3 декабря 1898 года, в селе Брынчаги Ярославской губернии родился великий советский конструктор-танкостроитель; главный конструктор танкового конструкторского бюро (КБ) Харьковского завода имени Коминтерна; один из основных создателей легендарного советского среднего танка «Т-34».Лауреат Сталинской премии (посмертно), Герой Социалистического Труда (посмертно), Михаил Ильич Кошкин.
Окончил церковно-приходскую школу, и в 11-летнем возрасте уехал на заработки в Москву, где приобрёл профессию кондитера.
В 1-ю мировую войну был мобилизован в русскую армию. На фронте получил ранение.
В апреле 1918 года добровольцем вступил в Красную Армию. Участник Гражданской войны. Член ВКП(б) с 1919 года. Служил в войсках политическим работником.
В 1924 году, окончив Коммунистический университет имени Я.М.Свердлова, находился на партийной работе в городе Вятка (ныне – город Киров).
В 1929 году Михаила Кошкина, как инициативного работника, в числе «парттысячников», направляют на учёбу в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»), который он успешно заканчивает в 1934 году, и вместе с дипломом получает распределение на должность конструктора завода имени С.М.Кирова в Ленинграде, а затем работает заместителем начальника КБ этого предприятия.
С 1937 года Михаил Кошкин – главный конструктор танкового КБ на Харьковском заводе имени Коминтерна. К этому времени было очевидно, что танки, состоявшие на вооружении Красной Армии, не в состоянии противостоять артиллерии противника, и в первую очередь – гитлеровской Германии. А международная обстановка, свидетельствующая о грядущей войне, требовала от конструкторов создания боевой машины, превосходящей в техническом отношении все образцы потенциальных противников.
В середине – конце лета 1939 года в Харькове проходили испытания новые образцы танков. Был принято заключение комиссии, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее...» Но предпочтения ни одному из танков отдано не было, хотя и было замечено что они «выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках».
Но всё на свои места расставило практическое применение опытных изделий: большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв советско-финляндской войны 1939-1940 годов доказал гусеничный танк.
Харьковчане в рекордно короткие сроки провели доработку танка по замечаниям комиссии: усилена броневая защита, вооружению и другое. Так, в А-32, кроме идеи гусеничного хода, М.И.Кошкин воплотил гармоничное сочетание высоких боевых качеств по огню, броневой защите и маневренности.
Постановлениями Комитета обороны было предписано: изготовить два гусеничных танка на базе А-32 с учётом утолщённой до 45 миллиметров брони и установки 76 миллиметровой пушки, а также впредь именовать танк – «Т-34».
Два опытных «Т-34» были срочно изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года. Эти испытания, проходившие в феврале-марте 1940 года, полностью подтвердили высокие технические и боевые качества нового танка.
5 марта 1940 года два танка «Т-34» вышли с Харьковского завода в контрольно-испытательный пробег по маршруту Харьков - Москва. Этот пробег возглавил главный конструктор М.И.Кошкин.
17 марта 1940 года на Ивановской площади Московского Кремля танки «Т-34», а также боевые машины, изготовленные другими заводами, были продемонстрированы членам советского правительства.
По просьбе И.В.Сталина механики-водители Н. Носик и О. Дюкалов проехали по площади. Осмотрев оба «Т-34», И.В.Сталин одобрительно отозвался о них, назвав новый танк «первой ласточкой».
После смотра в Кремле «Т-34» прошли испытания на подмосковном полигоне и на Карельском перешейке.
В апреле 1940 года, возвращаясь своим ходом в Харьков, под Орлом одна из «тридцатьчетвёрок» опрокинулась в воду. Помогая вытаскивать танк, уже ранее простуженный, М.И. Кошкин, сильно промок. Возвратившись в Харьков он был срочно госпитализирован.
«Кремлёвские смотрины» стали переломной вехой в летописи создания танка «Т-34», который был рекомендован для немедленной постановки на производство. На заводе № 183 полным ходом закипела работа по подготовке серийного выпуска этой боевой машины.
Михаил Ильич Кошкин, несмотря на болезнь, продолжал активно руководить доработкой танка, и работал на износ. И его болезнь внезапно обострилась. Из Москвы экстренно был вызван специалист-хирург. У больного пришлось удалить лёгкое. Но это, к сожалению, не помогло...
Генеральный конструктор лучшего танка периода 2-й мировой войны 1939-1945 годов, так и не узнав, какая героическая и легендарная судьба уготована его детищу, скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения.
Похоронен в городе Харькове. Во время похорон М.И. Кошкина за гробом главного конструктора шёл весь завод.
Нет комментариев