«В Розряде и во всех приказах в пометах, записках, в грамотах и во всех наших великого государя указах о всяких делах, и в приказных, и на площадях во всяких крепостях и в городах воеводам в списках, и в пометах, и в сметных и пометных списках, и во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя генваря с 1 числа предбудущего 7209 году писать от Рождества Христова генваря с 1 числа 1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, а с того нового года генваря месяца и иные месяцы и числа писать сряду до генваря непременно и в прочие лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому ж»
Кстати, документ сей был и далеко не таким категоричным, как многие другие инициативы самодержца-реформатора. Поскольку разрешал желающим двойное надписание дат – и согласно новому порядку, и согласно порядку старому, от сотворения мира.
Хотя, не исключено, что такой не свойственный Петру либерализм в реформаторских вопросах был продиктован чисто прагматическими соображениями – пониманием того, что при двойном написании дат люди куда быстрее станут их правильно сопоставлять и, в конце концов, летоисчисление от Рождества Христова станет им таким же родным, как и прежнее.
Еще одна интересная деталь – Указ о смене летоисчисления не содержал сколь-нибудь понятного обоснования новшества. Обоснование это косвенно появилось в другом петровском Указе – о начале празднования Нового Года с 1 января вместо 1 сентября, как было на Руси ранее.
«Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.»
***
На самом деле, конечно, пресловутая «рознь», упомянутая Петром в качестве важной причины введения нового летоисчисления, была к концу 17 века не такой уж и актуальной. То есть что да, то да – это самое «сотворение мира» Богом в разных традициях (в том числе, среди вполне христианских церквей) действительно не отличалось идеальной хронологической унификацией.
Ну вот, например, достаточно показательный список «разнобоя» вычисления точной даты творения мира Богом по системам разных православных церквей Востока.
Александрийская — 29 августа 5493 до н. э.
Антиохийская эра — 1 сентября 5500
Старовизантийская эра — 5504 до н. э.
Девятеричная эра — 5509 год до н. э.
Десятеричная эра — 5510 до н. э.
Одиннадцатиричная эра — 5511 год до н. э.
Как видим, разница в «нулевой» дате доходит до 18 лет! То есть при общении людей, придерживающихся этих разных систем, вполне реально возникновение непонимания, могущего приводить к неприятным последствиям.
А ведь кроме даты сотворения мира около 5,5 тысяч лет до нашей эры, вычисленной на основе перевода Библии «72 толковниками» из числа иудейских мудрецов, выполненного для одного из наследников Александра Македонского, существовала дата, основанная на переводе, сделанном знаменитым отцом Западной Церкви св. Иеронимом Стридонским на рубеже 4 и 5 веков нашей эры, так называемая «Вульгата». Согласно последней, мир был сотворен на добрую тысячу с лишним лет позже!
⠀
Комментарии 13