В его честь на канале «Время» будет показан документальный фильм «Охотник за головами. В объективе — звёзды».
Его называют фотограф-режиссёр, художник, эстет, человек вне времени. Плотников создаёт атмосферу, подбирает реквизит, придумывает костюм. А сама съемка, по словам Валерия, всего лишь последняя деталь, и не самая главная.
Плотникову удавалось сделать фотографии людей, которые отказывались сниматься принципиально. Знаменитый Антониони не выносил фотографов. Единственный в СССР человек, кому он позволил себя снимать — Валерий. Остался уникальный кадр со свадьбы Тонино Гуэрра и Лоры Яблочкиной, где Антониони был свидетелем. На ней он улыбается!
Легендарная Лиля Брик — муза Маяковского и хозяйка известного литературно-художественного салона поначалу была уверена: молодой фотограф просто не справляется. Действительно, это единственная съемка, на которой Валерий Плотников растерялся. Редакция попросила его снять Брик на фоне жостовских подносов в её квартире. Он так и сделал. Но образ не получался. Валерий сказал, что аппаратура должна остыть, а сам бродил по квартире. И в итоге нашел идеальное место для съемки — продавленный диван в кабинете. Он уговорил Лилю Брик продолжить фотосессию. С тех пор они были друзьями.
Он снимал Владимира Высоцкого на протяжении долгих лет, до самой его смерти. Последняя съемка — день прощания с Владимиром Семёновичем. А началось все в 1967 году, когда молодой фотограф Валера Плотников попал на концерт Высоцкого. Он сделал множество снимков, которые понравились артисту. Владимир Семенович не любил фотографироваться, но тут согласился на фотосессию. Именно так появились знаменитые сейчас серии фотографий: Высоцкий в образе Гамлета, с бородой, на даче. И знаменитая, «серенадная» серия — Владимир Высоцкий и Марина Влади на кубах. Когда Владимира Семеновича не стало, Плотников ехал к нему — была договоренность о фотосессии. Фотограф остался ночевать в театре и запечатлел весь этот скорбный день.
О его дотошности и принципиальности ходят легенды. Он год ждал «правильного» солнца, чтобы снять Ирину Купченко в усадьбе «Архангельское». Но в день, когда должна была состояться съемка, пошёл дождь. Плотников больше не мог откладывать съемку, поэтому и он, и актриса, и все, кто приехал помочь с организацией фотосессии часами ждали, когда дождь немного утихнет. В итоге этот портрет Ирины Купченко стал одним из самых известных снимков актрисы.
Ради хорошего кадра Плотников был готов на все: он выпросил дога у прохожей ради снимка Анатолия Солоницына, уговорил Александра Ширвиндта пить в кадре водку и, буквально, ввёл в транс Наталью Аринбасарову, добиваясь от нее нужного ему взгляда во время съемки на сене.
Будучи мальчиком, Валерий жил в центре Ленинграда, где располагалось сразу несколько театров, и каждый день наблюдал, как люди проходят мимо всенародно любимых писателей, поэтов, драматургов, не зная их в лицо. Именно тогда у него впервые появилась мысль: надо запечатлеть свое поколение, людей искусства должны узнавать. И у него получилось.
За свою карьеру Плотников снял миллионы кадров: актёры, режиссёры, поэты и писатели. Эти фотографии теперь знает весь мир: Александр Абдулов и Татьяна Пельтцер перед «Поминальной молитвой», Аркадий и Константин Райкины перед спектаклем, Андрей Миронов с граммофоном, Юрий Богатырев, Владимир Войнович, Сергей Аксёнов, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Довлатов, Михаил Барышников, Сергей Параджанов, Михаил Ульянов, Алла Демидова, Николай Караченцов, Вячеслав Тихонов, Анастасия Вертинская, Олег Меньшиков и Сергей Бодров, Любовь Полищук, Людмила Гурченко…
Наша съемочная группа побывала в квартире, где были сделаны многие снимки, ставшие знаменитыми, и куда посторонним вход закрыт. Степан — сын Валерия, рассказал о своем «фотодетстве» и открыл секрет преображения снимка Натальи Гундаревой в окне деревенского дома.
Валерий Плотников — «человек за кадром». О его личной жизни известно крайне мало. Он не любит фотографироваться, а в интервью обычно говорит только о работе. Но для нашей съемочной группы Валерий сделал исключение. Как случилось, что он не растил ни одного из своих четверых детей? Почему Абдулов полез на фотографа с кулаками? Зачем Валерий возил Михаила Боярского в багажнике? И почему никто не решается с ним спорить? Друзья и близкие Валерия Плотникова, люди, которые были героями его съемок, и сам фотограф рассказывают о его жизни по ту сторону объектива.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев