Давайте узнаем немного из истории появления железнодорожной технической библиотеки в Камышлове.
✏ В статье «Юбилей библиотеки», опубликованной в газете «За коммунизм» от 19 октября 1979 г. заведующая технической библиотеки ст. Камышлов Н. Бетехтина пишет:
«Библиотека железнодорожного узла организована 8 октября 1934 года с книжным фондом 1624 экземпляра книг, а организатором ее была старейший работник библиотеки Александра Андреевна Елисеева, которая проработала в ней 34 года».
✏ В другом источнике — книге Ю. Васькова «Расскажу о Камышлове» в статье «Подвижная библиотека», опубликованной в газете «Екатеринбургская неделя» № 50 от 1893 года, находим такую информацию:
"Приятно слышать, что управление Уральской железной дороги, в лице начальствующих, более, нежели с разумным покровительством, относится к такой, чисто интеллектуальной, потребности своих служащих, как чтение книг.
Нам известно, что многие начальники станций организуют общественную выписку газет и журналов. На одной из станций участка Екатеринбург—Тюмень, кроме периодических изданий, выписываются на общий счет всех служащих собрания сочинений отдельных авторов; таким образом, составляется станционная библиотека.
Центральное управление дороги имеет подвижную библиотеку. Теперь, как слышали, эта библиотека не удовлетворяет отдаленные линии станций. До 100 человек служащих и рабочих, живущих на участке Екатеринбург—Тюмень, заявили наблюдательному комитету подвижной библиотеки о желании пользоваться книгами из частной Камышловской библиотеки г. Простосердова. Комитет с удовольствием содействует осуществлению желания рабочих Тюменского участка; исходатайствовал у г. начальника дороги право пересылки книг частной библиотеки по линии дороги, на основании общих правил, установленных для служебной корреспонденции. Что самое главное, наблюдательный комитет подвижной библиотеки дал указания, необходимые для организации этого дела; так, для ближайшего посредничества между читающей публикой и библиотекарем должен быть утвержден специальный Камышловский наблюдательный комитет, по выбору самих читателей, который имеет право выработать условия пользования книгами (плата, сроки, поручительство за исправность взносов, за целость книг). Мы думаем, что роль этого комитета не должна ограничиваться лишь формальным посредничеством. Нужно иметь в виду, что половина читателей — простой рабочий люд, который при чтении книг требует если не руководительства, то, по крайней мере, ограждения от всякого книжного баловства, вдоволь наполняющего наши провинциальные библиотеки.
Библиотека г. Простосердова, к чести его нужно сказать, содержит в себе много ценного для среднего интеллигентного читателя, но нужен, конечно, выбор, который тем более затруднителен для читателей, получающих книги по заказу, и, повторяем, для читателей, в большинстве случаев, лишь начинающих, каковы — сторожа станций, весовщики, ремонтные рабочие и т.д.«.
Из данной статьи следует, что библиотечное обслуживание служащих и рабочих-железнодорожников Уральской железной дороги было организовано в «Подвижных библиотеках» уже в 1890-х годах.
✏ Вернемся к статье Н. Бетехтиной о библиотечном обслуживании 1934-1980-х годов:
«Библиотека занимала небольшую комнату в здании школы № 59, где помещались стол да шкаф с полутора тысячами книг. Небогат был книжный фонд, и читателей было сначала немного. Если в 1935 году их было 269, то в 1944 году уже 457, постепенно число росло, в 1964 году уже стало 884, а в 1978 году — 1120.
В 30-40-х годах проводились читки в цехах, так как народ был малограмотным. Во время войны библиотека не прекращала свою работу.
Старейший железнодорожник Константин Иванович Шилов вспоминает, что в 1930 году он работал учеником токаря по металлу, а специализированной литературы совсем не было. Когда в 1934 году открылась библиотека, Константин Иванович стал постоянным читателем, вплоть до выхода на пенсию в 1971 году.
В 1968 году А.А. Елисееву сменила Нелли Михайловна Бетехтина, которая проработала 31 год. Фонд уже насчитывал около 12 тысяч экземпляров.
Книжный фонд технической библиотеки состоял из книг, журналов, изданий научно-технической информации. Несмотря на неплохой фонд библиотеки, не всегда на полках можно было найти нужную книгу, поэтому часто книги приходилось заказывать по межбиблиотечному абонементу в других библиотеках. Техническая библиотека пользовалась фондами 11 библиотек, книг ежегодно заказывалось свыше 300 экземпляров, а фондами технической библиотеки станции Камышлов пользовалось 7 библиотек Свердловской железной дороги.
В 70-80-е годы в коллективах активно занимались рационализаторской деятельностью, внедрением бригадных форм организации труда, социалистического соревнования.
Библиотека проводила большую справочно-библиографическую работу. Всех ведущих специалистов узла извещали об интересующих их новинках. Организовывались выставки-просмотры, тематические выставки, составлялись рекомендательные списки литературы, тематические картотеки.
В библиотеке сделана постоянно действующая выставка «Уголок рационализатора»: собрана вся имеющаяся литература по рационализации, сделана картотека «В помощь рационализатору и изобретателю», собраны материалы о рационализаторах Камышловского узла в альбоме «Твори, выдумывай, пробуй». Данная выставка пользовалась у читателей большой популярностью, книги часто выдавались и пополнялись новыми.
На линии были открыты передвижные библиотеки. Там, где их не было, читатели по телефону заказывали в библиотеке литературу и получали ее через почтовую экспедицию. Это очень удобная форма обслуживания читателей, живущих в 40–50 километрах от библиотеки.
Увеличивалось не только число читателей библиотеки, рос их кругозор, техническая и политическая грамотность. Многие училось заочно и закончили вузы и техникумы, а теперь успешно применяют свои знания на практике — стали ведущими специалистами на предприятиях«.
✏ О работе библиотеки на современном этапе пишет ее руководитель Евгения Чередниченко:
«Большая работа проводилась по профориентации учащихся школы № 58 (тогда она была железнодорожной). Рассказывали о профессии железнодорожников, водили детей на экскурсии на предприятия ст. Камышлов. Это давало свои результаты.
И сегодня библиотека обслуживает читателей от ст. Пышминской до ст. Кармак. На узле открыто два технических кабинета, где инженеры по подготовке кадров проводят занятия и принимают экзамены у рабочих. Библиотека тесно сотрудничает с инженерами: находит ответы на интересующие их вопросы, подбирает материал к занятиям, снабжает литературой.
Идёт время, и многое меняется. В связи с компьютеризацией библиотека может очень быстро выполнить запрос специалиста или рабочего, так как пользуется базами данных АСПИЖТ, „Кодекс“, „Консультант+“, сайтом дорожной научно-технической библиотеки.
Ни дня без информации не представляют себе специалисты узла — инженеры по охране труда и подготовке кадров, специалисты кадровой службы: А.В. Михайлов, А.Н. Юдин, А.В. Попов, И.В. Зяйкин. Активную работу по распространению информации среди работников узла ведут начальник вокзала ст. Камышлов Е.Г. Морозова, вагонный мастер С.А. Павек, начальник участка А.Ю. Семенист, зам. начальника ст. Камышлов Е.В. Хабина, начальник техотдела ПЧ-11 М.М. Шмарина, начальник восстановительного поезда ст. Камышлов Е.Д. Суворов. Большую часть информации они получают по электронной почте.
Подбираем мы литературу и по запросам студентов-заочников. Библиотека может выполнить самые разные запросы специалистов и рабочих, касающиеся актуальных современных тем. И мы всегда рады видеть новых читателей».
Фото из архива Виктора Бунькова и Андрея Зайкова с сайта: https://kam-news.ru .
✏ Источники:
Бетехтина, Н. Юбилей библиотеки / Н. Бетехтина. — Текст : непосредственный // За коммунизм. — 1979. — 19 октября (№ 164). — С. 2;
Иванова, Т. У библиотеки — именины / Т. Иванова. — Текст : непосредственный // Камышловские известия. — 1999. — 23 октября (№ 124). — С. 2;
Чередниченко, Е. Ни дня без информации / Е. Чердниченко. — Текст : непосредственный // Камышловские известия. — 2014. — 18 октября (№ 122). — С. 5.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев