Есть ли на российском рынке акций аналогичный крупный эмитент, чьи акции сначала взлетали примерно в 8 раз, а потом так же падали? Есть, и об этом газета «Завтра» писала несколько лет назад в заметке «Триллион Тинькова» во время пика стоимости акций одноименного тогда банка, с выводом о «беспрецедентном расхождении между рыночной капитализацией и бухгалтерским капиталом в 8,5 раз». С тех пор изложенное в заметке подтвердилось: последовал обвал акций, Олег Тиньков уехал за границу и теперь находится в статусе иноагента.
Сейчас крупный бизнесмен, с именем которого ранее ассоциировалось «М.Видео», находится под санкциями ЕС и Британии. Однако ранее у него находили много недвижимости и офшоров в этих юрисдикциях, там остаются некоторые близкие родственники с огромными долгами здесь, а относительно недавно он толерантно отозвался об ищущей новую родину (мягко говоря) Пугачёвой.
Теперь давайте представим, сколь велика сумма в 300 млрд руб. СМИ сообщали, что на развитие микроэлектроники в нашей стране в 2025-2027 годах планируется направить 175 млрд руб. В силу секретности этой отрасли в открытых источниках нет данных, каким предприятиям и со сколькими работниками предоставляются эти средства. Но точно речь о сотнях предприятий и десятках тысяч работников.
Попробуем теперь сравнить «М.Видео» с выкупленным полгода назад в российскую юрисдикцию Яндексом. По сообщениям СМИ та сделка составила 475 млрд руб., из которых деньгами в юанях выплачено 230 млрд руб. Только вот Яндекс занимает почти монопольные позиции на российском рынке такси, в интернет-поиске и является одним из крупнейших маркетплейсов. Каждый из нас чуть ли не ежедневно пользуется браузером Яндекса, наблюдает за такси или курьерами с его брендом. Часто ли каждый из нас видит магазины «М.Видео» и что-то там покупает? Годовая выручка Яндекса превысит триллион, а оборот так называемых партнёров – несколько триллионов, в разы больше «М.Видео». К тому же Яндекс ещё и прибыльный, с малыми долгами банкам.
Ещё можно сравнить «М.Видео» с «Макдоналдсом». Во время ухода американского бренда из нашей страны весной 2022 года оценка его бизнеса составляла от 35 млрд до 77 млрд руб., а сама головная компания списала в убытки в отчётности за июнь 2022 года 1,2 млрд долл. (по курсу 62 рубля получается 74 млрд руб.). Наши СМИ писали, что сумма сделки составила «символические» 6 млрд руб., и российский покупатель принял на себя все долги «Макдоналдса». При всем негативе к «Макдоналдсу», всё-таки американец был куда известнее и масштабнее в нашей стране, чем «М.Видео».
Получается, что согласно слухам из деловых СМИ, на одной «чаше весов» убыточный и теряющий позиции продавец электроники, а на другой – в полтора раза меньшая поддержка критически важной отрасли. Денег в нашем государстве или государственных банках так много, что хватит и на то, и на другое?
Можно ли в принципе за огромные, даже баснословные в масштабах всей отрасли микроэлектроники деньги продать нечто, хронически приносящее убытки, закредитованное и теряющее рынки? Повторим, что про убытки, большие кредиты и проигрыш конкурентам пишут в самих заметках со слухами. Не похоже ли это на знаменитое гайдаевское «всё украдено до нас» или американское кризисное «национализация убытков при прежней приватизации прибыли»?
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Нет комментариев