ЖИЗНЬ ВЫДАЮЩИХСЯ АРМЯН
Арменак Шахмурадян — величайший оперный певец Армении
Родился 7 апреля 1878 года в Муше. С 8-летнего возраста пел в церковном хоре, откуда его отправили в Эчмиадзин, в семинарию Геворкян, где он становится солистом хора известного композитора Христофора Кара-Мурзы, а также знакомится с Комитасом. Около полутора лет совершенствовался под непосредственным руководством Комитаса. Затем учился в Тифлисе, где был солистом и дирижёром хора. Здесь участвовал в революционных событиях, был арестован на три месяца. Его необыкновенные певческие способности привлекают выдающегося преподавателя музыки Макара Екмаляна, вместе с которым Арменак развивает свой голос.
Когда в Западной Армении началась гамидовская резня, среди тифлисских армян поднялась волна протеста против зверств султана, и Арменак стал одним из её активных участников. Царская полиция арестовала его и бросила в тюрьму Метехи, а затем передала турецкому правительству как турецкого подданного. Переходя из тюрьмы в тюрьму, он добрался до Карса, где пробыл восемь месяцев. В те дни единственным утешением Арменака была песня, с помощью которой он завоевал доброту стражи и любовь товарищей по несчастью. Его песня даже дошла до турецкого консула, который, послушав лично, отправляет Арменака в вольную ссылку в родной Муш, где после двух лет преподавания в школе Сурб Карапета переезжает в Карин, где четыре года преподавал музыку, армянский язык и историю армянского народа в местной школе, и руководил созданным им хором.
Окончил парижскую Консерваторию (1910), брал уроки пения у Полины Виардо. Триумфально дебютировал в Париже с партией Фауста (1910) в театре «Гранд-Опера», где пел в течение двух лет. Выступает как концертный певец, исполняя с большим успехом арии из опер, песни (особенно армянские народные) и романсы. Единогласно его считают «самым свежим тенором» Франции того времени. В Париже его прозвали «армянским Карузо». Продолжая карьеру блестящего тенора, Арменак гастролирует по всему миру, покоряя лучшие сцены, распространяя армянскую народную музыку. Его голос звучит в Бостоне, Сан-Франциско, Фресно, Детройте, Нью-Йорке (с 1914 жил в США), Манчестере, Лондоне, Женеве, Цюрихе, Брюсселе, Антверпене, Багдаде, Тегеране, Калькутте. Финансовую поддержку Шахмурадяну оказывал армянский бизнесмен и филантроп Александр Манташянц.
Уставший от скитаний по миру, с уже подорванным здоровьем, материально необеспеченный, Шахмурадян возвращается в Европу в 1930 году, а именно в Париж, к своему учителю. Но к великому несчастью находит того в психиатрической клинике. В больничной палате, где лежал Комитас, по совету врача он поёт песню «Армения, райская страна», первая строфа которой оказывает на Комитаса магическое действие. Тот узнаёт своего любимого ученика, встаёт с постели, протягивает руки, чтобы обнять, и выкрикивает единственное слово: "Арменак". Но на на этом всё... Комитас больше не узнает его, не помнит и не отвечает на вопросы. Он подходит к окну, прикасается лицом к стеклу и выглядит расстроенным. Для Шахмурадяна явилось большим ударом бесславная кончина великого композитора, окончательно добив певца. Он больше не покидал пределы больницы, и в 1939 году 14 сентября в той же клинике, вследствие той же болезни, скончался. Среди исполненных Шахмурадяном песен такие бриллианты армянской песни, как: «Крунк», «Ов арек», «Антуни», «Гарун а», «Айастан», «Киликия».
Арменак Шахмурадян один из самых выдающихся представителей школы Комитаса, один из крупнейших представителей армянского вокально искусства. В своём творчестве сочетал европейскую вокальную технику с традициями народного песенного армянского искусства. "Шахмурадян, семя армянской земли, вскормленное армянской водой и обожжённое армянским солнцем, обладает уникальным, ярким и энергичным голосом", — Комитас. "Были и другие армянские певцы, но таких, как Шахмурадян, не было", — Уильям Сароян. "Браво! Если в мире есть три редких голоса, один из них твой", — Полина Виардо.
Комментарии 2