«Архипелаг ГУЛАГ» можно считать сборником монологов, эпизодов и целых глав, посвященных именно оправданию и внедрению в головы читателя, что предательство было и не предательство вовсе, а борьба за справедливое дело.
Власовцы, красновцы, мусульмане из национальных частей, созданных при Гитлере - не изменники Родины, не преступники и убийцы советских людей и других народов Европы. Солженицын пишет о них с уважением, как о имеющих моральное право воевать вместе с врагом против своего народа, потому что они истинные убежденные противники власти!
«Весь 1945 и 1946 годы продвигался на Архипелаг большой поток истинных наконец противников власти (власовцев, казаков-красновцев, мусульман из национальных частей, созданных при Гитлере) — иногда убеждённых, иногда невольных.
Вместе с ними захвачено было близ миллиона беженцев от советской власти за годы войны — гражданских лиц всех возрастов и обоего пола, благополучно укрывшихся на территории союзников, но в 1946-47 коварно возвращённых союзными властями в советские руки». (Часть 1. Глава 2.)
В приведенной цитате явное противоречие: то ли были ЗАХВАЧЕНЫ около миллиона беженцев от советской власти, то ли беженцы были КОВАРНО ВОЗВРАЩЕНЫ союзными властями (англичанами и американцами). Как это одновременно?
Причем заметьте, как использует ассоциативную эмоциональность читателя: если пишет про советских, то употребляет слова, имеющие отрицательную коннотацию для русского уха – «захвачены» (Захватчики ведь); если же про Запад пишет, то применяет «укрылись благополучно». Правда, «коварно возвращены» наивным Западом, верящим в доброту русских, возвращены ими в страшный Мордор.
В одной небольшой цитате несколько противоречий, направленных на создание отрицательного образа нашей Родины, на создание чувства вины. Причем читатель не успевает заметить эту манипуляцию, как уже соответствующее настроение создано.
Обязательно нужно остановиться и задуматься, чтобы осознать, как автор осуществил подмену и заставил почувствовать вину.
Эстонцев и литовцев Солженицын считает безвинными, нравственными и работящими по сравнению с плохими русскими. Но ведь это же «лесные братья» и те, кто вместе с фашистами воевал в частях СС, — это они нравственные, перед ними ему стыдно??
«Особенно прилегают к моей душе эстонцы и литовцы. Хотя я сижу с ними на равных правах, мне так стыдно перед ними, будто посадил их я.
Неиспорченные, работящие, верные слову, недерзкие - за что и они втянуты на перемол под те же проклятые лопасти?
Никого не трогали, жили тихо, устроенно и нравственнее нас - и вот виноваты в том, что хочется нам кушать, виноваты в том, что живут у нас под локтем и отгораживают от нас море». (Часть 3. Глава 2.)
Аккуратно так подменил их настоящую вину, пособничество нацистам, другой – море они нам загородили. Русские путь к морю очищают таким образом, сажая в лагеря бедненьких, вот мы какие звери!
Но не только к прибалтийцам, оказывается, мы не справедливы, Солженицын осуждает и наше неправильное отношение к бандеровцам:
«А украинцы? Мы давно не говорим – «украинские националисты», мы говорим только «бендеровцы», и это слово стало у нас настолько ругательным, что никто и не думает разбираться в сути». (Часть 3. Глава 2.)
Бандеровцев Александр Исаевич не просто оправдывает, он ими восхищается!
Особенно это проявляется в его описании мятежа в Кенгире, лагере в центральном Казахстане, около города Джезказган.
Кенгирскому мятежу заключенных посвящена целая глава, в которой Солженицын воспевает организаторов мятежа - "свободолюбивых " бандеровцев, власовцев и прибалтийских "лесных братьев".
Комментарии 12