То же самое совершили верующие, когда умер Лама Цонкапа (Зонкава Гегян), поэтому традиция возжигать лампады в день его ухода осталась. Наши предки поднося лампады молили о скорейшем возвращении Учителя. Только у забывших свои корни и традиции "калмыков" этот день стал праздником.
У синцзянских торгудов после даяния пищи в доме умершего во время похорон и на седьмой день больше никаких собраний по поводу смерти не бывает. Ни на 49 дней, ни на годовщины. Люди пришедшие на похороны и на семидневный обед ведут себя тихо, пристойно, говорят благопожелания умершему и оставшимся родным, покушают и расходятся. Никаких громких разговоров, выяснения отношений, салатов и других излишеств, спиртных напитков, а тем более ссор и драк.
Зная всё это моя нахц-ээдж , рождённая до большевистской революции, перед смертью говорила мне , на тот момент маленькому мальчику, что все современные пиршества во время похорон - это неправильно. И что ее так не надо хоронить. Мне сейчас сорок шесть лет, люди постарше меня тоже слышали такое.
Сейчас я понимая все это говорю прихожанам чтобы проводили похороны без спиртного, но часто остаюсь неуслышанным. Ведь людьми управляет страх. Вместо того чтобы придерживаться мудрых традиций своих предков, они говорят - "Ой, что люди скажут! Водку пожалел! Стол не накрыл"! И ведь находятся такие "авторитеты" которые диктуют новые правила похорон. Ну например, что обязательно нужно всем идти на кладбище, возжечь лампаду на кладбище, или того хуже в могиле, закрыть зеркала, выпить водки, сжечь все вещи умершего включая кровать... А почему не дом?
Я слышал страшные истории про похороны с пением, игрой на гармошке и поножовщинами. И всё это не где-то там у варваров, а у моего родного народа, который меня родил.
Все наши обряды и традиции давно описаны в книгах. Нужно просто поинтересоваться. Нужно принять свою идентичность. Нужно хотеть быть калмыком. Конечно в некоторых родах есть и свои нюансы. Но общие правила есть.
Традиции отмечать годовщины тоже не было, так как наши предки остаются с нами в наших сердцах или в виде наших сакусанов - защитников. Кто-то может сказать: - Конечно у этого "темного" народа календаря не было, чтобы отмечать годовщины. Но это не правда. Наши ламы могли с точностью до минуты определять время событий в будущем. А простой человек по луне мог определить точный лунный день. Мой Аава даже меня этому научил.
Теперь ещё появились люди которые советуют хоронить не из дома. Они утверждают что в этом нет никакого греха. Мол, зачем вам поднимать это тело на пятый этаж а потом спускать! А там ещё и узко на лестницах. Да ещё и выносить некому! Так может сказать только человек не знающий калмыцких традиций и ценностей.
Так вот, дорогие мои, человек жил и трудился ради того чтобы купить этот дом или квартиру. Он любил вас и надеялся что его достойно проводят и проведут необходимые обряды не где-то в "прощальной каморке", а в привычном окружении и обстановке. Ибо сознание умершего всё ещё ищет привычного - домашней обстановки.
Бывают конечно исключения например жил как бродяга или не любил и не ценил родственников.
Есть ещё один горький случай, когда умер новорожденный. Благодаря медицине и страху рожать много детей это стало редкостью. У этих детей нет никаких привязанностей они совершенно чисты и не нуждаются в обрядах. Есть только привязанность родителей. И дабы её не увеличивать - никаких обрядов не делают, даже в дом не заносят. И только через десять лет следует заказать йорял авхуллгн - благопожелание о хорошем перерождении. Это не я придумал.
Так делал Тюгмед Гавджи - самый учёный лама в советское время, живший в Цаган Амане.
Пожалуйста любите, цените и будьте достойными своих предков.
Ах Багши Хар-Церен Бембеев.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1