Население так называемых малых народностей по большей части даже грамоты не знало. В лучшем случае самым талантливым удавалось закончить сельскую церковно-приходскую школу и учительскую инородческую семинарию.
И надо отдать должное, получившие образование, прогрессивно мыслящие мордва, ратовали за то, чтобы эрзяне и мокшане не забывали родной язык, помнили историю и этническую культуру своего народа. Причем, многие – Авксентий Юртов, Макар Евсевьев, Фёдор Советкин, Зазар Дорофеев, Григорий Карпович Ульянов и другие – сами ехали в глубинку учить сельчан грамоте, составляли буквари на мордовских языках.
В мае 1917 года на прошедшем в Казани общем съезде «мелких народов Поволжья» инициативные эрзяне и мокшане объединились в Мордовское культурно-просветительное общество «для подготовки народа к жизни при новом государственном строе и поднятия культурного состояния мордвы». Подчеркнем, о новом государственном строе активисты заговорили ещё до случившихся осенью революционных событий. Подтверждением чему служит хранящееся в Государственном архиве РМ воззвание инициаторов «К мордовскому народу», датированное 19 августа 1917 г. Правда, о создании мордовской автономии изначально речи не шло.
Активисты культурно-просветительного общества, озабоченные массовой ассимиляцией, обращались к мордовской интеллигенции с призывом «воспитывать в своём народе любовь ко всему родному», «знакомить мордву с ее прошлым, бытом, нравами». Поднимали они и вопрос о необходимости преподавания школьных дисциплин в сёлах на родных языках, конечно, «там где есть учителя, владеющие эрзянским или мокшанским», и о ведении богослужения на национальных языках.
Инициаторы считали, что обеспечение населения книгами на родных языках должны взять на себя земские власти.
Однако чаяния национальной интеллигенции не были удовлетворены. И проблемы сохранения и укрепления национального самосознания, системного школьного обучения на родном языке, подготовки квалифицированных преподавательских кадров не решались. В том числе, по объективным причинам. Допустим, как организовать образовательный процесс на национальном языке, обеспечить школы учителями, если почти 90 процентов мордовского населения (по результатам переписи 1920 г.) было рассредоточено по Пензенской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Симбирской и Тамбовской губерниям?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев