Далее мы узнаем, что русский помещик Е.Я. Калмыков в 1869 году выкупил
землю в застенке. После отмены крепостного права булатниковцы не были
наделены землёй, а оставались в чиншевой
зависимости от землевладельца. На прошение о признании прав на владение
участками земли и уплате денежного оброка семнадцатью семьями, поданное в
слуцкий суд, был получен отказ.
Как слуцкий суд, так и минский в 1892 году не закрепил
права на эти наделы. И, несмотря на подтверждение дворянства волей
императорского высочества о высокородном происхождении, булатниковцы, по
неудачно сложившимся условиям, остались селянами, к тому же еще и без
земли. После такого решения судов им пришлось снова покупать наделы.
Некоторые из Булатов, чтобы заработать денег,
уехали в Америку и таким образом поправили свои дела, а другие просто
залезли в долги.
Жители Булатников были в основном католического
вероисповедания, но после получения русского подданства перешли в
православное, а в начале 19века некоторые снова вернулись назад.
В то время на территории теперешней Беларуси сложилась
своеобразная ситуация, когда Великое княжество Литовское, которое имело
преимущественно славянский характер, добровольно объединилось с Польшей.
Вот что пишет Ф. Энгельс: «из-за более высокого уровня цивилизации
Польши дворянство Беларуси и Малороссии сильно ополчилось, а в 16 веке,
когда появились иезуиты, православных белорусов и украинцев вынуждали
присоединяться к Римско-католической церкви». Далее Ф. Энгельс отмечает,
что в 18 веке униаты составили более 80% сельского населения.
Православными осталось 6,5% (комментарий А.П. Грицкевича, прадеды
которого жили
в Тимковичах).
- Под натиском царских властей мои деды и деды моих
соседей стали православными, - рассказывает Анна Адамовна Булат, что
живет теперь у сына в Копыле. Её предок ротмистр, с которого началось
генеалогическое древо Булатов, скорее был православным белорусом и за
ратные подвиги получил шляхетское звание. Предок знаменитого
польско-белорусского поэта Адама Мицкевича земянин Мицкевич из
города Гродно был также православным белорусом, а вот предок его – уже
поляк.
Архивные документы подтверждают, что предки
черногубовцев, булатниковцев, степуровцев, шестаковцев были
православными белорусами. Поэтому, если некоторые считают себя поляками,
то их корни могут быть также и русскими, и белорусскими.
Жители деревень в свое время ходили работать в
Чижевичское имение к панне Даманской, а позднее землевладелица продала
эту землю булатниковцам и они больше не ходили на панщину.
Отец Анны Адамовны Булат Адам Иванович рано осиротел и
не имел своих средств, поэтому он одолжил деньги у троюродного брата и
также выкупил свой надел. Трудолюбивый хозяин сравнительно быстро
рассчитался с долгами. В скором времени друг из соседней деревни
Вороновщина Наркевич сосватал парня с красивой девушкой Александрой
Корзун из хутора Морги, что недалеко от Леневич, и они
поженились. Первой родилась Елена, потом Анна, Мария, Люба, София.
Сыновья: Виктор, Александр, Иван, Юлиан, Иосиф.
Семьи росли, и купленные волоки делились между детьми.
Первыми между сыновьями разделили свои наделы Иван Римашевский, Михаил и
Петрусь Степуры, и почти все Булаты.
Октябрьская революция и гражданская война практически не
затронули уклад жизни селян, только некоторые из Булатов после
империалистической войны где-то в России устанавливали Советскую власть.
Деревня находилась далеко от оживленных дорог, но весть «Ленин дает
землю селянам» взбудоражила всех.
Долгими осенними вечерами булатниковцы собирались по
очереди на вечорки к соседям, и там среди мужчин велась беседа о
событиях в мире, а женщины пряли нити, чтобы из них выткать полотно.
Булат Игнат растягивал меха гармони, разговоры затихали,
и молодежь подпевала и «тады-сяды» (иногда) кидалась в танцы, так как
девчат было сложно оторвать от работы. Мария Иосифовна Булат проживала
еще девушкой в Кажушках Слуцкого района, позднее вышла замуж в Булатники
за однофамильца БолеславаСигизмундовича и очень
быстро подружилась с местными людьми. Вот что она рассказывает:
«Здесь люди все трудолюбивые и земельку обработали как
пух. Летом не посидят, и зимой то прядут, то ткут, света божьего не
видят за работой. Сами себе одежду справляли (шили). Полотно красили в
разные цвета, красок не покупали. Когда полотно вываривали в ольховых
шишках – получался красный цвет. А кто хотел покрасить в черный,
замачивал в болотной руде».
Теперь секреты местных мастеров мало кому известны.
Изделия сельчан булатниковцев, сохранись они до наших времен, были бы
самыми модными. Штаны из грубого плотного полотна по всем качествам были
бы не хуже современных джинсов.
Коллективизация затронула своим крылом и Булатники.
Уполномоченный из Копыля не смог переубедить жителей в преимуществах
совместного хозяйствования, и только несколько хозяев записались в
колхоз, который вскоре распался. Только спустя год после этого в 1931
году был создан колхоз «Серп».
Необыкновенное название объединению хлеборобов с
согласия его членов дал колхозный бухгалтер Викентий Булат.
Руководителем был БолеславЦвирка, который пристал в примы к вдове и
здесь обжился. Колхозная контора находилась в доме Марии Иосифовны Булат
(кстати, она теперь живет у дочери ЛеокадииБолеславовны Гончар в Копыле
на переулке имени М. Горького, в том же доме, который перевезли из
Булатников). С болью в сердце отдавали люди всё нажитое тяжелым трудом,
было непросто пересилить в себе и изменить уклад жизни, выработанный
годами. Все работали от души на колхозных просторах. Всё-таки каждый
считал: коллективное – значит мое. Потому что и лошади, и коровы, и
земля были объединены на кооперативных
основаниях. Вместе с мужчинами работали и женщины. Анна Адамовна Булат и
косила, и ходила за плугом, и присматривала за лошадьми, домашними
животными.
- Мы не знали понятия красть. Все очень хорошо
зарабатывали. А теперь каждый так и смотрит, чтобы хоть соломы ухватить
домой, - вспоминает она.
Всё, кажется, вошло в колею, колхозники за работу
получали и хлеб, и к хлебу. В весёлом настроении они шли на работу,
также весело и умели отдыхать. Лица стали грустнее, когда ночью «чёрный
ворон» забрал Б. С. Булата. Следователь НКВД никак не смог прицепиться к
обвиняемому. Ему нужно было выполнить спущенный сверху план о врагах
народа. Тогда он придумал, что тот поджег мост через реку
Самсониху. БолеславСигизмундович не выдержал допросов энкаведиста и
вынужденно подписал себе приговор. Мост тот стоит и до сих пор, а
Б. С. Булат строил Беломорско-балтийский канал, а затем как-то попал на
фронт и погиб.
Были признаны врагами народа, агентами капиталистических
стран и те, кто в свое время побывали в Америке.
(Завершение следует).
Автор: И. Игнатчик
Перевод 2 части: Е. Булат. 22.03.2017 года.
Если вы потомок Булат и родственных фамилий - то Вам сюда:
https://ok.ru/bulatniki
Нет комментариев