Пользуясь случаем, поздравляю всех с Рождеством Христа – одним из наиболее почитаемых христианами праздником. Обстоятельства рождения Иисуса Христа описываются в двух Евангелиях – от Матфея и от Луки. А в Евангелии от Матфея (глава 2, стихи с 1 по 11) излагается также история о волхвах, которые пришли с Востока для того, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести Ему дары.
Эта история за две тысячи лет христианства комментировалась и толковалась бесчисленное число раз. Она нашла свое отражение в иконах и росписях христианских храмов. А также вмногочисленных картинах (Леонардо да Винчи, Питер Брейгель и Питер Брейгель Старший, Рубенс, Ботичелли, Веласкес, Джотто, Джорджоне и др.).
Я сейчас хочу остановиться на таком фрагменте истории, как принесение волхвами даров младенцу Христу. В стихе 11 читаем:
«…и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары Царю Израиля:
«…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему…» (Пс.71:10—11). В христианском толковании здесь Израилем названа Церковь Христова, как новый, духовный, Израиль.
В толкованиях на приведенный фрагмент из Псалмов говорится, что это отсылка на историю принесения в дар царю Израиля Соломону подарков царицей Савской: сто двадцать талантов золота, великое множество благовоний, драгоценные камни (3Цар. 10:2-10). Т.е. это прообраз принесения даров Христу.
Теперь возвращаемся к Евангелию от Матфея. Среди толкователей практически нет никаких разногласий по вопросу о том, как понимать три дара волхвов.
Золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём.
Ладан — дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником.
Смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.
Три дара волхвов — золото, ладан и мирра — были одними из самых ценных и значительных подношений того времени, олицетворявших богатство, поклонение и жертвоприношение.
Между прочим, дары эти сохранились до наших дней. Золото представляет собой 28 пластинок различной геометрической формы с разными узорами, которые ни разу не повторяются. Смирну и ладан соединили вместе, сейчас это около 70-ти темных шариков, похожих по форме на маслины. Они нанизаны на серебряную нить, которая крепится к золотым пластинам.Соединенные ладан и смирна также несут символическое значение: соединившись, они напоминают о двух природах Иисуса Христа — Божественной и человеческой.
По преданию, Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской церкви, где они находились до IV века. Позже византийский император Аркадийперенёс дары в Константинополь. Золотой ларец XV века, содержащий дары волхвов, ныне хранится в монастыре Святого Павла на горе Афон.
Кратко изложу захватывающую историю того, как дары попали на Афон. В 1389 году на косовом поле сербы потерпели поражение от несметных полчищ турок. Дочь сербского правителя Георгий Бранковича принцесса Мара (Мария) вынужденабыла стать женой османского султана Мурада II. Будучи глубоко верующей христианкой, она не упускала ни одной возможности сделать что-то полезное православным храмам или монастырям. В 1453 году Византия пала под ударами турок. Дары волхвов оказались на территории Османской империи.
В 1470 году Мара (на тот момент уже ставшаявдовой и опять ставшая величать себя сербской принцессой) решила принести дары волхвов в монастырь. Она приплывал к берегу Афона на корабле с дарами в золотом ларце. Зная, что женщинам вход на Афон запрещен, Мария думала, что ей простят ее поступок, потому что она везет великие святыни. Высадившись на берег, она пошла к монастырю. Перед гостьей в ослепительном сиянии возникла величественная дева.
— Кто ты? — строго спросила она.
— Я — сербская принцесса Мария.
— Для чего ты пожаловала в мой удел?
— Я привезла великую святыню, чтобы подарить ее отцу игумену.
— Вход женщинам на Афон воспрещен. Ступай обратно.
После этих слов прекрасная Дева исчезла.Принцесса поняла, что это была Божия Матерь. Она упала на колени и горячо, от всего сердца попросила у нее прощения за свою невольную дерзость. Вручив сокровище братии монастыря, Мария вернулась на корабль. На том месте, где произошло это чудо, была построена часовня, сохранившаяся до наших дней. В память опринесении принцессой Марией даров волхвов монахи установили крест, который называется Царицыным, а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители.
В январе 2014 года дары волхвов впервые были привезены с Афона в пределы Русской Православной Церкви для благословения и поклонения верующих. За 30 дней пребывания на канонической территории РПЦ (Москва, Санкт-Петербург, Минск, Киев, Симферополь, Севастополь, Волгоград) святыне поклонились 1,6 млн человек.
Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество.Кстати, о происхождении этой традиции напоминает рождественская новелла О. Генри «Дары волхвов», опубликованная в декабрьском выпуске 1905 года New York World Sunday Magazine. История рассказывает о молодой паре, которые, не имея денег на подарки друг для друга, продают свои самые ценные вещи, чтобы все-таки купить подарки. Жена продает свои волосы, чтобы купить цепочку для часов мужа, а муж продает свои часы, чтобы купить набор гребней для волос жены. Послание этой истории находит отклик у читателей и по сей день, напоминая нам о бескорыстии и щедрости, которые волхвы воплотили в своих дарах Иисусу.
Еще раз возвращусь к первому из даров волхвов – золоту. Золото в миру – металл, деньги, материальное воплощение богатства. А вот в Священном Писании и в христианстве – это, в первую очередь, важный символ. Конечно, и как символ богатства. Например, царь Соломон был несказанно богат. Применительно к нему золото упоминается в Библии очень часто. Например: «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар.10,14).
Золото часто подается как символ превосходства. В видении вавилонского царя Навуходоносора голова статуи истукана (олицетворявшего его собственную империю) «была из чистого золота» (Дан.2:32), а остальные части статуи были сделаны из менее ценных металлов.
Нет комментариев