Член Коммунистической партии с 1911 года. Работал в руководящих органах партии - секретарь ЦК, член Политбюро (Президиума), председатель Комиссии партийного контроля и др. Во время Великой Отечественной войны - член ГКО и нарком путей сообщения. После войны - заместитель Председателя Совета Министров СССР. Его имя многие годы носил Московский метрополитен, строительством которого Л.М. Каганович руководил в 1930-е гг., будучи первым секретарем МК ВКП(б).
С 14-летнего возраста тов. Каганович работал в Киеве рабочим на разных заводах, обувных фабриках и в сапожных мастерских.
В 1911 г., 18-летним юношей, он вступил в партию в киевской организации большевиков.
Тов. Каганович принадлежит к правдистскому поколению большевиков, воспитанных Лениным и Сталиным. В течение нескольких лет до Февральской революции тов. Каганович работает подпольно на Украине под фамилиями Стомахина, Гольденберга, под кличкой Борис Кошерович, как член партийных комитетов Екатеринослава (ныне Днепропетровск), Киева, Мелитополя, Юзовки (ныне Сталино) и как председатель нелегального профессионального союза кожевников. Он ведет интенсивную партийную работу и ожесточенную борьбу с сионистами, бундовцами, эсерами и меньшевиками, активно работает как большевистский организатор и ведет агитацию против империалистической войны.
С мая 1917 г. Л. М. Каганович был руководителем саратовской военной большевистской организации, членом Исполкома Совета рабочих солдатских депутатов и членом Саратовского комитета партии. Тов. Каганович был весьма популярен среди солдат, активно боролся с меньшевиками и эсерами. В 1917 г. тов. Каганович — член Всероссийского бюро большевистских военных партийных организаций, затем — в сентябре 1917 г.— председатель Полесского комитета партии, сыгравшего большую роль в развертывании большевистской организации на Западном фронте. Тов. Каганович руководил по заданию большевистской партии Октябрьским переворотом в Гомеле. На 3-м Всероссийском съезде Советов тов. Каганович был избран членом ВЦИК и вслед за этим почти бессменно избирался на съездах Советов членом ВЦИК РСФСР и ЦИК СССР. В 1918 г. тов. Каганович — комиссар Всероссийской комиссии по организации Красной Армии.
В 1918 г. тов. Каганович — на руководящей партийной и советской работе в Нижнем-Новгороде (ныне Горький). В сентябре 1919 г. тов. Каганович был послан партией с группой работников на воронежский участок Южного фронта, участвовал в боях под Воронежем против деникинской конницы Мамонтова и Шкуро. После взятия Воронежа Красной Армией тов. Каганович на посту председателя Губревкома, а затем Губисполкома руководил партийным и советским строительством в Воронежской губ. и восстановлением ее сельского хозяйства и промышленности, разрушенных белыми.
В сентябре 1920 г. тов. Каганович был послан ЦК партии в Среднюю Азию членом Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК, членом Туркестанского бюро ЦК ВКП(б). В Туркестанской республике тов. Каганович работал Наркомом РКИ, одним из руководителей Реввоенсовета Туркестанского фронта, председателем Ташкентского горсовета. Активно проводя ленинско-сталинскую национальную политику, он беспощадно боролся с буржуазными местными националистами и великодержавными шовинистами за укрепление молодой Туркестанской Советской республики, руководил борьбой с антипартийными группировками в Средней Азии.
В 1921 г. тов, Каганович работал инструктором ВЦСПС, инструктором и секретарем Московского комитета, а потом и Центрального комитета союза кожевников. В начале 1922 г. тов. Каганович вторично был послан в Туркестан на руководящую партийную работу. В июне 1922 г. тов. Каганович был назначен заведующим организационно-инструкторским, впоследствии организационно-распределительным отделом ЦК ВКП(б). На XII съезде партии Л. М. Каганович избирается кандидатом в члены ЦК ВКП(б), а с XIII съезда беспрерывно состоит членом ЦК ВКП(б). В 1924—1925 гг. тов. Каганович — секретарь ЦК ВКП(б). С мая 1925 по 1928 г. тов. Каганович — генеральный секретарь ЦК КП(б) Украины, возглавляя борьбу с украинскими националистами (Шумским и др.), троцкистами и правыми, руководя индустриализацией Украины и подъемом ее сельского хозяйства. Под его руководством КП(б)У разгромила оппортунистов и буржуазных националистов, разгромила остатки «атаманщины» и сплотилась в единый боевой коллектив, преданный делу Ленина — Сталина.
С 1928 г. по настоящее время тов. Каганович работает секретарем ЦК ВКП(б); с 1926 г.— кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б), а с 1930 г.— член Политбюро.
С апреля 1930 г. по март 1935 г. тов. Каганович был первым секретарем Московского комитета партии и непосредственно руководил работой по составлению плана генеральной реконструкции, по перепланировке г. Москвы и архитектурному оформлению пролетарской столицы. Тов. Каганович возглавлял строительство первой очереди Московского метрополитена, который носит его имя. Под руководством тов. Кагановича Московская область превратилась в крупнейший центр тяжелой индустрии; на этой основе сильно продвинуто вперед развитие легкой и пищевой промышленности, а в сельскохозяйственном отношении область успешно превращается из потребляющей в производящую. За успехи в развитии сельского хозяйства Московской области тов. Каганович награжден орденом Ленина.
В 1933 г. тов. Каганович возглавляет вновь созданный сельскохозяйственный отдел ЦК ВКП(б) и активно руководит организацией политотделов МТС и совхозов. Как секретарь ЦК ВКП(б) и заведующий сельскохозяйственным отделом ЦК тов. Каганович в 1929—1934 гг. организует борьбу партийных организаций и колхозного крестьянства с кулацким саботажем, за проведение Сталинской большевистской линии по укреплению колхозов. В качестве председателя Центральной комиссии по чистке партийных рядов тов. Каганович руководил происходившей в 1933—1934 гг. чисткой партии. После XVII съезда ВКП(б) он был избран председателем Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). В 1934 г. тов. Каганович возглавляет транспортный отдел ЦК ВКП(б) и председательствует в транспортной комиссии ЦК и СНК СССР. С марта 1935 г. по 1937 г. Л. М. Каганович — на посту Народного комиссара путей сообщения. С присущей ему большевистской настойчивостью, страстностью и организаторским талантом тов. Каганович успешно борется за подъем железнодорожного транспорта. Под его талантливым руководством советские железнодорожники с успехом овладевают сталинским стилем работы и за короткий срок добились огромных побед. За перевыполнение плана железнодорожных перевозок 1935 г. и за успехи в деле организации железнодорожного транспорта и внедрения трудовой дисциплины тов. Каганович награжден орденом Трудового Красного знамени.
В 1937 г. тов. Каганович назначен Народным комиссаром тяжелой промышленности.
В начале 1938 г. тов. Каганович назначен по совместительству Народным комиссаром путей сообщения.
В августе 1938 г. II сессия Верховного Совета СССР утвердила тов. Кагановича Заместителем Председателя Совнаркома СССР.
В годы Великой Отечественной войны Л.М. Каганович – член Государственного Комитета Обороны, член Военного совета Северо-Кавказского, а затем Закавказского фронтов.
В военные годы отвечал в первую очередь за бесперебойную работу железных дорог, на которые в условиях войны легла особая ответственность. Железные дороги, и без того перегруженные в СССР, должны были осуществлять теперь огромный объём военных перевозок и эвакуацию многих тысяч предприятий в восточные районы страны. Железные дороги справились с невероятно трудными задачами военных лет, и в этом была, несомненно, заслуга «железного наркома» Л.М. Кагановича.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Кагановичу Лазарю Моисеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Будучи умелым организатором и человеком неутомимой работоспособности, в то же время он был крайне грубым и властным человеком, жестоким в отношении к подчинённым. Активнейший участник массовых репрессий, сам был их инициатором на железнодорожном транспорте и в других возглавляемых им ведомствах.
С декабря 1944 года – заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и заместитель председателя транспортного комитета при Совете Министров СССР.
В марте 1947 года избран первым секретарём ЦК КП(б) Украины вместо Н.С. Хрущёва, который остался Председателем Совета Министров Украинской ССР. Через 9 месяцев Сталин вернул Хрущёва и Кагановича на свои прежние места. С декабря 1947 года – заместитель, а с марта 1953 года – первый заместитель Председателя Совета Министров СССР. На пленуме ЦК КПСС в октябре 1952 года, после XIX съезда КПСС, избран членом Президиума ЦК КПСС.
После смерти 5 марта 1953 года И.В. Сталина Л.М. Кагановичу доверен пост первого заместителя Председателя Совета Министров СССР, одновременно с мая 1955 года по июнь 1956 года он – председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, а с сентября 1956 года по май 1957 года – Министр промышленности строительных материалов СССР.
Являясь членом Президиума ЦК КПСС, поддержал Н.С. Хрущёва в борьбе против Л.П. Берия. Однако попытки Хрущёва провести кампанию осторожной, половинчатой десталинизации вызвали у Кагановича негативную реакцию.
Вместе с В.М. Молотовым и Г.М. Маленковым выступил против Хрущёва, получив поддержку большинства членов Президиума ЦК КПСС. В итоге так называемая «антипартийная группа Молотова – Кагановича – Маленкова и примкнувшего к ним Шепилова» потерпела поражение, и за причастность к ней 29 июня 1957 года решением Пленума ЦК КПСС Каганович был смещён со всех постов, выведен из состава Президиума ЦК КПСС и из ЦК КПСС. Он получил строгий выговор с занесением в учётную карточку «за поведение, недостойное звания члена КПСС, за издевательство над подчинёнными сотрудниками», был направлен на работу директором Уральского калийного завода.
В 1961 году на XXII съезде КПСС его подвергли критике и обвинили в организации массовых репрессий 1930-х годов. В декабре 1961 года был исключен из рядов КПСС партийной организацией Краснопресненского районного комитета КПСС города Москвы.
С 1961 года – персональный пенсионер союзного значения. Жил в Москве на Фрунзенской набережной, дом №50, квартира 384.
После отставки Хрущёва предпринимал неоднократные безуспешные попытки восстановить членство в КПСС.
Скоропостижно скончался 25 июля 1991 года в возрасте 97 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 1).
Награждён 4 орденами Ленина (15.03.1935, 05.11.1943, 21.11.1943; 21.11.1953), орденом Трудового Красного Знамени (17.01.1936), медалями.
Имя Л.М. Кагановича до 1955 года носил Московский метрополитен, а затем, до 1957 года, станция «Охотный ряд». Первый советский троллейбус имел в его честь марку «ЛК». Его именем была названа Каширская электростанция в Московской области.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3