32, 6). Небеса созданы словом Божиим, Духом Божиим. Духом уст Бога созданы все силы небесные. Дух Божий оживил и первое тело человека, созданное Им из персти земной, тело Адама, ибо сказано в Писании, что в это тело вдунул Бог дыхание жизни. Только Дух Святой все живит, только от Духа Святого начинается всякая жизнь, и тщетно искать другой источник жизни.
Что такое душа человеческая? Что такое дух человеческий? Человек создан по образу и подобию Божию. Но ведь Бог бестелесен! Конечно, не по телу являемся мы образом и подобием Божиим, а по Духу. Дух человеческий есть дыхание Духа Святого.
Но не думайте, что только дух человеческий имеет начало от Духа Божия. Все создано, все живет и все движется только той духовной энергией, источником которой является Сам Дух Святой. Духовной энергией, силой Духа Святого, которая есть источник и всякой энергии материальной, - только этой духовной энергией живет и движется весь мир. Духовная энергия, Дух Божий все проникает, все освещает, все одухотворяет. И в животных, и в растениях есть малая частица Духа, ибо и в них жизнь, а где жизнь, там и Дух Святой. Вместе с жизнью они получили слабое дыхание Духа Святого. И не только в живых существах, а во всей природе - природе, которую люди слепо называют мертвой, природе неорганической - в скалах, в реках, в волнах морских, необозримых пустынях, живет - и движет всем - Дух Святой, ибо Он "везде сый и вся исполняли". Если бы не живил Дух Святой всю природу, органическую и неорганическую, то не могло бы существовать все мироздание в той дивной стройности и величии его, в которых предстает оно перед нашим взором. Нельзя допустить, чтобы мир не был создан Богом. Мир был создан излиянием любви Божией, а любовь Божия - это и есть то, что я называю энергией духовной. Все создано и все движется любовью Божией, любовью Духа, "о Нем же живем и движемся и есмы" (Деян.17:28) , - как говорил ап. Павел в Ареопаге Афинском. Все живет, все движется, все одухотворяется Духом Святым, ибо Он "везде сый и вся исполняяй"
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какое значение имеет для нас и для всей природы та дивная Божия красота, которая во всем мире сияет? Откуда красота? Зачем красота? Неужели мы можем думать, что красота имеет только цель практическую, утилитарную? Неужели можно сказать, что самцы птиц, имеющие прекрасное оперение и поющие так, как не поют самки, обладают этой красотой только для того, чтобы привлекать самок? Конечно, нет.
Неужели мы можем думать, что ласкающие взор цветы сияют красотой только для того, чтобы привлекать своими красками и ароматом насекомых для оплодотворения их цветочной пыльцой? Конечно, нет. Красота во всем мире сияет, Красоту являет нам Бог и в самых нежных, самых слабых существах. Разве не видели вы никогда, какая милая, кроткая, чистая красота глядит на вас из лепестков и венчиков незабудок и фиалок, этих нежных, голубеньких цветочков, этих крошек Божиих? Неужели не видели вы, как эти цветочки смотрят на вас своими ясными глазами? Неужели не ощущали вы, какая кротость чистота и красота в этих малых Божиих созданиях? Неужели не задумывались вы, что эти Божий крошки - беленькие, розовые, голубенькие - учат нас чистоте и кротости, какой они сами полны?
Неужели не задумывались вы над тем, что звездное небо, в котором сверкают бесчисленные звездные миры, имеет глубокое духовное влияние на наши сердца своей красотой? Ведь мы воспринимаем идею бесконечности и вечности, когда смотрим на это беспредельное звездное небо.
Когда мы глядим на могучие, грозные скалы, вершины которых скрыты за темными тучами, когда в бурный день стоим у моря и видим, как ураган гонит по нему огромные волны, штурмующие прибрежные скалы, разве не трепещет сердце наше от созерцания могущества и силы природы? Ничтожными и слабыми чувствуем мы себя тогда. Если природа таит в себе столько красоты, силы, мощи и молча проповедует о ней, то что же сказать об источнике этой силы и красоты - что сказать о Самом Господе?
Он источник этой красоты и мощи, Он все проникает, все наполняет. Вся красота, - чистая и нежная, которая учит нас кротости и чистоте, и то грозное величие сил природы, которое приводит нас в трепет, - все это есть не что иное, как мощное проявление одухотворенности всей "природы, о которой я говорю. Во всей природе Дух Святой, Он во всем живет, Он "везде сый и вся исполняли", все проникнуто силой Духа Божия и любовью Его.
Святитель Лука Войно-Ясенецкий
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1