1. Основание села Новые Булгары
После отмены крепостного права из Татарии, Симбирской, Пензенской, Нижегородской губерний, районов Самары спускались по Волге в поисках лучшей доли казанские булгаро-татары, а также пензенско-нижегородские, симбирские, хвалынские мишари. Частые засухи губили хлеб, а в низовьях можно было прокормиться, нанимаясь к рыбопромышленникам или батраками в ногайских (далее нугайских как прозносится на ногайском) т.е. юртовских селах Зацаревской волости, ныне - Приволжский район (примечание 1) В отличие от их родины, где урожай зависел от осадков, земледелие здесь было поливное. Большинство переселенцев было из сел Татарии и родилось в 1870- 90-х годах. Но были и такие, кто уже в довольно немолодом возрасте, при эпидемии или голоде покидал родные места. Так, спасаясь от эпидемии приехал Исмагиль Искиндиров с семьей.
...ЕщёГЛАВА ПЕРВАЯ
1. Основание села Новые Булгары
После отмены крепостного права из Татарии, Симбирской, Пензенской, Нижегородской губерний, районов Самары спускались по Волге в поисках лучшей доли казанские булгаро-татары, а также пензенско-нижегородские, симбирские, хвалынские мишари. Частые засухи губили хлеб, а в низовьях можно было прокормиться, нанимаясь к рыбопромышленникам или батраками в ногайских (далее нугайских как прозносится на ногайском) т.е. юртовских селах Зацаревской волости, ныне - Приволжский район (примечание 1) В отличие от их родины, где урожай зависел от осадков, земледелие здесь было поливное. Большинство переселенцев было из сел Татарии и родилось в 1870- 90-х годах. Но были и такие, кто уже в довольно немолодом возрасте, при эпидемии или голоде покидал родные места. Так, спасаясь от эпидемии приехал Исмагиль Искиндиров с семьей. Был он известным знатоком Корана, лечил людей травами и умер позже в Новых Булгарах, заразившсь именно во время
эпидемии. Усманов Гарафетдин из Казани приехал с семьей, братьями будучи уже старым человеком. Те, кто не владели ремеслом, больше оседали в сельской местности, предпочитая единоверческие нугайские села близкородственные по языку. Многие выбирали для жительства махалля татарского Тияка Астрахани. Веским доводом при этом было наличие мечетей и школ при них. Только Барый Сабитов жил в Сергиевке Икрянинской волости. Так же Нажметдинов Абдельхак дед Мажитовой Амины по матери держал магазин в селе Комаровка и проживал там с семьей. Хабибуллин Салимжан вначале обосновался в татарском селе Маляевка ныне Волгоградской области, откуда позже прибудет с семьей Такташев Зиннур, говор которого выдавал нем мишара. Затем Салимжан жил в Тишково Астраханской губении, где было много казахов. Позже он переселился в село Новые Булгары, которое основали его земляки. Сиражетдин Амиров из Татарии тоже оказаля в Тишково, затем в 1918 году переехал в числе первых в Новые Булгары с двумя братьями. Осевшие в нугайских селах, по найму обрабатывали поля и на нынешней территории нашего села, куда при необходимости можно было дойти и пешком. Важно было наличие в реке и ильменях бесчисленного количества рыбы. Земледельцы обваловывали ильмени. Накопленный за столетия, толстый влажный слой ила в первый год и без полива давал отличный урожай любой культуры. Через два года ильмени снова промывали. Так же здесь былиуникальные сенокосы с богатым разнотравьем, хорошие пастбища. Удивителен был и мир животных. Многочисленные колонии птиц вызывали изумление. По свидетельству Рашита Узбекова, родившегося в Новых Булгарах в 1919 году, крутой изгиб русла рукава Волги Бахтемира у Казак бугра тогда как и сегодня называли Золотым дном, из-за богатых уловов красной рыбы. Красивый уголок в дельте Волги идеально подходил для основания села, о чем мечтали батраки. Владельцем этого острова, названного Озерами Мирзы (Мирза куллэре),первоначально был Тимбай-казак ( примечание 2 ), получивший эти земли за службу.
<Казак> - это тюркское слово означающее "вольный человек, кочевник",позже так стали называть человека, несущего военную службу. Этот тюркизм позже вошел в русский язык. Следующим известным владельцем был казанский мирза Сагитов, а затем его родственница Амина Галиаскарова, у которой участок арендовал богатый хозяин из селаКомаровка (ныне Камызякского района) Илья Комаров за 5000 рублей. Он переарендовывал Ак буз и Солы буз башмаковцам за 3ООО рублей, о чем был составлен документ. Срок аренды Комаровым подходил к концу. Купить эти земли пытались также Абдулманнаф Алиев из Башмаковки и Шайхутдин Шамсутдинов из Астрахани, но торг не привел к соглашению. После Февральской буржуазной революции 1917 года переселенцы-татары, осевшие в селах Майлы Куль (Яксатово), Каргалык (Карагали), Кызан (Татаро-Башмаковка), объединились в "Общество безземельных крестьян". Они выбрали комиссию
из десяти членов и оформили документ с обращением
...Ещё<Казак> - это тюркское слово означающее "вольный человек, кочевник",позже так стали называть человека, несущего военную службу. Этот тюркизм позже вошел в русский язык. Следующим известным владельцем был казанский мирза Сагитов, а затем его родственница Амина Галиаскарова, у которой участок арендовал богатый хозяин из селаКомаровка (ныне Камызякского района) Илья Комаров за 5000 рублей. Он переарендовывал Ак буз и Солы буз башмаковцам за 3ООО рублей, о чем был составлен документ. Срок аренды Комаровым подходил к концу. Купить эти земли пытались также Абдулманнаф Алиев из Башмаковки и Шайхутдин Шамсутдинов из Астрахани, но торг не привел к соглашению. После Февральской буржуазной революции 1917 года переселенцы-татары, осевшие в селах Майлы Куль (Яксатово), Каргалык (Карагали), Кызан (Татаро-Башмаковка), объединились в "Общество безземельных крестьян". Они выбрали комиссию
из десяти членов и оформили документ с обращением к Учредительному собранию о разрешении покупки земели в Озера мирзы (Мирза куллэрэ). В состав комиссии вошли: Шайхулла Асадуллин, Мифтях Муртазин, Галляу Вафин, Гумар Вальшин, Гали Шакиров, Гали Шамгунов, Абдрахман Баширов, Габбас Юлгушев, Исмагиль Искиндиров, Сингат Абдуллин. Они наняли в Астрахани адвоката Яковлева за 220 рублей для ходатайства
перед Учредительным собранием. Но первые шесть семей переехали сюда уже весной 1917 года, подав пример другим желающим из Тияка и нугайских сел. Обосновались здесь мой дед Сиражетдинов Гиляжетдин, смуглый мужщина крепкого телосложения, ростом выше среднего, Яваев Хусаин, его брат Абубакар Яваев, Вальшин Гумар, Муртазин Мифтях и Мухаммадвали Галимов. Моя бабушка Сиражетдинова Марфуга говорила, что замуж она вышла еще в Каргалыке за своего земляка Сиражетдинова Гиляжетдина. Покидая Каргалык, они заколотили двери, окна. Взяли с собой пока только самое необходимое. В 1917 году они стали первыми жителями будущего села. Мухаммадвали, переезжая, поднял некоторые вещи под крышу оставленного в Каргалыке дома, а вход в чердак забил гвоздями. Тем не менее кое-что было похищено. Каждая семья спешно соорудила шалаш и начала распахивать участки на Солы бузе. К зиме вместо шалашей построили землянки. Галима-апа - жена Мухаммадвали все укоряла мужа: - Куда, к какому шайтану привез ты нас! - Их дочь Галимова Зайнап 1914 года рождения запомнила, что отец к зиме построил сарай из досок, занавесил старыми кошмами, выпрошенными у казахов. Вскоре Мухаммадвали, которому было уже 46 лет, забрали на военную службу Семье предстояла трудная зима. В отсутствие мужа Галиму часто выручали казахи жившие на Лощине уже семь лет. Они приносили мясо и говорили: - Доченька, возьми, это твоим детям!
В этом дворе сегодня живет Шамгунова Хатима. По соседству с южной стороны обосновался Сиражетдинов Гляжедин у которого было двое детей. Вот что рассказывала Мажитова Айшахан о том времени. Мои родители пензенские татары. Дед Ахмадсафа рано овдовел. Остался с двумя сыновьями Хусаином и Абубакаром. Прошло уже больше двадцати лет, как отменил крепостное право. И он, как и другие, решил переселиться в низовья Волги. Был он очень бедным. Денег на пароход не имел. Около 1888года он с детьми, младшему из которых было не больше девяти лет, пришел пешком в Астрахань. Ему бездомному было трудно прокормть детей в городе. Тогда он нанялся в работники к богатому нугаю в Кызане (Башмаковка). Работал на поле. В то время на месте Башмаковки были четыре маленьних махалля: Кинэгэч, Хужа авылы, Базар авылы и Курнат. В каждом из них были свои мечети и школы (примечание 3). Своего дома у нас не было. Снимали землянку. Дед вынужден был отдать обоих сыновей в батраки. Мой отец Яваев Абуб
...ЕщёВ этом дворе сегодня живет Шамгунова Хатима. По соседству с южной стороны обосновался Сиражетдинов Гляжедин у которого было двое детей. Вот что рассказывала Мажитова Айшахан о том времени. Мои родители пензенские татары. Дед Ахмадсафа рано овдовел. Остался с двумя сыновьями Хусаином и Абубакаром. Прошло уже больше двадцати лет, как отменил крепостное право. И он, как и другие, решил переселиться в низовья Волги. Был он очень бедным. Денег на пароход не имел. Около 1888года он с детьми, младшему из которых было не больше девяти лет, пришел пешком в Астрахань. Ему бездомному было трудно прокормть детей в городе. Тогда он нанялся в работники к богатому нугаю в Кызане (Башмаковка). Работал на поле. В то время на месте Башмаковки были четыре маленьних махалля: Кинэгэч, Хужа авылы, Базар авылы и Курнат. В каждом из них были свои мечети и школы (примечание 3). Своего дома у нас не было. Снимали землянку. Дед вынужден был отдать обоих сыновей в батраки. Мой отец Яваев Абубакар погонял лошадь у чигиря. Однажды он уснул, и хозяин его сонного сбросил в воду. Мальчик чуть не утонул. Хорошо его подцепило колесом чигиря. Позже его забрали в армию. Прослужил он восемь лет. Воевал на фронтах в первую мировую войну. После службы женился на Хаят -девушке - сироте, бедной как и сам. В 1917 году на свой страх и риск
вместе со сташим братом Хусаином переселился с семьей в Озера мирзы. До этого здесь уже обрабатывали землю Самигулла бай, Хасанжан Халитов, Гариф. Сразу после нас переехали Туляш Бердиев, Шабан бабай, Шайхулла Асадуллин. К этому времени у братьев было по двое детей. К зиме каждый из них наскоро построил себе землянку, а вскоре
отца забрали на военную службу. Еще три года он воевал на фронтах гражданской войны. К словам Айшахан можно добавить следующее. Гарафетдину Усманову было уж 55 лет, когда он с женой Бибисарой и пятью детьми водным путем приехал из района села Чаллы в Татарии спасаясь от голода еще в 1914 году. По словам внучки, тогда же он поселился в Озерах
мирзы около семафора, где располагались ледники для засолки рыбы. На
первое время была и работа и рыба для семьи. Он вырыл землянку, местополжение
которой подтверждается архивными данными.
Вальшин Гумар переселился в 1917 году из Астрахани. Построил шалаш на месте
дома Вагаповой Сагадата. Они дотемна работали на своем наделе, располагавшемся
на Солы бузе за их шалашом. Вечером ужинали и укладывались спать при свете
лучины. Горожанка Айша очень боялась змей. И когда очередная из них проползала
по телу, привлеченная теплом человеческого тела, от неприятного холодка Айша
неизменно вскрикивала. Муж хладнокровно выбасывал их вон. Позже Гумар постро-
ился на другом месте, где сегодня живет его дочь Рашида с мужем Рафиком.
Остальные тоже выбрали для своих хозяйств места вдоль берега, где через год
после переезда основной массы крестьян образовалась нынешняя улица Тукая.
Только Муртазин Мифтях выбрал место повыше на склоне бугра около гаража.
...ЕщёВальшин Гумар переселился в 1917 году из Астрахани. Построил шалаш на месте
дома Вагаповой Сагадата. Они дотемна работали на своем наделе, располагавшемся
на Солы бузе за их шалашом. Вечером ужинали и укладывались спать при свете
лучины. Горожанка Айша очень боялась змей. И когда очередная из них проползала
по телу, привлеченная теплом человеческого тела, от неприятного холодка Айша
неизменно вскрикивала. Муж хладнокровно выбасывал их вон. Позже Гумар постро-
ился на другом месте, где сегодня живет его дочь Рашида с мужем Рафиком.
Остальные тоже выбрали для своих хозяйств места вдоль берега, где через год
после переезда основной массы крестьян образовалась нынешняя улица Тукая.
Только Муртазин Мифтях выбрал место повыше на склоне бугра около гаража.
Таким образом в 1917 году в на новом месте уже жило не менее десяти семей.
Желающих иметь здесь наделы было больше. Но они не рискнули переехать
без разрешения властей. И только опубликования знаменитого Декрета о земле и
установления Советской власти в Астрахани 7 февраля 1918 года укепилась
надежда на успех. Число всупивших в Общесво стало расти и достигло до 350.
Вступительные взносы были увеличены с трех до десяти рублей. Членами
общества стали и богатые люди, имевшие торговлю в Астрахани и селах
губернии. Это Шайхутдин Шамсутдинов, Гэрэй Сабитов, Абдулманнаф Алиев.
Уполномоченные от общества тем не менее собрались поехать в Казань
к владелице Амине Галиаскарвой для переговоров о покупке ее земель. На 17-й
пристани они разговорились с молодым интеллигентного вида татарином. Тот
убедил их отложить поездку. Он объяснил, что вопрос можно решить на месте,
и рассказал как это сделать. Следуя его совету, члены комиссии обратились
в редакцию татарской газеты "Тартыш" и к члену Земельного отдела
Салиху Алиеву. В Земотделе потребовали доказательств, что
Озера мирзы пуcтуют. Жители села Бертюль (Красные Баррикады) представили
нужные документы. Башмаковцы, подняв архивы, нашли документ о субаренде
ими части земель в Озерах мирзы. Это означало, что они не могут претендовать
на Озера мирзы. Бахтемирцы тоже не
...ЕщёУполномоченные от общества тем не менее собрались поехать в Казань
к владелице Амине Галиаскарвой для переговоров о покупке ее земель. На 17-й
пристани они разговорились с молодым интеллигентного вида татарином. Тот
убедил их отложить поездку. Он объяснил, что вопрос можно решить на месте,
и рассказал как это сделать. Следуя его совету, члены комиссии обратились
в редакцию татарской газеты "Тартыш" и к члену Земельного отдела
Салиху Алиеву. В Земотделе потребовали доказательств, что
Озера мирзы пуcтуют. Жители села Бертюль (Красные Баррикады) представили
нужные документы. Башмаковцы, подняв архивы, нашли документ о субаренде
ими части земель в Озерах мирзы. Это означало, что они не могут претендовать
на Озера мирзы. Бахтемирцы тоже не были против новых соседей. Потомственных
ловцов участки через широкую реку не интересовали. Для подтверждения этого
они направили свидетелем от своего села Никифора Зугаева. Это был мужщина
могущего телосложения. Комаровцы, подстрекаемые Ильей Комаровым отказали в
просьбе. Посланный для переговоров, Нурмухаммед Умеров был избит.
В получении земли очень помог председатель
Астраханского мусульманского комиссариата Касим Шахижиханович Туйбактин.
Комиссариат издавал на татарском языке газеты "Тартыш"("Борьба"
и"Кызыл сенге" ("Красный штык"
. Именно Касим Туйбактинпомог узаконить наш список. Для этого он посоветовал нам еще раз
обратиться к Салиху Алиеву. Тот поинтересовлся, нет ли поблизости от села
какой-либо профсоюзной организации. Таковой не было. Тогда он направил нас в
общество "Мазут", где руководитель профсоюза Александр Карпов укзаконил наш
список (видимо, приложил к списку печать профсоюза С.Ш.). Мы
вручили документ председателю Земельного отдела Никитину. После этого из
Астрахани, наконец, был привезен документ, подтверждающий право членов
Общества на пустующие земли. Теперь их осталось всего 141 человек. Остальные
передумали переезжать.
Вот что рассказывал о событиях 1918 года Баширов Абдрахман.
При частых сношениях с Земотделом в качестве документа мы все время возили
с собой список членов Общества, что было крайне неудобно. Нам посоветовали
дать название новому селу. Мы быстро созвали собрание, на котором была
выбрана подготовительная комиссия для решения вопроса. Свои намерения мы
держали в тайне от богатеев-нугаев, арендующих Ак Буз и Солы буз в
Озерах мирзы. 12 апреля 1918 года в Каргалыке члены комиссии
рассмотрели три предложенных названия - Новые Булгары, Муслим (т.е.
мусульманин, мусульмане) и Октябрь жимеше (Плод Октября, Октябрьск).
Название Муслим было отвергнуто,
помятуя отношение к релгии пришедших к власти большевиков. Октябрьск тоже
не б
...ЕщёВот что рассказывал о событиях 1918 года Баширов Абдрахман.
При частых сношениях с Земотделом в качестве документа мы все время возили
с собой список членов Общества, что было крайне неудобно. Нам посоветовали
дать название новому селу. Мы быстро созвали собрание, на котором была
выбрана подготовительная комиссия для решения вопроса. Свои намерения мы
держали в тайне от богатеев-нугаев, арендующих Ак Буз и Солы буз в
Озерах мирзы. 12 апреля 1918 года в Каргалыке члены комиссии
рассмотрели три предложенных названия - Новые Булгары, Муслим (т.е.
мусульманин, мусульмане) и Октябрь жимеше (Плод Октября, Октябрьск).
Название Муслим было отвергнуто,
помятуя отношение к релгии пришедших к власти большевиков. Октябрьск тоже
не было утверждено, так как после революции многие населенные пункты уже
были названы так. Село назвали Яна Болгар - Новые Булгары. Большинство
переселенцев были из Казанской губернии и хорошо помнили историю
Булгарского государства, предшественника Казанского ханства (примечание 4).
Было решено разделить угодия. Это означало, что богатеи-башмаковцы теряли
не только поденщиков-батраков, но и земельные участки в Озерах мирзы. Поэтому
нам пришлось убеждать общественное
мнение трех нугайских сел. Откровенно враждебную позицию занял, пользующийся
авторитетом в Башмаковке, мулла Гумар. Влиятельные жители Яксатова
и Башмаковки долго отказывались признавать наше право на землю. Напрасно
учитель из Яксатова Салах Байкин убеждал их согласиться с решением
Земтодела. Не смог он помощь нам своим авторитетом.
Не помогло и угощение, устроенное Нуретдином Азмухановым. Мы снова
обратились к Касиму Туйбактину. Он связался с Земотделом. После этого споры
с башмаковцами были улажены. Весть об этом быстро распространилась
в селах и Астрахани. Гумар Нугматов нанял моторную лодку. Мы
погрузились, плывем, радуемся, благодарим мирзу Сагитова и
Советскую власть. Следуя традициям ислама, решаем на новом месте
<s sft
...Ещёмнение трех нугайских сел. Откровенно враждебную позицию занял, пользующийся
авторитетом в Башмаковке, мулла Гумар. Влиятельные жители Яксатова
и Башмаковки долго отказывались признавать наше право на землю. Напрасно
учитель из Яксатова Салах Байкин убеждал их согласиться с решением
Земтодела. Не смог он помощь нам своим авторитетом.
Не помогло и угощение, устроенное Нуретдином Азмухановым. Мы снова
обратились к Касиму Туйбактину. Он связался с Земотделом. После этого споры
с башмаковцами были улажены. Весть об этом быстро распространилась
в селах и Астрахани. Гумар Нугматов нанял моторную лодку. Мы
погрузились, плывем, радуемся, благодарим мирзу Сагитова и
Советскую власть. Следуя традициям ислама, решаем на новом месте
построить каменное здание школы и мечеть. Кто-то играет на гармони,
слышны песни, смех. За разговорами о будущем не заметили,
как подъехали до места. Еще на Ярык тюбе нас встретил с красным знамнем
верхом на коне Сумбай Мангушев из казахского аула на
Лощине. Пригласил к себе в аул в гости. Он же предупредил о том,
что нас поджидают и комаровцы, вооруженные топорами, лопатами, кольями.
Вскоре со стороны Комаровки показалась враждебно настроенная толпа.
Мы не ожидали такого оборота. Поблагодарив Сумбая, мы были вынуждены уехать
обратно. Комаровскую бедноту на нас натравили богатеи, в частности Илья
Комаров, арендовавший эти земли. Известили об этом Земотдел, где
получили еще один документ подтверждающий получение нами земли. Приехав снова,
для переговоров направили Нурмухамеда Умерова. С ним пошел и Никифор Зугаев.
Пока ожидали результатов, опять показались вооруженные комаровцы.
Из создавшейся ситуации они сделали вполне закономерный вывод -
нежелательных соседей нужно бить. Сиражетдинов Гиляжетдин, Фахретдин
Карпов, Галиакбар Яппаров уговорили наших дать отпор.
Подтвердилась-таки драка.
Шла она часа полтора. Кричали жены
комаровцев, подзадоривал своих Илья, но это не прибавило
смелости противнику. Хотя с нашей стороны дрались не все, победа
была полная. Нескольких нападавших наши взяли в плен и, связав,
бросили их в лодку. С нашей стороны больше всех пострадал
башмаковец Исантай Джумагалиев, которого ударили лопатой по голове.
Еще больше пострадал один из комаровцев - ему саблей отсекли
руку. Многие служили в армии и у них сохранилось оружие. Крепко
досталось и Зугаеву. Хоть Никифор не был татарином, но для комаровцев и он
был непрошеным гостем. Опасаясь возобновления драки, большинство
из нас переехало на правый берег реки. Комаровцы вернулись с
подкреплением. Правда, никого не тронули, но убили чью-т
...ЕщёШла она часа полтора. Кричали жены
комаровцев, подзадоривал своих Илья, но это не прибавило
смелости противнику. Хотя с нашей стороны дрались не все, победа
была полная. Нескольких нападавших наши взяли в плен и, связав,
бросили их в лодку. С нашей стороны больше всех пострадал
башмаковец Исантай Джумагалиев, которого ударили лопатой по голове.
Еще больше пострадал один из комаровцев - ему саблей отсекли
руку. Многие служили в армии и у них сохранилось оружие. Крепко
досталось и Зугаеву. Хоть Никифор не был татарином, но для комаровцев и он
был непрошеным гостем. Опасаясь возобновления драки, большинство
из нас переехало на правый берег реки. Комаровцы вернулись с
подкреплением. Правда, никого не тронули, но убили чью-то
собаку, съели сваренный Гарафутдином Усмановым котел каши
разгромили его жилище. Тут нам помогли семирублевцы. Комаровцы опять
отступили. (По всей вероятности, драка произошла на территории будущего
села, так как жилище Гарафетдина располагалось на Казак бугре. С.Ш.)
В Земотделе нам дали такой совет:
- Если у вас есть человек, отслуживший в армии и имеющий
военную форму, то пусть завтра верхом приедет в Земотдел.
На другой день Хасан Ахмедшин на коне Шайхуллы Асадуллина, доехав
до Земотдела, получил предписание для Ильи Комарова с тем, чтобы
вопрос был решен положительно в течение трех часов. Волостной
начальник, испугавшись такого оборота дела, срочно созвал жителей Комарровки
На основании решения собрания и оформленного протокола, составили
документ, признающий право переселенцев основать село Новые Булгары
на бывших владениях мирзы Сагитова. Право аренды Озер мирзы Комаровым
был аннулировано. Однако противостояние сторон продолжалось.
Комаровцы срочно засеяли ильмени. Пришлось еще раз созвать их и
договориться о возмещении труда и затрат семян. Те булгаринцы,
чьи участки были уже обработаны, заплатитили комаровцам за все.
Участки окончательно были поделены по жребию
Начались будни. Мир
с соседями, кажется, был установлен. Прошло время, урожай созрел.
Но обоюдная неприязнь еще не прошла. Урожай был потравлен скотом
того же Ильи. Он, подпоив своих пастухов, подговорил их загнать стадо
наши на посевы. Гарафутдин Усманов родом из Казани, прозванный Кара казанлы
за темный цвет кожи, никак не мог один отогнать скот и
призвал на помощь. Стадо загнали в загон, председатель сельсовета
Габбас Юлгушев срочно поехал в район и привез комиссию. Она решила
взыскать с главного виновника потравы Комарова 10000 рублей. Его
так-же предупредили, что в случае повторения подобного он будет осужден.
Подтверждение ожесточенности драк с комаровцами автор получил
через 82 года после этих драматическ
...ЕщёНачались будни. Мир
с соседями, кажется, был установлен. Прошло время, урожай созрел.
Но обоюдная неприязнь еще не прошла. Урожай был потравлен скотом
того же Ильи. Он, подпоив своих пастухов, подговорил их загнать стадо
наши на посевы. Гарафутдин Усманов родом из Казани, прозванный Кара казанлы
за темный цвет кожи, никак не мог один отогнать скот и
призвал на помощь. Стадо загнали в загон, председатель сельсовета
Габбас Юлгушев срочно поехал в район и привез комиссию. Она решила
взыскать с главного виновника потравы Комарова 10000 рублей. Его
так-же предупредили, что в случае повторения подобного он будет осужден.
Подтверждение ожесточенности драк с комаровцами автор получил
через 82 года после этих драматических сбытий от старожила Яппарова Абдуллажана
родившегося в 1929 году. Он рассказал, что в пору его детства лишившийся руки
выше кисти комаровец жил в нашем селе. Дом его был у нынешней водонапорной
башни. Так выросла улица на этом бугре. У него были две дочери и сын. Звали его
Егор. Дети его дразнили Егор - багор. Когда я спросил о причине переезда
комаровца в Новые Булгары, тот удивленно ответил: - Так его же взяли в плен!
Так я и не узнал истинной причины. Может, действительно, сельчане,
не желая доводить дело до суда, настояли на переезде Егора в село,
обещав посильную помощь покалеченному ими комаровцу. Ну а Яппаров
мог и не знать об этом, так как родился через 11 лет поле этих собыий.
2. Сведения о первых жителях села Новые Булгары
Первоначальное точное место жительства своих предков в верховьях помнят
многие потомки первопоселенцев из живущих сегодня в селе. Но родственные связи
уже потеряны. Так же хорошо знают, что, спустившись вниз по Волге, их деды осели
под Астраханью в трех нугайских селах и татарских махалля Тияка в самом городе.
Валиуллин Сабир 1894 года рождения в 1906 году с отцом приехал из
Башкирии. Работал по найму у Сулейманова Абдрахима, владевшего большими
земельными участками и переправой через реку Кизань в Башмаковке.
По окончании сезона они на параходе поехали домой. На пути домой отец
умер. Его сняли с парохода и похоронили. Мальчик вернулся в Башмаковку
и снова нанялся в работники к Абдрахиму и
...Ещё2. Сведения о первых жителях села Новые Булгары
Первоначальное точное место жительства своих предков в верховьях помнят
многие потомки первопоселенцев из живущих сегодня в селе. Но родственные связи
уже потеряны. Так же хорошо знают, что, спустившись вниз по Волге, их деды осели
под Астраханью в трех нугайских селах и татарских махалля Тияка в самом городе.
Валиуллин Сабир 1894 года рождения в 1906 году с отцом приехал из
Башкирии. Работал по найму у Сулейманова Абдрахима, владевшего большими
земельными участками и переправой через реку Кизань в Башмаковке.
По окончании сезона они на параходе поехали домой. На пути домой отец
умер. Его сняли с парохода и похоронили. Мальчик вернулся в Башмаковку
и снова нанялся в работники к Абдрахиму и остался в селе до самой женитьбы.
Хозяин подарил Сабиру на свадьбу лошадь с подводой. Женился работник
на дочери Усманова Гарафетдина Галие.
Муртазин Мифтях и Бакиев Гайнулла там же работали мясниками.
Мифтях жил во дворе хозяина в его землянке рядом с магазином, где рубил мясо.
Галимов Мухаммадвали был кучером у хозяина стекольнго завода, до сих пор
распложенного рядом с Башмаковкой. Может, тогда он приобрел навыки шорника,
которые унаследовал внук Мухаммадрахим.
Были и мишари - пензенско-нижегородские, симбирские, хвалынские.
Вышеупомянутый Валиуллин Сабир, Баширов Абдрахман, Искиндиров Исмагиль и
Ислямов Фахрислам были башкирами, женившимися на татарках. Ниже приведены
известные сведения. Видно, что подавляющее большинство родом из Татарии,
и средний возраст глав семей составлял 33 года.
1 Мугарипова Марфуга Мугариповна 1893 г. Из Казанской
губернии, села Ахматеевка, Ахматеевского района. Ее муж
Сиражетдинов Гиляжетдин 1888 года из другой деревни, в 70
верстах от Ахматеевки.
2 Фахретдинов Шайдулла 1872 г. из Татарии , жена Бибисара родом
из села расположенного рядом с Ахматеевкой.
3 Жена Яваева Абубакара Хаят родом тоже из тех мест.
...ЕщёБыли и мишари - пензенско-нижегородские, симбирские, хвалынские.
Вышеупомянутый Валиуллин Сабир, Баширов Абдрахман, Искиндиров Исмагиль и
Ислямов Фахрислам были башкирами, женившимися на татарках. Ниже приведены
известные сведения. Видно, что подавляющее большинство родом из Татарии,
и средний возраст глав семей составлял 33 года.
1 Мугарипова Марфуга Мугариповна 1893 г. Из Казанской
губернии, села Ахматеевка, Ахматеевского района. Ее муж
Сиражетдинов Гиляжетдин 1888 года из другой деревни, в 70
верстах от Ахматеевки.
2 Фахретдинов Шайдулла 1872 г. из Татарии , жена Бибисара родом
из села расположенного рядом с Ахматеевкой.
3 Жена Яваева Абубакара Хаят родом тоже из тех мест.
4 Абдулманнаф Алиев с сыном Абдулкабиром 1886 г. р. из Татарии из
села Кече Солы, ныне Дубьязовского района.
5 Муразин Мифтях с женой Фатимой и взрослым сыном Абдуллажаном 1906
года рождения из Дубьязовского района Татарии, из села Кече Солы.
6 Салахутдинова Рокыя Зайнутдиновна из села Яна Чаллы
Спасского района Татарии.
7 Искиндиров Исмагиль башкир, его жена Загидуллина Марфуга
из села Такталы Спасского района Татарии.
8 Жена Азмуханова Хайретдина Рабига из Кунгар авылы, Татария.
9 Галиакбар Яппаров 1882 года с женой Фатимой 1902 г.
из Черкен авылы Татарии.
10 Нажметдинов Абдельхак из Тетюшского района, село Шамяки,
жена Фатима нижегородская татарка.
11 Ислямов Фахрислам 1885 г. из Башкирии, его жена Ислямова
Хабибжамал 1895 г., Сарамановский район, село Старый Эликсаз.
12 Бакиев Гайнулла 1870 года, Симбирская губерния, Кулаткинский
уезд, село Верхние Терешки.
13 Халитова Хатима Юнусовна 1917 года(в замужестве Шамгунова) оттуда же.
14 Хусаинов Мухаммадьяр 1905 г., с. Тетюши из Татарии.
15 Усманов Гарафетдин женой Бибисарой 1869 г. из Казани.
16 Абар Галиаскаров 1881 г. с женой Минсылу 1882 г. из района Чаллы, Татария
17 Хасанжан Халитов с братьями Магзумом, Галлямом жили рядом с Чаллы.
18 Гарифуллины Сафиулла и Набиулла из Казани, ныне улица
...Ещё10 Нажметдинов Абдельхак из Тетюшского района, село Шамяки,
жена Фатима нижегородская татарка.
11 Ислямов Фахрислам 1885 г. из Башкирии, его жена Ислямова
Хабибжамал 1895 г., Сарамановский район, село Старый Эликсаз.
12 Бакиев Гайнулла 1870 года, Симбирская губерния, Кулаткинский
уезд, село Верхние Терешки.
13 Халитова Хатима Юнусовна 1917 года(в замужестве Шамгунова) оттуда же.
14 Хусаинов Мухаммадьяр 1905 г., с. Тетюши из Татарии.
15 Усманов Гарафетдин женой Бибисарой 1869 г. из Казани.
16 Абар Галиаскаров 1881 г. с женой Минсылу 1882 г. из района Чаллы, Татария
17 Хасанжан Халитов с братьями Магзумом, Галлямом жили рядом с Чаллы.
18 Гарифуллины Сафиулла и Набиулла из Казани, ныне улица Тукая.
19 Вальшин Гумар, 1890 г. из Хвалынска, жена Айша 1900 г., приехала
в Астрахань из Хвалынска.
20 Мажитов Халиулла из Тетюшенского района Татарии, село
Шамяки, его жена Байбекова Гальнухаят, пензенская мишарка.
21 Сайфутдинов Мавлет 1870г. из Хвалынска, жена Насима 1872 г. Татария.
22 Амиров Сиражедин 1870 г. с. Сыерике из под Тетюшей, жена
Минлебаян 1894 г. из села Чатказ (Чаткау башы?) оба из Татарии.
23 Карим Сайфуллин, Казань.
Возможно, названия населенных пунктов сегдня звучат несколько иначе, чем
как мне назвали их дети и внуки.
Сохранился список хозяйств в селе Новые Булгары. Он составлен
по состоянию на 9 сентября 1920 года и соответствует порядку
домов по улицам начиная от крайнего дома по линии въездных ворот колхозного
гаража и до берега в два порядка. Далее нынешняя улица Тукая до
семафора в один порядок. Первоначально в селе были только эти две улицы.
После некоторых фамилий приведены названия населенных пунктов Астраханской
губернии, где первоначально осели "верховые" татары до переезда во вновь
образованное село Новые Булгары. Потомки 32 из 79 татарских семей из этого
списка ныне живут в селе. Остальные выехали в разное время. Дома казахов в
ауле Лошин тоже были на учете в сельском совете. Они приведены в конце списка
тоже в порядке расположения и ныне представлены Кудабаевыми.
1 Аджи Ахмед Сайфутдинов
2 Шайдулла Фахретдинов
3 Ахмед Рамазанов
4 Сафиулла Бакиев, Кызан (и далее) Башмаковка
5 Салават Тухватуллин
6 Аббас Юлгушев, Астрахань
7 Галиакбер Нугматжанов
8 Сингатулла Абдуллин
9 Исмагиль Искиндиров, Башмаковка
10 Гайнулла Бакиев, Башмаковка
11 Кабир Алиев, Майлы Куль
12 Хусаин Асфандьяров
13 Маннаф Алиев, Майлы Куль
14 Туляш Бердиев, Башмаковка
15 Нурмухамед Азмуханов, Майлы Куль
16 Шамсутдин Шайхутдинов, Астрахань
17 Хайретдин Азмуханов, Майлы Куль
18 Мифтях Муртазин, Башмаковка
19 Умер
...Ещё1 Аджи Ахмед Сайфутдинов
2 Шайдулла Фахретдинов
3 Ахмед Рамазанов
4 Сафиулла Бакиев, Кызан (и далее) Башмаковка
5 Салават Тухватуллин
6 Аббас Юлгушев, Астрахань
7 Галиакбер Нугматжанов
8 Сингатулла Абдуллин
9 Исмагиль Искиндиров, Башмаковка
10 Гайнулла Бакиев, Башмаковка
11 Кабир Алиев, Майлы Куль
12 Хусаин Асфандьяров
13 Маннаф Алиев, Майлы Куль
14 Туляш Бердиев, Башмаковка
15 Нурмухамед Азмуханов, Майлы Куль
16 Шамсутдин Шайхутдинов, Астрахань
17 Хайретдин Азмуханов, Майлы Куль
18 Мифтях Муртазин, Башмаковка
19 Умер Нурмухаммедов
20 Ахмед Гали Сайфуллин
21 Абдрахман Дашкин
22 Хайрулла Хабибуллин
23 Гали Шакиров , Лагань
24 Нурмухамед Умеров, Астрахань
25 Барый Сабитов, с.Сергивка, Икрянинской волости
26 Шайхетдин Галиев
27 Шайхутдин Шамсутдинов, Астрахань
28 Гиляжетдин Узбеков, Астрахань
29 Нажметдинов Абдельхак, Астрахань
30 Хасанжан Нагмеджанов
31 Шарип Насибулин
32 Хабибула Асадуллин, Башмаковка
33 Ибрагим Мустафин, Астрахань
34 Зиннатулла Абдульманов
35 Сабир Валиулин, Башмаковка
36 Карим Сайфулин
37 Абдрахман Баширов, Каргалык
38 Галяутдин Гатин
39 Cиражетдин Амиров, Тишково
40 Набиулла Юсупов
41 Мухамед Вали Хайретдинов
42 Зулейха Хайретдинова
43 Биктагир Хусаинов
44 Глиакбар Яппаров
45 Абрар Галиаскаров, Тишково
46 Газиз Вахитов
47 Юсуп Хакимов, Башмаковка
48 Шайхулла Асадуллин, Башмаковка
49 Гумар Вальшин, Астрахань.
50 Усман Нарбеков, Астрахань.
51 Хайрулла Нурмухамедов, Янго Аскер
52 Бишяу Назыр
53 Мухамадвали Галимов, Карагали
54 Исмагиль Нурмухамедов
55 Гиляжетдин Сиражетдинов, Карагали
56 Шабан Мифтяхов
57 Жамалетдин Жалялетдинов
58 Хасанжан Халитов, Астрахань
59 Хисмат Губайдуллин
60 Гариф Самигулин
61 Самигулла Хисматуллин
62 Салахетдин Ильясов
64 Шакиржан Сафиуллин, Башмаковка
65 Мингави Хисматуллин
66 Абубакар Яваев, Башмаковка
67 Зариф Хисматуллин
68 Хусаин Яваев, Башмаковка
69 Гарафетдин Усманов
70 Батырхан Нурумов
71 Исмагиль Сендеков
72 Фатхрахман Шайхуллин
73 Мендави Бекмухамбетов
74 Хасан Тажетдинов
75 Габайдуллин
76 Ахунжан Назметдинов, Астрахань.
77 Мавлют Сайфутдинов, Астрахань.
78 Алиев
79 Куламбетова
80 Бахтле Кудабаева
81 Чамантай Сагитов
82 Кужагали Кудабаев
83 Абдулхамый Алдамьяров
84 Жанкобай Сисенгалиев
85 Исимбай Куанычбиков, Витовка, Башмаковка
86 Ибрагим Куанычбиков, Витовка, Башмаковка
87 Кулушкан Жумаев
88 Кинжабай Кудабаев
89 Исантай Мангушев
90 Исмиев
91 Хусаин Куанычбиков
92 Хусаин Ибрагимов
В документе отмечено, что у 30 хозяев были дома, 7 из которых чен, что у 30 хозяев были дома,7 из которых
требовали ремонта, 15 мазанок из 33 были в плохом состоянии.
Ветхими были 11
...Ещё79 Куламбетова
80 Бахтле Кудабаева
81 Чамантай Сагитов
82 Кужагали Кудабаев
83 Абдулхамый Алдамьяров
84 Жанкобай Сисенгалиев
85 Исимбай Куанычбиков, Витовка, Башмаковка
86 Ибрагим Куанычбиков, Витовка, Башмаковка
87 Кулушкан Жумаев
88 Кинжабай Кудабаев
89 Исантай Мангушев
90 Исмиев
91 Хусаин Куанычбиков
92 Хусаин Ибрагимов
В документе отмечено, что у 30 хозяев были дома, 7 из которых чен, что у 30 хозяев были дома,7 из которых
требовали ремонта, 15 мазанок из 33 были в плохом состоянии.
Ветхими были 11 землянок из 29. Наиболее плохими были жилища
Исмагиля Искиндирова, Туляш Бердиева, Хасанжана Нугматжанова,
Шарипа Насибуллина, Салахутдина Ильясова, Абубакара Яваева,
призванного на фронт. Аул на низине Лощина казахи сами называли
Лошин. Там было 12 дворов. Все жили в землянках. Ремонт был
необходим земляннкам Бахтеле Кудабаевой, Чамантая Сагитова и
Кужагали Кудабаева.
5 мая 1918 года состоялось первое общее собрание жителей. На нем
председателем сельского совета был избран Габбас Юлгушев. Факт основания
села Новые Булгары был подтвержден протоклом, хотя шесть первых
семей, приехавших раньше, на деле уже основали село годом раньше. Первым
делом решили вопрос о покупке семян, на что ассигновали
3000 рублей. Были выбраны два делегата на уездный Съезд Советов.
Одним из них стал Габбас Юлгушев. Им выдали по 15
рублей суточных. Сразу же стал вопрос о вхождении в какую-либо
волость. Ближе всех была Икрянинская, на том и порешили. Правда,
Икрянинским волисиолкомом это решение было узаконено не сразу.
Казначеем избрали Абдрахмана Баширова. На собрание явились
97 из 120 членов общества. Собран
...Ещё5 мая 1918 года состоялось первое общее собрание жителей. На нем
председателем сельского совета был избран Габбас Юлгушев. Факт основания
села Новые Булгары был подтвержден протоклом, хотя шесть первых
семей, приехавших раньше, на деле уже основали село годом раньше. Первым
делом решили вопрос о покупке семян, на что ассигновали
3000 рублей. Были выбраны два делегата на уездный Съезд Советов.
Одним из них стал Габбас Юлгушев. Им выдали по 15
рублей суточных. Сразу же стал вопрос о вхождении в какую-либо
волость. Ближе всех была Икрянинская, на том и порешили. Правда,
Икрянинским волисиолкомом это решение было узаконено не сразу.
Казначеем избрали Абдрахмана Баширова. На собрание явились
97 из 120 членов общества. Собрание, назначенное на другой день не
состоялсь из за малой явки. Обустройство на новом месте, заботы о земле,
тягле, семенах, инвентаре настолько захватили вчерашних безземельных, что снова
собраться смогли только 31 мая, когда все в основном отсеялись. Тут сказались
вековая привычка, что земля это всегда чья-то собственность, а большевики,
давшие им владения Сагитова, тоже могут долго не продержаться у власти.
Ведь сколько было войн, революций, правительств сменилось за неполные 20 лет.
Решили земли все-таки выкупить у мирзы Сагитова. Вот выписка из
протокола собрания.
вдоль протоки Чилимка.
Мухаммадвали Галимов привез из Башмаковки саженцы и
заложил первый сад. Его приусадебный участок еще не был вспахан.
Ямы под саженцы и делянки для их полива копал прямо на дерне.
Знакомый башмаковец из нугаев не только дал саженцы, но и помог
посадить их. Сам обрезал в первое время, помогал советами. В саду
в основном росли яблони. Посадил он несколько и саженцев вишни, айвы,
груши. Заложил сад Хусаин Яваев. Следующий сад был заложен в 1922
году, приехавшим из Тишкова Салимжаном Хабибуллиным на месте
нынешнего дома Усманова Асадуллы. Всего он посадил до З00 деревьев.
Все сады погибли во время затопления села в 1926 году и заложены снова.
Сельчане строго подходили к приему новых жителей. В июле
...Ещёвдоль протоки Чилимка.
Мухаммадвали Галимов привез из Башмаковки саженцы и
заложил первый сад. Его приусадебный участок еще не был вспахан.
Ямы под саженцы и делянки для их полива копал прямо на дерне.
Знакомый башмаковец из нугаев не только дал саженцы, но и помог
посадить их. Сам обрезал в первое время, помогал советами. В саду
в основном росли яблони. Посадил он несколько и саженцев вишни, айвы,
груши. Заложил сад Хусаин Яваев. Следующий сад был заложен в 1922
году, приехавшим из Тишкова Салимжаном Хабибуллиным на месте
нынешнего дома Усманова Асадуллы. Всего он посадил до З00 деревьев.
Все сады погибли во время затопления села в 1926 году и заложены снова.
Сельчане строго подходили к приему новых жителей. В июле 1921 года
Салимжан Хабибуллин прибыл в село, и привез документ такого содержания:
" Дано настоящее удостоверение гр. с. Тишково Зеленгинской
волости Астраханского Уезда Хбибуллину Салимжану 56 лет в том,
что он отправляется в Икрянинскую волость село Новые Булгары
с имуществом на место жительства, что исполком и удостоверяет."
Но исполком три дня не разрешал выгружать имущество с лодки дощаника,
пока специальный уполномоченный не съездил в село Тишково, откуда приехал
Салимжан и не выяснил, что за хозяин Салимжан.
Первоначально распределили участки под пашни в Солы бузе и за Казак бугром
и у Зур казак тау. Они были наиболее близки к селу. Вначале своей полосы
на целине каждый выкопал начальную букву своей фамилии. У Галимова
Мухаммадвали межа была обозначена сломанной дугой. По границам так же росло
сорго.
Островок Паюсный, отделенный от Озер Мирзы Сухой Чилимкой вскоре
стал предметом нового спора с комаровцами. Вернемся к рассказу Баширова.
- Участок этот красив и удобен. Он не входил ни в наши земли,
не относился и к владениям комаровцев. И булгаринцы и соседи
претендовали на этот участок. В село был прислан землемер
Мумрин для обмера и составления плана булгаринских земель. Для
помощи ему были выделены Габдраух Назметдинов и Абдулла Юлгушев.
Третим был я. Когда работа уже была закончена, началась
пасха. Землемр собрался домой на праздник. Надо было одарить его
как-то, к тому же мы упрашивали его включить участок Паюсный в наш
план. Едем мы все в село на арбе и видим очередное нашествие комаровских
свиней на наши учас
...ЕщёОстровок Паюсный, отделенный от Озер Мирзы Сухой Чилимкой вскоре
стал предметом нового спора с комаровцами. Вернемся к рассказу Баширова.
- Участок этот красив и удобен. Он не входил ни в наши земли,
не относился и к владениям комаровцев. И булгаринцы и соседи
претендовали на этот участок. В село был прислан землемер
Мумрин для обмера и составления плана булгаринских земель. Для
помощи ему были выделены Габдраух Назметдинов и Абдулла Юлгушев.
Третим был я. Когда работа уже была закончена, началась
пасха. Землемр собрался домой на праздник. Надо было одарить его
как-то, к тому же мы упрашивали его включить участок Паюсный в наш
план. Едем мы все в село на арбе и видим очередное нашествие комаровских
свиней на наши участки через Сухую Чилимку.
Мумриин вдруг заявляет: -Поймайте мне одну! - Мы возражаем.
Мумрин ни в какую. Хоть свинья и препакостное животное и ислам
категорически запрещает даже касаться его, но воровство еще больший
харам -грех. Когда булгары во время войны захватывали трофеи, то весь
неприятельский скот угонялся. Только свиней сгоняли в одно место и сжигали.
Пришлось, преодолев запрет ислама на воровство, прибить
одну из них мотыогой. Нам казалось, что визг свиньи был слышен
не только в Комаровке и окрестных селах, но и в самой Мекке.
Завязали ее внутри огромного снопа сена, с тем, чтобы
ни булгаринцы, ни комаровцы ничего не узнли. Теперь тушу надо
было разделать - не повезет же ее землемер целиком. Обратились
к Гэрэю Вафину, имевшему дело с этим в армии. Наконец, увез
Мумрин золполучное мясо в мешке.
В связи c работой по составлению плана земельных угодий в
селе оживились споры. Одни выступили за присоединение участка
Паюсный. Другим не нравилась неизбежность новых драк. Азмуханов
Хайретдин заявил, что пусть участок обрабатывают те, кто желает.
Это убедило большинство. Было решено отказаться от участка. Об
этом узнали комаровцы и на другой же день поспешно соорудили
шалаши на Паюсном, застолбив таким образом участок. Итак, и
ворованная свинья пропала, и участок нам не достался.
Название участка объясняетя так.
На Паюсном на месте нынешней комаровской фермы рядом с бугром
еще до революции располагалась рыболовная ватага ( на нов.булг.гов.
батага) - место на берегу, где жили и занимались рыболовством
ловцы. Здесь же солили в ледниках рыбу. Тогда Чилимка была
полноводнее и здесь ловили даже красную рыбу и делали икру. Паюсом
называют тонкую оболочку, в которой находится икра в рыбе. А паюсная
икра это перезревшая или долго задержанная в рыбе икра, посоленная
в паюсах и отжатая под гнетом. Поэтому участок получил название Паюсный
Деятельность Астраханскго мусульманского комиссариата
Касим Туйбактин
В условиях астраханского края огромное значение имело решение
национального вопроса. Уже Первый съезд Советов Астраханского
края представил татарам, казахам, калмыкам одинаковые с русскими
права. Москва предлагала -"... на местах с наличностью мусульманского
населения организовать мусульманнские комиссариаты". Документ был
подписан комиссаром по делам национальностей Муллануром Вахитовым.
Губернский комитет по мусульманским делам возглавил большевик Касим
Туйбактин.
Касым Туйбактин родился в 1888 году в деревне Карый,
Рамазановской волости, Спасского уезда Казанской губернии.
По утверж
...ЕщёДеятельность Астраханскго мусульманского комиссариата
Касим Туйбактин
В условиях астраханского края огромное значение имело решение
национального вопроса. Уже Первый съезд Советов Астраханского
края представил татарам, казахам, калмыкам одинаковые с русскими
права. Москва предлагала -"... на местах с наличностью мусульманского
населения организовать мусульманнские комиссариаты". Документ был
подписан комиссаром по делам национальностей Муллануром Вахитовым.
Губернский комитет по мусульманским делам возглавил большевик Касим
Туйбактин.
Касым Туйбактин родился в 1888 году в деревне Карый,
Рамазановской волости, Спасского уезда Казанской губернии.
По утверждению сверстников, Касым был очень живым и развитым
ребенком. Начал учиться с пяти лет в деревенской медресе.
С 14 лет его отдали в медресе Апанаева в Казани. Через три года
он перешел в медресе "Мухамадия". В 1906 году начал участвовать
в студенческом движении, за что в числе 82 судентов - "бунтовщиков"
был из нее исключен.
В 1908 году уезжает в Астрахань учителем. Здесь обучает около
300 детей, ведет большую культурно-просветительскую работу среди
населения, выступает с лекциями и докладами. По характеристике его
товарищей, он был очень энергичным и мужественным человеком, носил
длинные волосы, хорошо владел русским языком.
25 мая 1911 года К. Туйбактин женится на астраханке Досаевой и 11
октября призывается на действительную военную службу. К окончанию
срока службы в армии начинается первая мировая война и он три
года воюет на фронтах. За это время он был четырежды ранен и за
проявленный героизм награжден тремя Георгиевскими крестами. В 1916
году демобилизуется и приезжает в Казань, где работает заведующим
типографией "Магариф". Вскоре он переезжает в Астрахань и работает
в газете "Тартыш" ("Борьба"
. Рабочие избирают его своим делегатом напревый съезд Советов губернии, где он избираетя председателем
Мусульманского комиссариата.
Мусульманский комссариат Астраханской губернии, возглавляемый
Касимом Туйбакт
...Ещё25 мая 1911 года К. Туйбактин женится на астраханке Досаевой и 11
октября призывается на действительную военную службу. К окончанию
срока службы в армии начинается первая мировая война и он три
года воюет на фронтах. За это время он был четырежды ранен и за
проявленный героизм награжден тремя Георгиевскими крестами. В 1916
году демобилизуется и приезжает в Казань, где работает заведующим
типографией "Магариф". Вскоре он переезжает в Астрахань и работает
в газете "Тартыш" ("Борьба"
. Рабочие избирают его своим делегатом напревый съезд Советов губернии, где он избираетя председателем
Мусульманского комиссариата.
Мусульманский комссариат Астраханской губернии, возглавляемый
Касимом Туйбактиным, проводит большую работу по подъему культурного
уровня татар, казахов и других национальных меньшинств губернии.
К. Туйбактин по делам Мусульманского комиссариата бывал в Москве,
где добился ассигнования для культурных нужд губернии полутора
миллионов рублей. На эти средства были открыты национальные школы
как в городе так и в селах, организованы 25 районных библотек и
50 курсов для обучения взрослых грамоте, курсы для учителей. При
активном участии Туйбактина в июле-августе 1918 года в Астрахани
были созданы три пехотных полка из татар и казахов, а так же один
кавалерийский эскадрон из горцев для участия на фронтах гражданской
войны. При содействии комиссариата открыты в уездах десятки
народных библиотек, организованы курсы для учителей, курсы
ликвидации безграмотности.
15 августа 1918 года в момент отправки военной помощи Царицину
контрреволюции удалось поднять мятеж в войсках собранных в го-
роде по мобилизации. Мятежники бросились к зданию комиссариата.
Члены мусульманского комиссариата, вооруженные пулеметами и
винтовками, в считанные минуты могли расстрелять мятежников. Но
Касим, не желая пролития крови, запретил стрелять и вышел без
оружия к толпе и обратился со словами:
-Мусульмане! Зачем вы так поступаете? Дайте мне сказать, я
вам все объясню...
Но организаторы мятежа бросились к Касиму Шахижихановичу и
начали бить чем попало. Так погиб замечательный человек,
просветитель, сделавший очень много для мусульманского населения
края. В те же дни погиб и М
...Ещё15 августа 1918 года в момент отправки военной помощи Царицину
контрреволюции удалось поднять мятеж в войсках собранных в го-
роде по мобилизации. Мятежники бросились к зданию комиссариата.
Члены мусульманского комиссариата, вооруженные пулеметами и
винтовками, в считанные минуты могли расстрелять мятежников. Но
Касим, не желая пролития крови, запретил стрелять и вышел без
оружия к толпе и обратился со словами:
-Мусульмане! Зачем вы так поступаете? Дайте мне сказать, я
вам все объясню...
Но организаторы мятежа бросились к Касиму Шахижихановичу и
начали бить чем попало. Так погиб замечательный человек,
просветитель, сделавший очень много для мусульманского населения
края. В те же дни погиб и Мулланур Вахитов бывший руководителем
Центрального Мусульманнского комиссариата, чье имя носит на колхоз.
Мне удалось в 1985 году в Оыспном бугре познакомиться с
дочерью Туйбактина, осиротевшей пятилетней девочкой. Гульчира
Касимовна всю жизнь учила детей. После ее смерти все
публикации, собранные ею про своего отца перешли ко мне.
Среди них есть прижизненные фотографии Касима Туйбактина.
В одной из них Касим Шахижиханович и цвет астраханской
интеллигенции были сняты вместе с приехавшим в 1911 году в
Астрахань Габдуллой Тукаем.
Касим Туйбактин оставил заметный след в истории села. Именно
с его помощью было основано село Новые Булгары. Житель села Саюков
Касим, погибший на фронте, назван в честь Касима Туйбактина. Есть
в селе и улица имени Туйбактина. В 1988 году в селе были проведены
районные спортивные соревнования в честь столетия со дня рождения
Касима Шахижигановича. Участники сорвнований отправили приветственное
письмо дочери Касима Гульчире Касимовне Туйбактиной, жившей в селе
Осыпной Бугор Наримановского района. Старшее поколение прекрасно
помнит Туйбактина. Должно о нем знать и нынешнее поколение.