В роковой вечер 3 октября, в последовавшую затем ночь и в последовавшие затем дни, слушая не иссякающие рассказы сотрудников "Останкино" о нападении на телецентр и о пережитых ими тревогах (а рассказы эти заняли, в общем, больше эфирного времени, нежели война в самом Белом доме и вокруг него), я вспоминала тот июньский вечер 1992 года, когда горели Бендеры, невозможно было подобрать раненых и похоронить убитых, а в Москве, на Красной площади, запускали фейерверки в честь гремящего здесь рок-фестиваля. Два-три кратчайших сюжета - вот и все, что показало "Останкино" о трагедии Бендер москвичам, так и не узнавшим ни о так называемых труповозках на улицах (местные телевизионщики сделали на этой основе пронзительную ленту "Ладья Харона"), ни о рефрижераторах у моргов, неделями ожидающих опознания переполняющих их трупов. Зато теперь в Москве пугают детей "приднестровцами" - мифологическими чудовищами, ни с того ни с сего ринувшимися на бедное "Останкино" из черных бункеров Белого дома.
Нет, я вовсе не иронизирую, но ведь у всякого следствия должны быть свои причины, а у трагедии таких масштабов, как события 3-4 октября в Москве - свои истоки, отнюдь не сводимые лишь к самоволию одного человека, пусть сколь угодно склонного к автократизму.
А потому меня настораживает - скажу больше, глубоко удручает - заметно обозначившаяся в общественном мнении тенденция полагать, будто до 21 сентября мы находились в правовом поле, и лишь после пресловутого Указа
#1400 резко и неожиданно выпали из него. Нет! Труповозки в Бендерах, беженцы из Таджикистана, пересекающие Сибирь в промерзлых вагонах, а потом, лишенные элементарных прав, живущие в сараях и трансформаторных будках, геноцид в Закавказье, ущемление гражданских прав русских и русскоязычных в Прибалтике - перечислять можно долго, но неужто и сказанного недостаточно, чтобы понять: мы уже в течение нескольких лет живем в ситуации правового обвала. И если в октябре кровавая волна, пронесясь по окраинам, хлынула в Москву, то давайте уже сегодня, post mortem, не будем сводить понятие права лишь к праву издавать газеты и создавать политические организации - сколь бы важным ни было оно само по себе.
Изъяном обозначающейся либеральной реакции на события 21 сентября - 4 октября в Москве я и считаю, во-первых, чрезмерную фиксацию на Москве, во-вторых, столь же чрезмерную фиксацию только на правовых последствиях введенного в ней режима ЧП. Слов нет, совершенно недопустима депортация людей из Москвы только по национальному признаку и, разумеется, каждый подобный случай должен быть предметом специального рассмотрения. Но ведь те же газеты, со страниц которых сегодня не сходят рассказы о девяти или десяти тысячах депортированных кавказцев, в свое время и словом не обмолвились о ста тысячах русских и русскоязычных, покинувших, мягко выражаясь, в некомфортабельных условиях и без всяких правовых гарантий Чечню. А ведь самый ее статус сегодня красноречиво свидетельствует о правовом и конституционном беспределе, в котором мы уже несколько лет пребываем.
Если Чечня вышла из состава РФ, то где соответствующие международно-правовые соглашения, где, кстати сказать, и конституционные основания для подобного решения? Всеми этими вопросами не занимались ни парламент, ни Конституционный суд, ни президент. А ведь примеры такого рода можно множить очень долго, и потому любая соразмерная масштабам трагедии оценка сентябрьско-октябрьских событий не может не исходить из констатации этого бесспорного и определяющего весь ход событий факта: нарастающей правовой энтропии на всем пространстве бывшего Союза ССР.
Накопление этого эффекта тотального разрушения права 21 сентября взорвалось новым качеством, однако наивно было бы полагать, что Москва бесконечно будет оставаться защищенным от бушующих вокруг бурь оазисом псевдоправа.
Я настаиваю на этом определении, ибо в область псевдоправа мы вступили, пожалуй, с началом перестройки и уж, во всяком случае, с момента избрания - непрямого и на безальтернативной основе - генсека КПСС президентом СССР. С этого момента возникла химера, ибо логичная внутри самой себя, основанная на харизматическом авторитете и прямом насилии, а затем закрепленная привычкой - скрепой всех традиционных обществ - система власти начала уснащать себя элементами из принципиально иной системы и философии государства и права. Классически буржуазной - прямым и резким антагонистом которой в свое время и была задумана Советская власть.
Вторым ярчайшим вторжением псевдоправа - уже не только в нашу внутреннюю, но и международную жизнь - было перенесение
Хельсинского принципа нерушимости границ на административно-произвольные границы, некогда по решениям ЦИКов и ВЦИКов проведенные внутри СССР и не демаркированные в соответствии с нормами международного права.
За этот произвол уже пролиты и еще прольются потоки крови. И если - у меня есть серьезные основания так думать - руководство Приднестровья, учитывая шаткость положения республики, официально не направляло сюда никаких гвардейцев, то люди из Приднестровья здесь вполне могли быть. Как были люди из Крыма, с Украины, из Прибалтики и Закавказья - все те, по кому уже проехалось колесо псевдоправа.
Нет комментариев