Судим или не судим человек, они знают точно, привлекался ли к ответственности за употребление наркотиков, а ещё по пальчикам могут установить личность. 23 сентября — День создания информационных центров МВД.
Информационный центр — уникальное подразделение в системе органов внутренних дел, здесь в виде специализированных учетов собраны все данные о преступлениях, лицах, которые их совершили, о следах этих преступлений, отпечатках пальцев рук. Задача представителей центра — собрать данные, поставить на учёт и уже потом выдавать по запросам различных структур и жителей региона.
Адресочек не подскажете?
В республиканском ведомстве структуру возглавляет Марина Прожога. На посту начальника она три года, а вообще почти за 27 лет службы в органах внутренних дел и в информационном центре работала практически во всех отделах, и знает все тонкости. При этом в МВД она пришла не сразу, математик по образованию начинала трудовую деятельность на заводе, потом устроилась в адресно-справочное бюро. Знакомство с тогда ещё милицией началось именно с этой службы, много приходилось взаимодействовать с правоохранителями.
— Всегда хотелось попасть на аттестованную должность, носить погоны, — говорит Марина Александровна, — и такая возможность мне представилась. Заместителем министра тогда был Виктор Шустин, он предложил работать в информационном центре инспектором отделения реабилитации и архивной информации. Конечно, я с радостью согласилась.
Быть внимательным!
1997 год. Выдача справок о реабилитации жертв политических репрессий для информационного центра МВД Мордовии была темой номер один. Больше всего обращений связаны с этим. Родные репрессированных получили право на выплату.
— На нас тогда возлагалась большая ответственность по поиску документов, которые бы подтверждали факт раскулачивания. Никогда не забуду, какая огромная стояла очередь.
Марина Александровна вспоминает историю, как одна бабушка слёзно просила признать её отца репрессированным.
— В то время приходилось много печатать. На всех сотрудников не хватало компьютеров, использовали печатные машинки. Практически не отрывались от набора текста, порой даже, принимая людей, продолжали печатать, как роботы. Так было и во время приёма той самой пожилой женщины, слушала её и стучала по клавишам. Заявку приняла, бабушка ушла, спустя пару минут взгляд упал на стол, а там коробка конфет. Я так перепугалась, схватила конфеты и бежать за женщиной. Догнала, вернула презент. Объяснила, что мы люди в погонах свои обязанности всегда выполняем, как положено. Отправим запросы, найдём документы.
Марина Александровна вообще человек неравнодушный. Но тот случай научил её относиться к людям с ещё большим вниманием, несмотря ни на какую загруженность.
Откатать пальчики
В базе данных информационного центра сейчас около 700 тысяч отпечатков пальцев. Это не только жители Мордовии, но и иностранцы, которые приезжают на территорию нашей республики работать или учиться, а также жители других регионов, которые проходили по уголовным делам. Современная база данных — это автоматизированная информационная система АДИС «Папилон». Чудо-система автоматически считывает отпечатки пальцев и выдаёт результат максимум через 15 минут.
База данных в конце 90-х — начале 2000-х сильно отличалась от нынешней. Тогда дактилоскопическая формула выводилась вручную. Каждый завиток или линия соответствовали определённой букве, а вся картотека была написана специалистами. И искали нужную дактилокарту из огромного массива тоже люди. Кропотливая работа! Этим приходилось заниматься когда-то и нынешнему руководителю информационного центра МВД по РМ.
— Даже ночью вызывали на работу, — вспоминает Марина Александровна. — Например, чтобы по отпечаткам опознать обнаруженный труп.
Выводить дактилоскопические формулы она научилась у своих наставников, а сейчас одна из немногих, у кого остался такой навык. Впрочем, новому поколению сотрудников при нынешних возможностях писать дактилоскопические формулы и ни к чему.
Марина Прожога говорит, что с внедрением АДИС «Папилом» начался массовый всплеск раскрываемости преступлений прошлых лет. Настолько был усовершенствован процесс.
Госуслуги
После дактокарт в биографии офицера внутренней службы были госуслуги в электронном виде. А точнее, их непростое внедрение в жизнь. 99 процентов госуслуг должны были оказываться именно электронно, но среди заявителей новая форма работы приживалась очень тяжело.
— У нас было 20-30 процентов, мы никак не могли людей переориентировать. Проводили много разъяснительных мероприятий в районах, в образовательных учреждениях, в организациях. Объясняли, насколько удобно подать заявку на получение справки через единый портал оказания госуслуг, — говорит сотрудница МВД.
Доверие к услугам в электронном виде возрастало, но не так быстро, как хотелось бы, на отлаживание процесса понадобилось лет пять. Сейчас все эти проблемы позади, большинство жителей Мордовии активно пользуются порталом Госуслуг. Впрочем, как отмечает специалист, есть единичные упрямцы, которые по-прежнему предпочитают только личное обращение.
— Как правило, в получении справок о наличии или отсутствии судимости есть срочность. Например, часто это связано с трудоустройством, оформлением госнаград. Мы всегда стараемся идти навстречу абсолютно каждому, у нас к этому ответственное отношение, — говорит Марина Прожога.
Марина Александровна в своём деле специалист признанный. Считает, что успех не только в знаниях, но, прежде всего, в любви к своей работе. Она с большим уважением относится к своим подчинённым. Однако существует здесь кадровая проблема, нужны технические работники.
— Нужно привлекать молодежь, — говорит начальник информационного центра. — Молодые люди должны понимать, что служба в полиции почетная и даёт уверенность в завтрашнем дне.
Марина Александровна это точно знает.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев