ЖИЗНЬ ВЫДАЮЩИХСЯ АРМЯН
Шушаник Кургинян — мать армянского феминизма
Шушаник Пополян родилась 30 августа 1876 года в Гюмри. Посещала начальную школу для девочек при местном монастыре, однако монашество было ей не по душе и она перевелась в Александропольскую школу для девочек. В 1893 году стала членом партии «Гнчак», и уже спустя несколько месяцев организовывает первый на Кавказе девичий кружок партии, готовый присоединиться к национально-освободительному движению в Западной Армении. Освобождение Западной Армении было её убеждением до конца жизни, именно поэтому Шушаник была не очень популярна в СССР, несмотря на репутацию первой армянской поэтессы революции. В 1895 году поступила в Русскую гимназию, после окончания которой планировала переехать в Москву для получения высшего образования. Однако вскоре вышла замуж за работника лавки её отца и планы изменились. В тот период, ещё не придя к революционному пафосу, писала стихи о многовековой борьбе армянского народа и прекрасных пейзажах родины. В 1903 году, боясь преследования охранки за социалистические взгляды, уже мать двоих детей, она решила покинуть родной город. Переехали в Нор-Нахиджеван, где муж открыл собственный магазин. С большим энтузиазмом встретила революцию 1905 года, поддерживала борьбу рабочего класса.
В 1920 году переехала во Владикавказ, где основала Армянский рабочий клуб им. Шаумяна. Через год после советизации Армении вернулась в родной Гюмри. В 1925 году из-за проблем со здоровьем была на лечении в Харькове и Москве. Однако лечение не принесло существенных результатов, и она вернулась домой. В 1926 году, после землетрясения в Гюмри, переехала в Ереван. 24 ноября 1927 года умерла после тяжёлой болезни. Похоронена в Пантеоне имени Комитаса. В Гюмри есть улица, школа и библиотека, названные в её честь. В Ереване есть улица, переулок и библиотека, названные в честь поэтессы. Памятник Шушаник Кургинян находится в Гюмри и на могиле поэтессы.
Начала печататься в 1899 году в журнале «Тараз» («Костюм»). Во время революции 1905-07 годов написала множество произведений, воспевающих борьбу пролетариата («Трезвон свободы», «Смело вперёд», «Рабочие», «Туда идите», «Песня рабочего» и другие). После поражения революции написала ряд произведений, направленных против реакции и упадочничества, прославляла революционеров («На братской могиле», «Перед тюрьмой», «Красное шествие»). Реско высказывалась против самодержавия («Пусть под кровавым троном горит костёр»). В произведении «Отстрани свой крест» выступала против религии, как опоры власти. Наряду с революционной поэзией, требовала свободы для армянских женщин, так в произведении «Объединимся мы тоже» призывала к эмансипации женщин. Некоторые стихи Кургинян проникнуты настроениями любви и тоски по родине («Из осенних песен», «Нет Алагяза»).
Шушаник Кургинян считается одной из основательниц армянского феминизма и пролетарской литературы. О ней говорили, как о «давшей голос угнетённым», а сама она считала свою роль поэта «глубоко политической». На протяжении всей своей жизни Шушаник поддерживала отношения с известными представителями армянского художественного мира: Вртанесом Папазяном, Аветиком Исаакяном, Ованнесом Туманяном, Грандом Назарянцом и другими. Аветик Исаакян так отзывался о ней: "в Шушаник было что-то таинственное — настоящая Сибилла, волшебница, пророчица: высокая, худая, нервная, в глазах фосфорический блеск, совершенно далёкая от семейных забот".
Комментарии 2