Они выживают, и человечество начинается заново.
Это НЕ история о Ноевом ковчеге.
Это аккадская история об Атрахасисе, написанная за 1000 лет до Книги Бытия.
Существует несколько древних мифов о потопе в Месопотамии, датируемых как минимум 2000 годом до нашей эры. Шумеры, аккадцы и вавилоняне рассказывали несколько разные версии одной и той же истории, в которой главного героя звали Зиусудра, Атрахасис или Утнапиштим (который также фигурирует в «Эпосе о Гильгамеше!»).
Во всех случаях основная суть одна и та же. Вот аккадская история об Атрахасисе:
Аннунаки (главные боги) создают Игиги, чтобы те рыли для них каналы. Но в конце концов Игиги устают от этого ручного труда и восстают, поэтому Аннунаки создают человечество для выполнения труда, как предложил Энки, бог воды и мудрости.
Но людей становится слишком много; богов раздражает то, насколько они громки и как редко они молятся. Плюс Эллиль, бог земли и воздуха, не может спать из-за шума, который производит человечество. Поэтому он посылает эпидемии и голод, чтобы уменьшить перенаселение. Однако люди терпят, и он решает покончить с ними раз и навсегда катастрофическим наводнением.
Энки должен хранить этот план в секрете. Но он рассказывает о наводнении человеку по имени Атрахасис (чье имя означает «очень мудрый») и советует ему построить лодку. Атрахасис строит лодку в точности, как было сказано, помещает на борт свою семью и диких животных и переживает наводнение. Эллиль злится на Энки, но соглашается найти другие способы контроля над человеческим населением, например, проклинать их выкидышами.
Одно важное различие между историей Атрахасиса и историями Зиусудры и Утнапиштима состоит в том, что в последних двух они были вознаграждены бессмертием за то, что пережили потоп. Вот почему Гильгамеш ищет Утнапишти, чтобы узнать секрет вечной жизни.
В 19 веке стало ясно, что история Ноева ковчега, рассказанная в Книге Бытия, произошла от гораздо более древних месопотамских мифов о потопе. В целом история та же самая, как и многие мелкие детали, особенно из версии Утнапиштима: посылание птиц посмотреть, отступила ли вода, богиня Иштар, создающая радугу, чтобы показать, что божественный гнев утих, и лодка пришел отдохнуть на гору.
Но это неудивительно. Месопотамия оказала огромное влияние на религии окружающих регионов. Многие (но не все) греческие боги произошли напрямую через финикийцев и другие культуры Восточного Средиземноморья от месопотамских богов. В древнегреческой мифологии есть даже потоп. Девкалиону, сыну Прометея, отец помогает построить лодку, чтобы пережить наводнение, посланное Зевсом, чтобы уничтожить человечество.
Так к чему все эти мифы о наводнениях? Без сомнения, эта история имеет богатую символическую глубину, отсюда ее сохранение на протяжении веков и меняющиеся интерпретации в разных культурах и религиях. Но оно может иметь и историческое происхождение.
При раскопках шумерского города Ур в 1920-х годах сэр Леонард Вулли обнаружил огромный слой песка и глины, разделяющий две разные эпохи строительства. Оно было четыреста миль в длину и сто миль в ширину; это могло произойти только в результате катастрофического наводнения, датируемого примерно 2900 годом до нашей эры, что соответствует хронологии, установленной в месопотамской мифологии. Так было ли это «первоначальное» наводнение? Вулли так думал, но этот миф может иметь еще более древнее происхождение.
Некоторые теоретики утверждают, что истории о наводнениях могли относиться к концу последнего ледникового периода 12 000 лет назад.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1