«Возвращение Дональда Трампа в Белый дом почти наверняка вызовет неуправляемое рассоединение важнейших геополитических отношений в мире, увеличивая риск глобального экономического сбоя и кризиса. В конце концов, китайские лидеры будут гораздо менее примирительными, чем во время его первого срока».
Так пишет Ян Бреммер (основатель и президент Eurasia Group, член Исполкома Консультативного совета ООН по ИИ) в статье в Project Syndicate «Трамп вернёт США и Китай на путь столкновения» (07.01.2025).
Он считает, что президенту США Джо Байдену и его китайскому коллеге Си Цзиньпину удалось сдержать напряженность в отношениях между США и Китаем в 2024 году. «Но когда Дональд Трамп вернется в Белый дом в этом месяце, он положит конец этой хрупкой стабильности, приведет к неуправляемому разрыву важнейших геополитических отношений в мире и увеличит риск глобальных экономических потрясений и кризиса».
Трамп начнет свой второй срок с объявления новых пошлин на китайские товары с целью навязать Китаю новое экономическое соглашение. Хотя новые пошлины не достигнут всеобщей ставки в 60%, которой он угрожал во время выборной кампании, максимальная ставка на весь китайский импорт, вероятно, удвоится, примерно до 25% к концу 2025 года. Тем временем, по мнению Бреммера, лидеры Китая будут реагировать более решительно и предлагать меньше уступок, чем во время первого срока Трампа, несмотря на продолжающиеся проблемы китайской экономики.
В конце концов, китайские лидеры опасаются, что примирительный подход будет воспринят как принятие национального унижения, что еще больше разожжет и без того растущий общественный гнев в Китае (?? – о каком гневе пишет Бреммер, непонятно – В.О.). Если более конструктивный подход к Соединенным Штатам в 2024 году принес только возвращение «Тарифного человека», зачем придерживаться этого пути? «Угрозы Трампа — это всего лишь очередной агрессивный жест США, подтверждающий подозрения Китая в том, что американские политики намерены сдержать становление Китая как великой державы».
Бреммер прав, когда пишет, что «самая чувствительная тема в отношениях США и Китая — это технологическая политика». Китай возражает против того, что он считает попытками США заморозить его технологическое развитие и замедлить его экономический рост. Команда безопасности Трампа добавит больше китайских компаний в «Список организаций» Министерства торговли США, что затруднит им доступ к американским технологиям, и расширит экспортный контроль на большее количество секторов экономики.
Например, Трамп также последует примеру администрации Байдена по ограничению экспорта передовых компьютерных чипов китайским технологическим фирмам. Китай уже продемонстрировал готовность ответить на такие меры, ограничив экспорт критически важных минералов и технологий, используемых для их переработки. Эти минералы жизненно важны для производства широкого спектра современных технологий, включая аккумуляторы для электромобилей, компьютеры и бытовую электронику, а также многие продукты, которые США считают необходимыми для собственной национальной безопасности.
Хотя Тайвань не находится под угрозой китайского вторжения в 2025 году, споры вокруг острова почти наверняка сделают китайско-американские отношения более токсичными в этом году. Сам Трамп, похоже, не заинтересован в Тайване. Но более воинственные члены его администрации, включая Марко Рубио, его кандидата на пост госсекретаря, и нового советника по национальной безопасности Майка Уолца, будут настаивать не только на более тесных связях США и Тайваня, но и на более явных гарантиях безопасности Тайваня со стороны США. Это ярко-красная линия для Китая.
«На данный момент лидеры Китая считают, что их тактика давления удерживает националистического президента Тайваня Уильяма Лая под контролем, и они, вероятно, правы. Поскольку экономика Тайваня остается сильной, Лаю не нужно провоцировать Китай, чтобы повысить свою общественную популярность.
Но если Китай увидит, что Тайвань предпринял существенные шаги к большей фактической независимости, или если США пересекут любую из других красных линий Китая (например, если Рубио посетит остров или американские военные корабли встанут на якорь в тайваньском порту), Китай может решиться на военную эскалацию. Это может принять форму морской блокады или захвата одного из внешних островов Тайваня. Более того, такие риски будут только расти по мере приближения выборов на Тайване в 2028 году и по мере того, как Китай усиливает давление, чтобы не допустить еще одной победы Лая».
Ни Китай, ни США не хотят кризиса в 2025 году, потому что и Си, и Трамп надеются сосредоточиться на внутренней политике. Си сталкивается с серьезными экономическими проблемами, растущей обеспокоенностью социальной стабильностью и коррупцией в военном руководстве. Трамп хочет избежать любой проблемы, которая может потопить фондовый рынок США, и надеется заключить сделки, которые повысят доверие к его руководству. С единым правительством и консолидированным контролем над своей партией Трамп находится в лучшем положении, чем когда-либо был Байден, чтобы гарантировать, что США будут говорить единым голосом (здесь Бреммер абсолютно прав – В.О.).
Правительство Си могло бы предложить закупить больше американской сельскохозяйственной продукции и экспортировать энергоносители, и это могло бы облегчить жизнь американским компаниям, которые хотят вести бизнес в Китае. Кроме того, Си может дать зеленый свет большему количеству китайских инвестиций в США и даже играть более активную поддерживающую роль в достижении прекращения огня на Украине.
Но Бреммер полагает, что «такие конструктивные жесты не удовлетворят Трампа и ястребов в его администрации, которые считают, что подъем Китая плох для США».
«В то же время, два непредсказуемых фактора могут повлиять на отношения США и Китая в этом году: сам Трамп и его советник Илон Маск. Трамп может попытаться построить лучшие личные отношения с Си, а многочисленные коммерческие интересы Маска в Китае могут сделать его полезным посредником».
Но силы, отталкивающие США и Китай друг от друга, по мнению Бреммера, гораздо сильнее, чем любая из этих возможностей.
«Даже если ни Китай, ни США не хотят дорогостоящей конфронтации в 2025 году, первые сигналы с обеих сторон указывают на то, что эскалации конфликта становится все труднее избежать» (но возможно появление и обратных сигналов – В.О.).
Трамп и растущая угроза со стороны Пекина по обеспечению цепочек поставок
Дин Ченг и Джо-Энн Сирс в статье на сайте Breaking Defense о способах, которыми Трамп должен сотрудничать с Комиссией по Китаю для обеспечения безопасности цепочек поставок (07.01.2025) пишут:
«Когда Дональд Трамп вступит в должность в полдень 20 января 2025 года, он столкнется с совершенно иной обстановкой угроз, чем когда он покинул свой пост четыре года назад».
Америка полностью переплетена экономически, в том числе в цепочках поставок с КНР. И хотя законодатели работают над выяснением этого вопроса, слишком часто внимание уделяется только тому, что имеет значение для передовых технологий, игнорируя тот факт, что Китай занимает ключевые позиции в менее заметных, менее привлекательных цепочках поставок, которые, тем не менее, могут иметь разрушительные последствия.
Например, в 2019 году «по данным Министерства торговли, на долю Китая приходилось 95 процентов импорта ибупрофена в США, 91 процент импорта гидрокортизона в США, 70 процентов импорта ацетаминофена в США, 40–45 процентов импорта пенициллина в США и 40 процентов импорта гепарина в США». Как отметила Розмари Гибсон, автор книги China Rx, «Лекарства могут использоваться как оружие войны против Соединенных Штатов.
КНР занимает прочную позицию с точки зрения «унаследованных микросхем». Согласно определению в Законе о CHIPS, устаревшие микросхемы — это полупроводники, построенные на узлах процесса 28 нм или больше. Это далеко от логических микросхем, которые в настоящее время производятся на 7 нм и продвигаются на 2 нм узлах, но устаревшие микросхемы являются неотъемлемой частью практически любого оборудования, использующего электронику, от микроволновых печей до автомобилей, от комбайнов до истребителей.
Для устранения этих угроз администрация Трампа может использовать двухпартийные усилия Комитета Палаты представителей по стратегическому соперничеству между Соединенными Штатами и Коммунистической партией Китая (он же Комитет Палаты представителей по Китаю). Этот комитет стал важной платформой для изучения и рекомендации политики противодействия стратегическим маневрам Китая. Работая вместе с этим органом, администрация может участвовать в широкомасштабных двухпартийных усилиях по противодействию позиции Китая в цепочке поставок и отдавать приоритет разработке стратегий, которые напрямую нацелены на уязвимости.
Многогранный подход к устойчивости
Чтобы снизить зависимость от Китая, администрация Трампа должна принять инновационную и многогранную стратегию, которая включает как внутренние реформы, так и международное сотрудничество:
1. Картирование цепочки поставок и инновации: в партнерстве с Комитетом по Китаю Палаты представителей администрация должна заказать комплексную карту цепочки поставок для выявления критических зависимостей;
2. Расширенное использование передовой аналитики и искусственного интеллекта может улучшить оценку рисков и направлять точные вмешательства. Более того, эти усилия должны быть нацелены не только на высокотехнологичные товары, такие как полупроводники, но и на стратегически важные секторы, такие как фармацевтика и микрочипы начального уровня;
3. Стратегический экспортный контроль: более строгий набор экспортного контроля для новых технологий, таких как искусственный интеллект и квантовые вычисления, может защитить инновации США и способствовать промышленной независимости;
4. Текущие усилия по мониторингу и контролю американских прямых инвестиций в Китай также должны быть поддержаны и усилены. Не имеет смысла ограничивать физический экспорт, но при этом финансировать китайские усилия по обходу этого же экспорта или созданию местных отраслей;
5. Совместные альянсы: Углубление сотрудничества с такими союзниками, как Япония, Австралия и Европейский союз, имеет решающее значение. Совместные предприятия по добыче редкоземельных металлов, их переработке и передовому производству диверсифицируют цепочки поставок и уменьшат уязвимости. Также необходимо поощрять транснациональные усилия по расширению соответствующих оборонных промышленных баз, таких как AUKUS. Кроме того, соглашения о свободной торговле, подчеркивающие безопасность цепочек поставок, могут укрепить партнерские отношения;
6. Государственно-частное партнерство: Привлечение американских компаний к государственно-частной инициативе по созданию безопасных цепочек поставок для критических технологий имеет важное значение; Сотрудничество с частной промышленностью может стимулировать инвестиции в отечественные инновационные центры, особенно в регионах, испытывающих экономические трудности, обеспечивая как безопасность, так и экономическое возрождение.
Эти меры неизбежно будут иметь компромиссы, включая более высокие потребительские расходы и потенциальные ответные меры со стороны Китая. Однако приоритет национальной безопасности при смягчении экономического воздействия требует четкой, дальновидной стратегии.
Всего через несколько недель после выборов в США Китай запретил экспорт галлия, германия и сурьмы. Эти минералы имеют решающее значение для американских оборонных производителей, поскольку они необходимы в передовых технологиях, включая полупроводники, оборонные системы и возобновляемые источники энергии. Галлий и германий играют ключевую роль в производстве высокопроизводительных чипов, используемых в радарах, системах связи и военной электронике. Ограничение подчеркивает уязвимость в глобальной цепочке поставок стратегических материалов, подчеркивая важность обеспечения альтернативных источников для поддержания обороноспособности США и технологического развития.
Усилия по снижению зависимости от Китая согласуются с растущим двухпартийным консенсусом о том, что экономическая устойчивость неотделима от национальной безопасности.
Безопасная и устойчивая цепочка поставок как передовых технологий, так и более широкого спектра критически важных стратегических ресурсов не только подкрепляет военную готовность, но и защищает критически важную инфраструктуру и обеспечивает способность Америки сохранять свое мировое лидерство.
Как подчеркивает Комитет Палаты представителей по Китаю, противостояние этим вызовам напрямую имеет решающее значение для противодействия амбициям Китая и обеспечения суверенитета США.
Долгосрочные инвестиции в инфраструктуру, инновации и союзническое сотрудничество укрепят цепочку поставок США против будущих сбоев. Программы, стимулирующие передовое производство и поощряющие партнерство с союзными странами, позиционируют Соединенные Штаты как лидера в таких критически важных секторах, как чистая энергия, полупроводники и обработка редкоземельных металлов.
Администрация Трампа имеет возможность действовать решительно, используя идеи Комитета по Китаю Палаты представителей и двухпартийную поддержку реформ цепочки поставок. Устраняя эти уязвимости безотлагательно, дальновидно и инновационно, Соединенные Штаты могут обеспечить свое экономическое будущее, защитить своих граждан и противостоять стратегическим угрозам Китая в сложной глобальной обстановке.
Комментарий В.О.:
Самым радикальным способом решения проблемы редкоземельных минералов для полупроводников, поставку которых Китай перекрыл для Америки, является захват (военный, или, скорее, экономический) Гренландии.
Трамп и его советники из Кремниевой долины поставили такую задачу далеко не в порядке мирового троллинга.
Дело в том, что ресурсные богатства Гренландии огромны. Как пишет The Economist (08.01.2025), известно о запасах 43 из 50 полезных ископаемых, которые правительство США считает «критически важными», включая крупнейшие месторождения редкоземельных элементов за пределами влияния Китая.
Означает ли фраза «сделано в Мексике» производство Китая?
The Economist в статье с таким названием (05.01.2025) пишет, что Дональд Трамп считает, что Мексика — троянский конь для китайского меркантилизма
В 2018 году президент США Дональд Трамп начал торговую войну с Китаем. Мексика выиграла: компании, стремящиеся избежать пошлин путем диверсификации производства за пределами Китая, увидели в стране хороший вариант благодаря доступной рабочей силе, достойной инфраструктуре и, что самое важное, соглашению о свободной торговле с США.
По мере приближения второго срока Трампа эта логика рушится. Китайские компании больше, чем кто-либо, смотрели на Мексику. Их инвестиции в страну резко возросли. Трамп (который уже угрожал применить тариф в размере 25% к мексиканскому импорту «с первого дня», если это не остановит нелегальный ввоз мигрантов и наркотиков через границу) считает, что эти фирмы используют Мексику как беспошлинный шлюз в Соединенные Штаты. Его осуждение может в конечном итоге подорвать Соглашение о свободной торговле между США, Мексикой и Канадой (USMCA).
Опасения по поводу китайской активности в Мексике являются двухпартийными и долгосрочными. В 2019 году американские чиновники были обеспокоены тем, что китайские экспортеры просто использовали Мексику как маршрут на рынок США, особенно для стали и алюминия. В значительной степени это было решено введением Мексикой пошлин на импорт металлов из Китая и правилом «плавки и заливки», которое требует, чтобы сталь была «существенно преобразована» в Мексике перед ее экспортом в США. Прямое мошенничество — когда продукция импортируется из Китая, перемаркирована как «Сделано в Мексике», а затем экспортируется в США — вероятно, встречается редко.
Сегодня основное внимание уделяется китайским фирмам, собирающим или производящим продукцию в Мексике для продажи в США. Таких случаев много. В 2023 году Мексика обогнала Китай и стала ведущим экспортером товаров в США. Тем временем китайский экспорт в Мексику резко вырос. В 2002 году мексиканский экспорт в США содержал менее 5% китайских компонентов по стоимости. К 2020 году этот показатель составил 21%.
Производство электромобилей (ЭМ) является большой проблемой. Большинство продаваемых по всему миру ЭМ производятся в Китае, как правило, по более низкой цене, чем те, что производятся американскими фирмами, и имеют эквивалентное или более высокое качество. В сентябре президент Джо Байден поднял пошлины на импорт ЭМ из Китая до 100%. Без них продажи бы резко возросли. Но пошлины не распространяются на транспортные средства, произведенные в Мексике.
Трамп утверждает, что китайские автопроизводители строят «монстрические» заводы к югу от границы. Это не так. Только одно китайское совместное предприятие производит электромобили для мексиканского и регионального рынка. BYD, ведущий китайский производитель электромобилей, заявил, что построит завод в Мексике для выпуска 150 000 автомобилей в год, но это еще не произошло. В январе 2025 года Solarever, более мелкий производитель, объявил о строительстве завода на севере Мексики.
Области, в которых китайские фирмы действительно расширяются, как правило, находятся дальше по цепочке поставок. В 2018 году в Мексике работали восемь китайских компаний по производству автозапчастей. К концу 2023 года их было не менее 20. Они производят отделку и корпуса аккумуляторов, а также высокотехнологичные элементы, такие как программное обеспечение для помощи водителям. Многие автомобили, произведенные в Мексике с китайскими компонентами, соответствуют требованию USMCA о том, что 75% автомобиля должно быть произведено в Мексике, будь то китайскими компаниями или иными, чтобы иметь право на свободную торговлю. Но неважно, законно ли это, говорит Джошуа Мельцер из Brookings, аналитического центра в Вашингтоне: «Политическая толерантность к Китаю падает». Все, что имеет оттенок Китая, рассматривается как подозрительное. «Сделано в Китае — это новое Сделано в Китае», — говорит Хорхе Гуахардо, бывший посол Мексики в Китае.
Сегодня свободная торговля, которую закрепляет USMCA, подчинена интересам Китая, говорит Энрике Дюссель Петерс, который руководит Центром китайско-мексиканских исследований в Национальном автономном университете Мексики. Этот вопрос нависает над пересмотром сделки в 2026 году. В сентябре 2024 года Марко Рубио, назначенный Трампом госсекретарь, предупредил о «безудержной эксплуатации Китаем Мексики в качестве посредника» и его «манипулировании USMCA». Политики в Канаде предложили выгнать Мексику из USMCA и составить двустороннее соглашение о свободной торговле.
Мексиканские чиновники жалуются, что акцент на китайских инвестициях в Мексике лицемерен. Китайские прямые иностранные инвестиции в Мексику малы по сравнению с миллиардами, которые Китай ежегодно инвестирует в США. Но в Мексике китайские прямые иностранные инвестиции резко растут, в то время как прямые иностранные инвестиции в США падают. Не помогает и то, что официальные цифры прямых иностранных инвестиций Мексики, похоже, занижают китайские инвестиции в шесть раз, согласно Rhodium Group, исследовательской фирме, которая обнаружила, что с 2013 года было инвестировано в общей сложности 13 миллиардов долларов.
Президент Мексики Клаудия Шейнбаум и ее правительство изо всех сил стараются угодить своему северному соседу, создавая орган по проверке иностранных инвестиций, который копирует те, что находятся в Соединенных Штатах и Канаде. У него есть планы заменить импортные китайские компоненты на те, что производятся в Мексике. Марсело Эбрард, министр экономики, говорит, что Мексика должна начать производить микрочипы и литиевые батареи. Другие угодные Трампу меры появляются всё чаще и быстрее.
Однако обсуждение оторвано от реальности сложной природы торговли, говорит Дюссель Питерс. Иностранные компании в Мексике, в основном американские, составляют 70% экспорта в США. Американские автопроизводители, такие как General Motors и Ford, входят в число тех, кто интегрировал китайские компании в свои цепочки поставок. Некоторые из них поощряли китайских поставщиков открывать магазины в Мексике.
Импортозамещение требует времени и стимулов. Правительство Мексики, испытывающее нехватку денег, не может предложить те виды субсидий, которые доступны для внутреннего производства чипов и аккумуляторов в Соединенных Штатах. А некоторые товары просто невозможно получить за пределами Китая. «Мы не разработали цепочки поставок в регионе для таких товаров, как аккумуляторы для электромобилей », — говорит Одрасир Баркера из Мексиканской ассоциации автомобильной промышленности.
Между тем у Мексики есть еще одна причина для беспокойства. В начале 2000-х годов она проиграла Китаю по экспорту в США. Теперь, если китайские компании начнут вытеснять мексиканские в североамериканских цепочках поставок, Мексика снова пострадает, отмечает Маргарет Майерс из Межамериканского диалога, аналитического центра в Вашингтоне.
Комментарий В.О.:
CNN (08.01.2025) сообщило, что избранный президент Дональд Трамп рассматривает возможность объявления чрезвычайного положения в экономике страны, чтобы обеспечить юридическое обоснование для введения большого количества универсальных пошлин в отношении союзников и противников.
Декларация позволит Трампу разработать новую тарифную программу, используя Закон о чрезвычайных полномочиях в международной экономике (IEEPA), который в одностороннем порядке уполномочивает президента управлять импортом во время чрезвычайного положения в стране.
В 2019 году Трамп использовал IEEPA, чтобы пригрозить ввести 5%-ную пошлину на весь импорт из Мексики, которая могла бы вырасти до 25%, если бы Мексика отклонила меры по сокращению числа нелегальных иммигрантов, пересекающих границу с Соединенными Штатами.
После того, как мексиканские чиновники отправились в Вашингтон на неделю личных переговоров — и было достигнуто соглашение о восстановлении иммиграционной политики «Оставайтесь в Мексике» — тарифы так и не были введены.
Источники сообщили CNN, что окончательное решение о том, объявлять ли чрезвычайное положение в стране, пока не принято. Команда Трампа все еще изучает другие правовые пути для поддержки тарифов, которые Трамп предлагал в ходе предвыборной кампании.
Но это весьма важный фактор для строптивого президента Мексики, которая многие заявления Трампа высмеивает и ставит под сомнение.
Советники Трампа также оценивают возможность использования раздела 338 торгового права США, который позволяет президенту вводить «новые или дополнительные пошлины» против стран, которые считаются дискриминирующими торговлю Соединенных Штатов. В этих случаях торговое право позволяет президенту вводить новые тарифы в качестве прямого ответного шага против этих стран в определенных категориях продуктов — хотя это не было проверено в недавней истории.
Они рассматривают возможность пересмотра торгового закона, известного как раздел 301, который ввел первоначальные тарифы Трампа на Китай по соображениям национальной безопасности. Администрация Байдена оставила подавляющее большинство тарифов Трампа в силе и увеличила тарифы на определенные продукты, такие как электромобили, предоставив новому президенту основу для увеличения или корректировки тарифов по своему усмотрению.
Панамский канал – «отдай обратно!»
Александр Б. Грей (генеральный директор международной стратегической консалтинговой фирмы) в статье в The National Intrest «Дональд Трамп прав: Панамский канал должен быть американским» (05.01.2025) пишет:
«Недавние сетования избранного президента Дональда Трампа на то, что Соединенные Штаты уступили контроль над Панамским каналом Панаме при администрации Картера, являются как стратегически обоснованными, так и исторически резонансными».
«Недавние комментарии Трампа очень напоминают комментарии Рейгана во время дебатов 1978 года по поводу ратификации договоров Торрихоса-Картера, положивших конец суверенитету США над каналом. Рейган, готовясь бросить вызов Джимми Картеру на выборах 1980 года, сказал, что он «будет выступать против этого так долго и так громко, как только смогу», и пророчески предупредил, что «я думаю, что в целом мир не воспримет это отдачу канала как великодушный жест с нашей стороны, как Белый дом хотел бы заставить нас поверить».
Во-первых, как и во времена Рейгана, Панамский канал сегодня служит важным военным целям для Соединенных Штатов, которые одни оправдывают продолжение американского контроля. Перемещение преобладающей военно-морской мощи США в кризисной ситуации с Восточного на Западное побережье и, в конечном итоге, на сам Тихоокеанский театр военных действий потребует беспрепятственного доступа к каналу. Это была логика начала двадцатого века, которая заставила президента Теодора Рузвельта взяться за его строительство в первую очередь и которая диктовала размеры строительства военных кораблей США вплоть до этого столетия, чтобы гарантировать, что военные суда смогут пройти через систему шлюзов канала. Хотя сегодняшние корабли больше, а военные действия сложнее, основная необходимость перемещения значительного морского тоннажа по кратчайшему маршруту остается неизменной с момента завершения строительства канала в 1914 году.
Во-вторых, как и во времена Холодной войны, канал находится на передовой соперничества великих держав, на этот раз между Соединенными Штатами и Китаем. Пока Вашингтон увяз в вечных войнах в Афганистане и Ираке, гонконгская компания приобрела два из пяти главных портов Панамы и строит глубоководный порт, круизный терминал и четвертый мост через канал.
Как и в случае с Африкой и южной частью Тихого океана, Китай использует такую инфраструктуру для получения экономического и политического контроля, что проявилось в его кампании давления с целью заставить Панаму прекратить признание Тайваня в 2017 году.
Как пишет Грей, «было бы верхом наивности предполагать, что интерес Пекина к Панаме и каналу не имеет ничего общего со стратегическим значением водного пути для национальной обороны США».
Пока Америка размышляет, что ей делать с Китаем, Китай решает свои и одновременно мировые проблемы
The Economist в статье «Китай одобрил самый дорогой в мире инфраструктурный проект» (02.01.2025) пишет:
«Ее называют «Эверестом среди рек» из-за ее экстремального рельефа. Один участок Ярлунг Цангпо падает с высоты 2000 метров на участке длиной 50 км. Но что интересует китайских чиновников, так это гидроэнергетический потенциал реки. 25 декабря 2024 года государственное информационное агентство «Синьхуа» сообщило, что Китай одобрил планы по строительству крупнейшей в мире гидроэлектростанции в нижнем течении Ярлунг Цангпо, которая течет из Тибета в Индию и Бангладеш (см. карту).
Нет комментариев