о строительстве железнодорожной линии Кизляр – Астрахань
в военные 1941-1942 гг.
Великая Отечественная война вписала в историю беспримерный подвиг советского народа за свободу и независимость своей Родины. Массовый героизм и любовь к Родине проявили солдаты, матросы, бойцы народного ополчения, партизаны и подпольщики. Неоценим трудовой подвиг также рабочего класса и крестьянства.
Когда страна поднимала народ на священную Отечественную войну, перестраивало хозяйство страны на военный лад под лозунгом «Все силы и средства на защиту страны!», население Калмыкии не осталось в стороне. Уроженцы республики воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны.
Беспримерный подвиг совершили и тыловики – это старики, женщины, подростки, которые заменили мужчин, ушедших на фронт. Они приняли активное участие в строительстве железной дороги Кизляр - Астрахань.
Строительство железной дороги «Кизляр - Астрахань» была начата в сентябре 1941 года. Строилась она по особому заданию Государственного Комитета Обороны страны и имела в годы войны оборонно-стратегическое значение и было названо строительством № 8.
В соответствии с решением ЦК ВКП(б) СНК СССР от 16 августа 1941 года о строительстве железнодорожной линии Кизляр - Астрахань Бюро Калмыцкого обкома ВКП(б) и СНК КАССР от 30 сентября постановили: считать строительство данной железнодорожной линии важнейшей стройкой республики и обязать Приволжский, Долбанский, Лаганский и Уланхольский улускомы ВКП(б) взять строительство железнодорожной линии под особый контроль, оказывая строительству всемерную помощь в выполнении плана строительства…
Железная дорога Астрахань - Кизляр строилась в основном трудящимися Лаганского, Уланхольского, Долбанского, Приволжского, Юстинского и Черноземельского улусов Калмыцкой АССР, а также на ее северном участке - трудящимися Астраханского округа, на южном участке за пределами Калмыкии – трудящимися ближайших районов Орджоникидзевского края и Дагестана. Это была героическая стройка оборонного назначения. Труженики Калмыкии в количестве 9500 человек с 3030 подводами вручную выполняли земляные работы объемом 3000000 кубометров и подготовили земляное полотно протяженностью 280 километров (из 356 км. общего расстояния), что составило 80,5 % всей протяженности дороги. Активное участие в строительстве принимали комсомольцы Калмыкии.
Работа проводилась главным образом вручную. Опыта строительства железной дороги никто из них не имел. Механизмов было мало. В докладных записках и политинформациях Калмыцкого обкома ВКП(б) и ЦК партии о ходе строительства дороги отмечается, что несмотря на трудности: пронизывающий с песком ветер осенью, трескучий мороз зимой и палящий зной летом, люди, зачастую плохо одетые и полуголодные, при частых налетах немецкой авиации, самоотверженно, героически трудились, выполняя ежедневный график работы.
Калмыцкий областной комитет партии и Совнарком обратились к жителям Лаганского и Уланхольского районов с призывом взять дополнительный участок в 25 км. Жители этих районов, взявшие новое обязательство успешно и досрочно выполнили работу и на этом участке.
По решению Калмыцкого обкома все работающие на трассе были организованы в строевые подразделения, работали по-военному. Работали все с огромным подъемом и воодушевлением, большим желанием помочь стране приблизить день Победы. Устраивались социалистические соревнования, брали конкретные обязательства по повышению производительности труда. Проводились ежедневные читки передовых статей газеты «Правда», слушали сводки Совинформбюро, чтобы знать положение на фронтах. Сводки с фронтов войны агитаторы связывали со сводками трудового фронта.
В ходе строительства росло число тружеников, которые перевыполняли норму выработки. Их называли ударниками-стахановцами. Средний процент выполнения норм выработки стахановцами доходило от 150 до 200 %., отдельными стахановцами – от 150% до 400 %.
Отличившиеся передовые строители за образцовое выполнение производственного задания и за стахановские методы работы были награждены Почетными грамотами Президиума Верховного Совета КАССР Указами Президиума Верховного Совета КАССР от 16 и 27 декабря 1941 года (списки награжденных хранятся в фонде Президиума Верховного Совета КАССР Национального архива Республики Калмыкия).
После тяжелейшего труда героические труженицы - активистки строительства данной железной дороги создавали женсоветы, где были организованы кружки кройки и шитья, на которых они шили белье, теплую одежду, собирали туалетное мыло, сахар, папиросы, кисеты с махоркой и посылкой отправляли бойцам Красной Армии. Участниками строительства было собрано теплых вещей для бойцов Красной Армии на сумму свыше 21 тыс.рублей.
Кроме этого ежемесячно участниками строительства отчислялся однодневный заработок, причем на собраниях все участники строительства постановили отчислять в фонд обороны страны однодневный заработок до окончания войны. За период Великой Отечественной войны строители железнодорожной линии Кизляр - Астрахань дали государству в фонд обороны страны свыше 75 тыс.рублей.
Но главной задачей строителей было досрочное строительство железнодорожной линии Кизляр - Астрахань и пуске ее в эксплуатацию в июле 1942 года.
В целях быстрейшего окончания строительства дороги в январе 1942 года вышло специальное постановление ВКП(б) и СНК КАССР о дополнительном выделении людей и подвод на строительство дороги из Малодербетовского, Кетченеровского, Сарпинского, Приютненского, Троицкого и Черноземельского улусов (по 300 колхозников и 100 подвод из каждого улуса).
По приказу Государственного Комитета Обороны страны срок окончания строительства железной дороги был сокращен.
7 июня 1942 года во исполнение приказа Государственного Комитета Обороны и телеграммы народного комиссара путей сообщения т.Хрулева об окончании строительства железной дороги Кизляр - Астрахань и пуске ее в эксплуатацию в июле 1942 года вышло другое постановление Бюро Калмыцкого обкома ВКП(б) и Совнаркома Калмыцкой АССР «О мерах по своевременному окончанию строительства железной дороги «Кизляр-Астрахань». Этим постановлением для оказания практической помощи управлению строительства в деле окончания строительства железной дороги в установленный ГКО срок были командированы на полтора месяца заведующий отделом промышленности и транспорта Калмыцкого обкома ВКП(б) т.Макаров, зам.председателя СНК т.Эрдниев, секретарь Уланхольского улускома ВКП(б) т.Сангаева и лектор обкома ВКП(б) т.Наранов.
А уже 7 августа 1942 года Сталинградскому обкому ВКП(б) Чуянову, Астраханскому окружкому ВКП(б) Голышеву, Калмыцкому обкому ВКП(б) Лаврентьеву, Орджоникидзевскому крайкому ВКП(б) Суслову и Кизлярскому окружкому ВКП(б) Ермаковой был направлен рапорт коллектива строителей железной дороги Кизляр - Астрахань о завершении укладки главного пути, в котором сообщалось, что 4 августа 1942 года в 17.00 часов укладка линии Кизляр - Астрахань была закончена. Коллектив строителей выполнил боевое задание ГКО.
В рапорте также сообщалось, что коллектив строительства продолжает работать на черном ремонте, обеспечивающем без балластировки скорость поездов до 25 км. в час, над развитием станционного хозяйства и других важнейших работах для обеспечения бесперебойного и безаварийного движения поездов.
Работа на строительстве железной дороги зачастую прерывалась из-за налетов немецкой авиации. В 1942 году во время оккупации территории Калмыкии фашистские захватчики усиленно бомбили строящуюся железную дорогу.
В докладной записке СНК КАССР и обкома ВКП (б) в ЦК партии и СНК СССР о военном и хозяйственном положении Калмыкии на 15 августа 1942 года, хранящиеся в Национальном архиве Республики Калмыкия, сказано: «вновь построенная железная дорога Кизляр - Астрахань последние дни подвергается усиленной бомбардировке вражеской авиацией. Так, например, 15 августа 1942 года четыре бомбардировщика бомбили станцию Улан-Хол железной дороги Кизляр - Астрахань, сбросили до 80 бомб, разрушили несколько звеньев дороги. Имеются людские жертвы. В этот же день три бомбардировщика бомбили станцию Зензели, подожгли 6 железнодорожных цистерн с нефтью. Воздушная охрана железной дороги от налетов вражеских самолетов на территории нашей республики совершенно отсутствует…».
Из документов бывшего партийного архива установлено, что такие вражеские налеты в докладных записках и отчетах СНК КАССР и обкома ВКП(б) за 1942 год описывались часто. После таких вражеских налетов было много убитых и раненых.
В августе 1942 года полковник В.А.Хомутников был назначен командиром 110 Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии по приказу Военного Совета Северной группы войск Закавказского фронта, а бывший командир дивизии полковник Панин был назначен зам. командира дивизии по строевой части.
Этим же приказом Военного Совета Северной группы на данную дивизию была возложена задача - охранять железную дорогу Кизляр-Астрахань на участке от станции Черный рынок до станции Зензели, где 110 дивизия вела бои по уничтожению групп и десантов противника, просочившихся на линию указанной железной дороги. Потом дивизия была переброшена на выполнение новой боевой задачи – уничтожение немецко-фашистских войск, подошедших к г. Кизляр.
Но, несмотря на тяжелейшие и усложненные бомбардировками вражеской авиации условиями труда, железная дорога важнейшего стратегического значения была сдана досрочно тружениками Калмыкии.
Из протокола заседания Калмыцкого обкома ВКП (б) о ходе работ по достройке железной дороги Кизляр - Астрахань по состоянию на 15 апреля 1943 года от 23 апреля 1943 года установлено, что коллектив строителей строительства № 8 выполнили ряд работ, имевших в то время важное государственное значение, выполнил постановление Государственного Комитета Обороны страны о пуске в эксплуатацию дороги Кизляр-Астрахань, что обеспечило пропуск 1379 шт. паровозов и 31307 вагонов с грузами оборонного назначения, был построен через реку Волгу наплавной железнодорожный мост, который за 39 дней своей эксплуатации пропустил до 10000 вагонов.
Героический труд строителей, вложенный в эту дорогу, окупился сторицей. По этой дороге уже летом 1942 года из прифронтовых районов в тыл были эвакуированы тысячи паровозов, машин и другие народно-хозяйственные грузы.
Также по этой дороге пошли эшелоны с войсками и боеприпасами для Сталинградского фронта, где в это время разгоралась, известная в истории, величайшая битва. Таким образом, в период летнего наступления противника на Сталинград и на Кавказ и в период подготовки мощного контрудара Красной Армии под Сталинградом и Северном Кавказе эта железная дорога приобрела исключительно важное стратегическое значение.
Дорога Кизляр - Астрахань дала возможность Калмыкии дополнительного увеличения вывоза нефти с Кавказа, особенно зимой и внесла полную революцию в Калмыцкую степь, особенно в ее приморские районы. Было построено значительное путевое развитие у паромной переправы, ряд тупиков и нефтеветок, обеспечивающих слив горючего для фронта.
Дорога Кизляр - Астрахань в годы войны имела огромное оборонно-стратегическое значение для всей страны и народно-хозяйственное значение для степной Калмыкии. Огромный труд, вложенный в ее строительство, не пропал зря. Железнодорожная линия Кизляр - Астрахань действует и в настоящее время.
Ее легендарное прошлое и огромный, тяжелейший труд, вложенный в данное строительство и проходивший в военное время, не осталось забытым, но особенно надо по достоинству оценить тех участников данного строительства, которые живут и работают и поныне.
Данная справка написана на основании документальных материалов, хранящихся в фондах Национального архива Республики Калмыкия.
Основание: НАРК, Ф.Р-76, оп.1, д.28, лл.1-2;
Ф. Р-1,оп.3, д.25,лл. 88об.-91об.,107-110;
Ф. Р-1, оп.3, д.592, л.5об;
Ф. Р-1, оп.3, д.740, л.21;
Ф.Р-1, оп.3, д.807, л.7-8;
Ф.Р-131, оп.3, д.95, лл.279-280.
Ф.1, оп.3, д.616, лл.72-74;
Ф.1, оп.3, д.734, лл.56-65;
Ф.1, оп.3, д.743, лл.103-107;
газ. Ленинский путь, 1941-1942 гг.;
сб. док. «Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Начальник отдела организационно-
аналитической работы Комитета
по делам архивов Республики Калмыкия
Заслуженный работник культуры РК Н.Н.Кутушова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1
Её
строительство уместилось ровно в промежуток между двумя величайшими битвами, в
которых напрямую решалась судьба Советского Союза: Московской и Сталинградской.
Долгое время оно шло непосредственно в прифронтовой полосе.