С начала 2024 года в городе Галиче и Галичском районе жертвами противоправной деятельности мошенников стали более шестидесяти человек. Общий ущерб уже превысил пятнадцать миллионов рублей, а в МО МВД России «Галичский» продолжают поступать сообщения о новых преступлениях. Минимальная сумма, переведенная злоумышленникам, - две с половиной тысячи рублей, максимальная - четыре миллиона.
«За последние годы в городе и районе участились случаи дистанционного мошенничества. Преступники пользуются все более и более изощренными способами, незаконно присваивают крупные суммы денег.
В современную цифровую эпоху стало проще совершать противозаконные операции, для контакта с жертвами используются различные средства: телефон, электронная почта, Интернет. Появилось множество способов заполучить чужие деньги: рассылки в социальных сетях, публикация ложных объявлений на онлайн-платформах и сайтах, телефонные звонки под различными предлогами.
Хотя сейчас все чаще применяются более сложные схемы обмана, продолжают происходить и самые простые случаи с передачей данных. Люди, так или иначе введенные в заблуждение, напрямую диктуют мошенникам номер своей банковской карты и CVC код с оборотной стороны», – рассказывает начальник отделения дознания МО МВД России «Галичский» Сергей Владимирович Майоров.
📌Сценарии обмана
Каждый случай индивидуален, хотя есть и общие сценарии, по которым работают мошенники. Злоумышленники умело втираются в доверие к людям, выявляют их потребности и придумывают подходящую «легенду», исходя из особенностей личности собеседника. Кого-то беспокоят проблемы в семье или трудности в личной жизни. Кто-то проявляет интерес к выгоде и быстрому заработку: играет на бирже, занимается инвестициями.
Особенно часто на территории города и района происходят мошенничества следующего характера:
📍Человеку звонят «сотрудники органов власти» либо «сотрудники банка» и сообщают, что в настоящее время по счету гражданина проходят подозрительные операции, либо на его имя с доверенностью пытаются взять кредит. О разговоре настойчиво просят никому не сообщать и убеждают ни в коем случае не класть трубку телефона. Далее собеседнику советуют проследовать в отделение банка для оформления кредита, а затем предлагают перевести полученные деньги на «безопасный счет», якобы для того, чтобы они не достались злоумышленникам. После перевода денежных средств по указанным реквизитам преступники перестают выходить на связь. У банковских служащих могут возникнуть сомнения, что человек берет деньги для собственных нужд, в таком случае гражданину поступает звонок с номера 900. Однако мошенники убеждают жертву, что звонки с этого номера брать не стоит, так как звонящие обманут его и сами завладеют денежными средствами.
📍Распространены случаи, когда человеку поступает звонок от «родственника» или «сотрудника органов власти», который сообщает, что кто-то из членов семьи попал в беду (чаще всего это ДТП). Чтобы откупиться от полиции или от пострадавшего, необходима крупная сумма денег.
Как правило, по такой схеме обманывают пенсионеров, которые не пользуются сенсорными телефонами и не могут совершить перевод средств в приложении банка. Тогда мошенники нанимают «курьера» и убеждают жертву передать деньги доверенному лицу, которое подъедет прямо к дому.
📍При просмотре объявлений на различных платформах и сайтах, а также в группах в социальных сетях необходимо читать отзывы и по возможности договариваться с продавцом о личной встрече. Мошенники-«продавцы» предлагают внести предоплату или оплатить товар полностью, присылают поддельные документы о его отправке любой транспортной компанией. После перевода денежных средств преступники перестают выходить на связь с покупателем.
📍Человеку звонит неизвестный, представляется «сотрудником банка» и предлагает инвестировать в акции или зарабатывать на криптовалюте. Он в красках рассказывает, как это выгодно, и убеждает, что со своих вложений гражданин будет регулярно получать пассивный доход. На деле возврата денежных средств не происходит, и в результате вместо мнимого заработка жертве причиняется ущерб на различные суммы.
📍Одним из новых распространенных способов обмана граждан является мошенничество при помощи ГОСУСЛУГ. Человеку звонит «сотрудник оператора сотовой связи» и говорит, что срок контракта на пользование сим-картой истекает. Для его продления необходимо назвать код, который придет по смс.
В это время мошенники нажимают на вкладку «Забыли пароль» на сайте или в приложении ГОСУСЛУГ и сервис автоматически отправляет на привязанный к аккаунту номер телефона код для смены пароля. После получения кода преступники взламывают личный кабинет гражданина и получают доступ ко всей хранящейся там информации.
Все пароли и смс-коды необходимо держать в безопасности, сообщать их третьим лицам настоятельно не рекомендуется.
📍Жертвами злоумышленников могут стать не только взрослые, но и дети, которые тоже соглашаются на предложенные способы «легкого заработка».
Суть работы заключается в том, что на телефон ребенка приходят смс-коды, которые нужно называть мошенникам за определенное денежное вознаграждение. Назвав все полученные коды, дети могут заработать от 500 до 1500 рублей, но одновременно с этим мошенники оформляют кредиты и совершают дорогие покупки в рассрочку на различных платформах. В дальнейшем расплачиваться придется родителям, так как все сим-карты и банковские карты несовершеннолетних оформляются на их законных представителей.
📍Человеку звонят «сотрудники банка» и предлагают установить на телефон «антивирус», который якобы поможет защитить устройство от мошенников и заблокирует им доступ к персональным данным.
Перейдя по предоставленной ссылке, гражданин вместо «антивируса» скачивает приложение для удаленного доступа, благодаря которому в руках мошенников оказываются все пароли, фото из галереи, аккаунты в социальных сетях, личные кабинеты в приложениях банков. После этого злоумышленники могут осуществлять с телефона любые действия на расстоянии и использовать полученные данные в своих целях.
📍Нередко мошенники создают в социальных сетях и мессенджерах специальные группы и чаты, в которых публикуют информацию об обманутых ими гражданах. «Коллеги по цеху» подхватывают эстафету, связываются с потерпевшими под видом «адвокатов» и обещают помочь в судебных разбирательствах. Разумеется, не бесплатно. Чаще всего жертвами дистанционных мошенников становятся пожилые люди – они составляют свыше 80 процентов от всех заявителей. В свое время они привыкли жить по принципам коллективизма и товарищества, но, к сожалению, сейчас чрезмерное доверие к людям зачастую оборачивается для них неприятностями.
📌Звено в преступной цепи
Особенно характерны для нашего региона мошеннические схемы с участием так называемых «курьеров». За последние три-четыре года сложился определенный образ «курьера» – как правило, это молодой студент какого-либо учебного заведения, который ищет легкий заработок.
Сначала мошенники вводят молодого человека в заблуждение: предлагают работу, но не рассказывают в подробностях, что именно предстоит делать. Затем ему начинают поступать задания от координатора преступной цепочки. Например, «курьер» находится в Казани. Ему сообщают, что нужно поехать в Костромскую область и забрать там несколько посылок из разных населенных пунктов.
В это время мошенники обзванивают граждан, чаще всего ориентируясь на стационарные телефоны, которые остались преимущественно у пожилых людей в сельских поселениях. «Майор полиции», «сотрудник следственного комитета» или «представитель органов власти» рассказывает гражданину или гражданке, что их родственник попал в серьезное ДТП, в результате которого пострадали люди. Чтобы решить эту проблему, нужно собрать крупную сумму денег, которую заберет помощник «должностного лица». Напуганные и растерянные жертвы передают «курьеру» деньги, как правило, завернутые в ткань или убранные в сумку. «Курьер» получает посылку и уезжает, после чего координатор отправляет его в другой населенный пункт, где деньги переводятся на указанный счет. Небольшой процент от незаконной прибыли соучастник мошенничества оставляет себе.
Некоторые «курьеры» в какой-то момент начинают осознавать незаконность своих действий, и бывают случаи, когда они отказываются от дальнейшего участия в преступлениях. Но большинство из них по разным причинам продолжают заниматься мошенничеством.
Если с момента передачи денег «курьеру» прошло два-три часа, можно успеть установить его личность благодаря наличию визуального контакта.
Однако в силу возраста многие жертвы не запоминают внешний вид преступника. В сельских поселениях чаще всего отсутствуют камеры видеонаблюдения, что также затрудняет работу по опознанию и поимке злоумышленника.
В лучшем случае в населенном пункте находят свидетелей, которые заметили незнакомого человека или машину.
📌По цифровому следу
Раскрытием преступлений, связанных с деятельностью дистанционных мошенников, занимается отделение уголовного розыска. Раньше для завладения чужими денежными средствами совершались «классические» преступления: хищения, кражи, ограбления.
Сейчас преступная деятельность распространилась на сферу информационных технологий и сотрудникам правоохранительных органов приходится адаптироваться к новым реалиям.
Руководство Министерства внутренних дел разрабатывает различные методики по противодействию мошенникам и раскрытию таких преступлений.
Расследование начинается с обращения потерпевшего в дежурную часть. Старший следственно-оперативной группы опрашивает заявителя, выясняет у него обстоятельства произошедшего, узнает, как именно был совершен перевод денежных средств. Дальнейшие следственные действия зависят от сведений, полученных в ходе опроса.Для установления личности злоумышленника в первую очередь проверяют его цифровой след. Из телефона потерпевшего изымают оставшиеся данные, которые мошенник не смог или не успел уничтожить. Переписки, фотографии и голосовые сообщения в мессенджерах удаляются в кратчайшие сроки. Иногда какая-то информация остается, в таком случае ее приобщают к материалам уголовного дела.
Быстро раскрыть дистанционное преступление за дежурные сутки не получится. Расследование каждого случая усложняется определенной технической работой и необходимостью отправки запросов в организации. На ожидание ответа может уйти целый месяц.
По вопросам предотвращения мошеннических операций сотрудники полиции взаимодействуют с расположенными на территории города отделениями банков. Были случаи, когда банковские служащие замечали странное поведение клиентов и сами звонили в уголовный розыск, чтобы сообщить о подозрительной ситуации.
Так, однажды в отделение банка пришел пожилой гражданин, который стал беспорядочно засовывать в банкомат купюры, чтобы положить на счет крупную сумму денег. Во время совершения операции он с кем-то разговаривал по телефону. Сотрудники банка заподозрили, что мужчина введен в заблуждение и собирается перевести деньги мошенникам, о чем незамедлительно сообщили в полицию.
По линии работы с дистанционными мошенничествами к уголовной ответственности с начала года привлечено порядка 13 граждан, и даже этого результата сотрудники правоохранительных органов добились с большим трудом. Нередко им приходилось выезжать в командировки за пределы Костромской области и привозить подозреваемых обратно в Галич на следственные действия.
Мера наказания, предусмотренная за совершение дистанционных мошенничеств, зависит от суммы причиненного ущерба.
Если эта сумма составляет больше одного миллиона рублей, возбуждается уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации, и преступник наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.
«Курьеры» задерживаются намного чаще и признаются соучастниками преступлений. Мера их наказания зависит от личностных характеристик человека, от наличия или отсутствия у него судимостей, от осведомленности о противозаконности совершаемых действий.
📌Предупрежден - значит вооружен
За время работы по раскрытию дистанционных мошенничеств сотрудники правоохранительных органов пришли к выводу, что самые действенные меры в таких случаях – профилактические. Намного проще предотвратить преступление, чем разобраться с его последствиями. Если человек где-то услышит или прочитает об угрозе мошенничества, то есть вероятность, что, попав в опасную ситуацию, он вспомнит о полученной информации и вовремя прекратит общение со злоумышленниками.Очень часто гражданам поступают звонки с поддельных номеров. Для этого мошенники используют специальные программы, благодаря которым на телефоне у жертвы отображается официальный номер реально действующей организации: ФСБ, МВД или другой государственной структуры. Если Вы ответили на такой звонок и в ходе разговора у Вас появились сомнения, лучше положить трубку и набрать номер организации самостоятельно.
Самый надежный способ не попасться на махинации злоумышленников – не разговаривать по телефону с незнакомыми людьми, не отвечать на звонки с незнакомых номеров.
Если звонящий представился полицейским, лучше всего обратиться в дежурную часть и уточнить, работает ли у них такой сотрудник, и если да – узнать, с какой целью он звонил.
Бывает, что сотрудники правоохранительных органов действительно обращаются к гражданам по тем или иным материалам проверки, но они никогда не требуют немедленного совершения каких-либо действий, не интересуются смс-кодами, не просят взять кредит или положить денежные средства на «безопасный» счет.
Не разговаривайте с подозрительными лицами! При возникновении сомнений требуйте вызова в отделение по повестке или договаривайтесь о личной встрече.
Часто мошенники в телефонном разговоре советуют гражданам никому не рассказывать о произошедшем и тем более не обращаться в полицию. Они убеждают жертву, что в местном отделении все коррумпированные и заинтересованы в том, чтобы у людей пропадали денежные средства.
Однако уже через 2-3 дня после того, как потерпевший перевел деньги незнакомцам, он понимает, что его обманули, и у него не остается другого выбора, кроме как обратиться в уголовный розыск.
Если с Вами или с Вашими близкими произошла ситуация, связанная с мошенничеством, необходимо как можно быстрее сообщить об этом. Сотрудники полиции настоятельно рекомендуют обращаться к ним безотлагательно, ведь чем быстрее они смогут начать следственную работу, тем выше шанс привлечь виновного к ответственности.
Стать жертвой мошенников может каждый. Предупредите об этом своих пожилых родителей и родственников, особенно тех, кто живет один. Такие люди часто испытывают потребность в общении, чем активно пользуются злоумышленники, втираясь в доверие и узнавая всю необходимую информацию.
Не нужно совершать опрометчивых поступков. Прежде чем перевести куда-то свои сбережения, положите трубку и обдумайте ситуацию, обсудите ее с друзьями и родственниками.
Отправить деньги мошенникам – дело нескольких минут, но помните, что вернуть их после этого будет практически невозможно.
Любовь СКОРОДУМОВА
Более подробно читайте на нашем сайте или в газете №80 http://galich.smi44.ru/vse-novosti/tovary/opasnyy-mir ..
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев