Вчера, 20 октября, исполнилось 85 лет со дня рождения поэта, необыкновенно доброго и душевного человека Раисы Ефремовны Дерикот. Песни на её стихи не просто звучат в нашем районе, а украшают любое мероприятие, а сочные, звучные стихотворения с лёгкостью декламируют и малыши, и юные чтецы, и маститые артисты.
Раиса Ефремовна Дерикот – известная в нашем крае поэтесса, собирательница русского и украинского национального костюма, создатель и руководитель детского поэтического клуба «Малая медведица».
С нею, как с поэтом, я был знаком ещё с начала 60-х годов, когда тогдашний литсотрудник и поэт Алексей Прасолов публиковал первые наши стихотворные опыты в россошанской районной газете.
Облик поэтессы, человека совестливого, скромного и доброго, органично сливался с её негромкой, но человечной лирикой. Конечно же, поначалу не всё ладилось у нас с техникой стиха, но Рая училась быстро и цепко и на своих, и на чужих удачах и просчётах, а потому довольно скоро сложилась как поэт. Именно здесь, на требовательных, но доброжелательных разборах сформировалось бережное отношение к слову, та вместительная краткость и точность образа, которым можно было научиться и у А.Т. Прасолова, и у М.Ф. Тимошечкина.
Хватала Рая всё на лету, росла творчески. Это тем более удивительно, что она, рано овдовев, растила пятерых своих детей и, работая в детсаду, воспитывала десятки чужих, которые скоро тоже для неё становились своими. Дар материнства, чуткое и любвеобильное сердце, неподдельный интерес к людям, к их душевным проблемам, постоянная готовность прийти на помощь сделали Раису Ефремовну родной и необходимой для очень многих людей, с которыми её сводили нелёгкие жизненные дороги.
А истоки, детские годы мало что сулили нашему поколению, так называемым «детям войны»:
Я отца всё зову,
Я кричу в синеву –
Ни привета с небес, ни ответа.
У военной беды
Вкус травы-лебеды
И обноски защитного цвета.
И ещё один отрывок-воспоминание о тех далёких, но незабываемых годах:
Что дано, то дано.
Ни согреть, ни согреться.
Безотцовщины званье
да звёзды с росой.
Я пришла из бездонья
военного детства,
Где меняли последние вещи на соль.
Были жёлудь и жмых,
лебеда и мякина,
И ботинки с шипами,
одни на семью.
Были бомбы, цвели
итальянские мины,
Гильзы цацкой бросали
в кроватку мою.
Шли и немец, и финн,
итальянец с мадьяром.
Рос недетский испуг
за моею спиной.
Были двери хатёнки, стоявшей над яром,
Перекрёстком войны и самою войной.
Раина мать, учительница сельских школ, солдатская вдова с двумя детьми на руках, держала дочь в ежовых рукавицах, но эта строгость и трезвый взгляд на жизнь вырабатывали самостоятельность, трудолюбие и терпенье, которые пригодились в суровых жизненных испытаниях.
Уже собственное раннее вдовство, потеря любимого человека на самом взлёте материнства, потеря четверых детей во младенчестве, клиническая смерть и слёзы бессонных ночей у детских кроваток выработали железный характер и волю, без которых настоящих людей и настоящих поэтов не бывает, характер и волю, которые она умело прятала за внешней непритязательностью и благодушием.
Она с усмешкой вспоминала, как один маститый воронежский поэт очень неохотно снизошёл до того, чтобы выслушать стихи простушки-провинциалки, и как был удивлён и поражён прослушанным, зрелостью взглядов и искренностью интонации настоящего поэта.
Кстати скажу, что позже очень много дало для Раисы Дерикот творческое общение с воронежским поэтом Львом Коськовым, который помогал ей избавляться от случайного, балластного в её стихах, публиковал её произведения, помогал утвердиться. Она с благодарностью помнила это до конца дней своих.
При всей своей непостижимой общительности, душевной щедрости Раиса Ефремовна была всегда себе на уме, редко раскрывалась до конца, понимая всю опасность подобных порывов. Чем она подкупала людей? Великий оптимист и жизнелюб, она не любила плакаться в жилетку. Умела сама терпеть и переносить боль, учила этому других. Была скромна, непритязательна, не могла похвастаться нарядами и украшениями и, кажется, не комплексовала по этому поводу. Во всяком случае, не показывала этого.
Для меня, знавшего её около сорока лет и знающего почти все её стихи, она остаётся загадкой. Стихи её, вроде бы давно знакомые, вдруг раскрываются при очередном прочтении неожиданно новыми оттенками, гранями.
Судьба лежит изношенной
подковой.
С невольной грустью на неё гляжу;
За всё должна по прихоти суровой –
В шелках долгов всю жизнь свою хожу.
Всему свой срок. Кому должна теперь я
За предков, за потомков, за врагов?
Темным-темно. И за немою дверью
Не скрыться от немыслимых долгов…
…И вижу свет, и удивляюсь снова,
Что свет любви со мною и во мне…
«Свет любви», «Любимому», «Здравствуй, Россошь!» – так названы её маленькие поэтические сборники лирики, выходившие крохотным тиражом. Для широкого круга читателей они мало известны, но в Россошанском, Каменском, Острогожском, Кантемировском и других окрестных районах юга нашей области Раису Дерикот знают лучше, чем кого бы то ни было из именитых поэтов. Ибо она побывала чуть ли не в каждой школе, училище, в каждом клубе, в каждой библиотеке, рассказывала о национальных русских и украинских костюмах, демонстрировала их красоту, раскрывала секреты народных вышивных узоров. И читала стихи для взрослых и детей.
Её детские стихи – особая грань дарования. Они естественны, неподражаемы. Вообще детей она понимала скорее не умом, а сердцем, что и есть признак истинного материнства. Расставаясь с читателями, она оставляла им на память заранее заготовленные открытки с наклеенными своими стихами. И этот «сам-себя-издат» позволил её стихам прийти чуть ли не в каждый дом. Повторюсь: более популярного человека, чем Раиса Дерикот, в Россоши не было. Известны прекрасные песни на её слова, известен сборничек для детей «Маленькие баечки бабушки Раечки». Юбилейные творческие вечера её в 1997 и в 2002 годах прошли при полных залах и под горячие аплодисменты. Даже похороны её в лютый январский мороз были многолюдны, а слёзы оплакивающих искренни.
Немного о стихах Раисы Дерикот для детей – радостных, тёплых, иногда лукавых и всегда ярких, образных, запоминающихся. Такие стихи нужны были её собственным детям, а потом и внукам, детям из детского садика, таких стихов ждала от неё школьная глазастая публика. И они рождались естественно, как зелёные листики на весенних побегах. В них яркие поэтические картинки, есть открытия, есть тонкая ирония и глубокое проникновение в детскую душу.
Вы только взгляните,
Вы только взгляните –
И лето в зените,
И солнце в зените.
Желтеет пшеница,
Поспеет вот-вот.
Молочною речкою
Гречка цветёт.
По краешку неба
Плывут облака,
И марево хлебом
Пропахло слегка.
Понятен и тот успех, который выпал на долю россошанского детского поэтического клуба «Малая Медведица»: создавшая его и много лет руководившая им Раиса Ефремовна Дерикот учила юных поэтов видеть мир необычным, «незамыленным» взором, учила чувствовать и ценить великое русское слово, ибо любой учитель способен научить только тому, что сам хорошо знает и чувствует. Рая нянчилась со своими питомцами, общалась с их мамами и бабушками, терпеливо правила несовершенные творения, помогала проклюнуться божеским задаткам. Лена Сибирко, Наташа Пустовая, Женя Евченко, Лариса Голоскокова и другие, думаю, не забудут поэтические уроки Раисы Ефремовны, вне зависимости от того, станут ли они профессионально работать над словом в дальнейшем. Она учила видеть и ценить поэзию.
Ещё хотелось бы сказать о Раисе Дерикот как о собирательнице и знатоке народного национального костюма, народной вышивки. Интерес к ним у неё давний, но вплотную заняться этим ей довелось тогда, когда она стала работать в Россошанском выставочном зале. Кстати, её вклад в открытие этого зала, в объединение россошанских художников в творческой коллектив, в организацию первых творческих выставок-отчётов тоже весьма значителен.
Творческая и человеческая дружба связывала её до конца дней со многими художниками Россоши, Лисок, Воронежа. Работала Раиса Ефремовна и в россошанском Доме народных ремёсел. По личной инициативе и за свой счёт ездила она по деревням и заброшенным хуторам, отыскивала бабушек – народных умелиц, толковала с ними об украинских и русских национальных костюмах, срисовывала узоры вышивок. Умение сходиться с людьми у неё было феноменальным. Все, кто с нею встречался, не только запоминали её, но и считали едва ли не подругой. Некоторые дарили ей от души дорогие их сердцу матушкины рушники, подзоры, пояса, а то и женские расшитые костюмы, будучи уверенными, что у неё не пропадёт, а станет достоянием всеобщим. Помню, с каким увлечением, с каким знанием дела она толковала мне о русской и украинской национальной вышивке, что означает каждый узор, как можно по узору узнать, замужем ли его хозяйка или уже вдовствует, на что надеется и что любит, какое горе пережила. То есть целая повесть-судьба читается в узоре для понимающего. Для меня это «терра-инкогнита», и я, тогдашний газетчик, просил Раю написать об этом статью для газеты. Она обещала, да всё откладывала. Одну или две суховатых публикаций её на эту тему встречал после в россошанской газете, но это далеко не всё, что она знала и что, увы, унесла теперь с собой.
Утрата талантливого человека всегда многомерна. Многие с уходом Р.Е. Дерикот потеряли душевную подругу, кто-то наставника-поэта, кто-то духовную опору. Многие поэты откликнулись на эту утрату душевными стихами, воспоминаниями. Союз писателей Воронежа «Воинское содружество» сделал малотиражный сборничек «Судьбу благодарю», где помещены её стихи и стихи о ней Н. Корхова, О. Одинцовой, Г. Севрюкова, Ан. Цимбала, Н. Семерниной, П. Болотова. Позже были опубликованы сильные стихи памяти Р. Дерикот и Ан. Хильченко Б. Таранцова и других.
Стихи Р.Е. Дерикот жизнь продолжат, ибо они сами о жизни, о вечном. Любовь, материнство, родная природа, дети, любимый город и его жители – вот тематика стихов, написанных великолепным русским языком в русле народных традиций, созданных поэтом искренним и глубоким.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7