Официальной датой основания Тараклии служат документы российской администрации, осуществившей первую перепись населения в Бессарабской губернии в 1813 году.
«Село Тараклий населено с българи и е основано през 1813 г. Околните села именуват това село още и Шоп-Тараклий, от факта, че мнозинството на заселените тук българи са от Видинско. Голяма част от българските домакинства в Нови Пазар и околните села се заселват през 1813 година в с. Тараклия, Молдова. Това са 172 семейства с над 1190 души» ( Гроздев Г… «Нови Пазар»)
После выселения татар-ногайцев в период 1806-1812 на месте бывшего аула племени «Тараклы» поселились 26 семейств задунайских переселенцев и 12 семей молдован.Позже пепелище ногайцев называли «Селище» и находится это место по « Изворската балка», где в советские времена находилась колхозная пасека.
Еще до выселения ногайцев, т.е. до 1806года в нынешней тараклийской балке поселились семьи: БЕРОВ, ЦОНЕВ ( ПАСЛАР) , СТОЯНОВ, ДИМИТРИЕВ.
Из молдавских семей со временем осталась лишь семья МОРАР (Мунтян), чья усадьба располагалась на месте нынешнего стадиона, где находилась их водяная мельница.
Недалеко от «Селище», ближе к Тараклии , первые переселенцы застали имение-къшлу состоятельного владельца Алекандра КАНОТА ( 150 лошадей, 208 голов скота, 3200 овец). Место этого владения называлось –«ЧАТЪРЛЪК».
После 1819 года прибыли военные инженеры-топографы. Они провели необходимые землеустроительные работы по планировке будущего поселения и , как более перспективное место, была выбрана нынешняя тараклийская балка. Были распланированы три продольные улицы ( Ленина, Маркса, Гагарина) и поперечные ( Котовского, Болгарская, Чапаева, Панова, Матросова, Горького, Советская, Димитрова, Фонтанная).
На перекрестке улиц Ленина-Фонтанная был установлен первый межевой каменный столб, который впоследствии с расширением села переносился к западу три раза и последний раз был установлен в 1907 году по ул. Фрунзе, отделяющий село от землеугодий семьи Берова Ф. в 10 десятин («Бостанчетата»).
В официальных документах и письменных источниках и памяти жителей Буджака употреблялось название –«Шоп-Тараклий». Это связано с тем, что юго-восточную часть селения заселили выходцы из северо-западной Болгарии ( Шопски край) и которые своим славяно-болгарским диалектом резко отличались от «туканов»-выходцев из Добруджи. Из-за своего своеобразного говора они часто подвергались насмешкам и потому всегда держались замкнуто и со временем их диалект вообще исчез.
После проведения необходимых землеустроитедьных работ, вновь прибывающие и раннее селившиеся в ауле-селище переселенцы стали обживать территории нынешней Тараклии. Первой образовалась «ШОПСКАТА МАХАЛА»-восточная часть улицы Ленина по южному склону балки. Здесь заселились фамилии: ПАНОВ, ДЕРИВОЛКОВ, КОЧЕВ, ДАРМАНЧЕВ, КОЛАРЬ, КАВЛАК, МУТКУР, КАНТОВ, ГРАДЕСКОВ, ЛИСИЦА, ВАЛЕНТИР, КАЙРЯК, РАБАДЖИ, ЖЕПАН, КАРАПЕНКОВ, ЧЕШМЕДЖИ.
Среди них проживала фамилия ШОП , в месте , где сейчас живут Антоновы. Со временем эта фамилия исчезла в Тараклии, но существует в Кубее. По всей вероятности фамилии с характерным окончанием «ов, ев» и есть потомки шопов.
В центральной части осели предки, чьи фамилии ДЕОРДИЕВ, БУРЛАКОВ, ГОРАНОВСКИ, СЕМИНОВСКИ, БУРИМЕЧКОВ, ВОИНСКИ, ЧЕЛАРСКИ, РАЕВСКИ, ПОПОВ, ВИТКОВ, КРЯСКОВ, ШТРЕБЛЕВ, АЗМАН, ГИЦЕЛАРОВ, КАВРУКОВ, ПУКАЛ, КАЛЬЧЕВ, УЗУНОВ.
Как только были образованы в 1820г. колонии Болгарского водворения, чья западная граница прошла по реке Ялпуг из поместья молдавского боярина Балша, из села Алуат выселилась большая группа ( 50 семейств) болгарских переселенцев, прибывших в Буджак еще во времена Османской империи ( до 1806 года) и установившихся в Мусаите, Будее, Алуате. Часть этих иммигрантов переселились в ближайшие колонии : Чийший, Кубей ,Тараклий. По- видимому, фамилии Алаватски, Алуатски имеют к этому непосредственное отношение, так как во время переписи населения переписчики, люди разных национальностей, использовали при оформлении фамильных имен , как традиции своей нации, так и любые характерные признаки конкретной болгарской семьи: имя родоначальника – СТОЯНов, ГОРАНовски, профессии-КОЛАРь, МУТАВЧИ, прозвище- МАЛАК, ПУКАЛ и т. п.
Алуатские переселенцы прибывшие в Тараклию и осевшие в нижнем краю, т.е. западнее ул. Фонтанная- КАРАГЕОЗ, КИРНЕВ, КИРКОВ, РИЗОВ, КИОСЕ, ГАЙДАРЖИ, НЕЙКУЛОВ. Позже там оседают ДЕЛИЗЛАТАНОВ, СЕРКИЛИОГЛО .
В Алуате также осталась часть балканцев и их потомки носят ныне «молдовенизиро ванные» фамилии: Занфир, Кочу, Киркэ.
Очередная партия переселенцев основала «КУРЛИЙСКАТА МАХАЛА» или на славянский манер «ГОРНИЯ КРАЙ»: КАРАМАЛАК, МИШЕКУПАРАН, ТУЛУШ, ЧЕБАН, ТЕРЗИ, ВИТАНОВ, ТАНОВ. Они заняли северо-восточную часть села.
Позже после русско-турецкой войны 1828-30 годов в Тараклию по распределению на карантийном пункте в Сатуново прибывает большая группа беженцев (« БЕЖЕНАРИ»)-46 семейств, часть из которых образовала « ЧЕРГАНСКАТА МАХАЛА»(восточнее улицы Котовского):
ГЕРГИ, КАЙПАК, СТОЕВ, НЕКИТ, МАЛАК («Зайкови»), ГЛАВАНАР, СТОЯНОВ(«Русеви»), АРАБАДЖИ.
Другата част на «Беженарите» : КРЯСКОВ-КАЛЬЧЕВИ, МУТАВЧИ, АНАСТАСОВИ, РИЗОВ, БАКЛАЖАНСКИ, ТАТАРЛИЕВ се разселват по другите махали.
С 1835 года часть тараклийцев стала переселяться на свободные земли в другие места и колонии: Задунаевка- ( ГРАДЕСКОВ, КАНТОВ, ГАЙДАРЖИ, ЗАНФИРОВ) , Главан, Камчик, Болград ( ДАРМАНЧЕВ, ЦВЯТКОВ, ДЕРИВОЛКОВ). Были основаны новые поселения , получившие имя « Тараклия» в Кантемирском, Комратском, Каушанском и Кагульском районах.
Этнографические особенности тараклийцев.
Хотя основная масса жителей Тараклии имеют болгарское самосознание, все же в освещении этногенезиса болгарской народности и нации в настоящее время развернулись целые полемические баталии среди болгаристов. Такая неясность в происхождении болгар вызвана тем, что болгарская историография относительно молода. Другая причина-политическая коньюктура, требующая до недавних пор, а во многих случаях и сегодня, считать болгар южными славянами. Неясности и невразумительность в освещении этно -генезиса болгар, а также тот факт, что слово «болгарин» в течении нескольких веков просто исчезло из употребления в связи с религиозным противостоянием «мусульманин-христианин»-это забвение привело к тому, что отдельные группы жителей, когда-то болгарских территорий стали «подыскивать» себе иные этнонимы. Никто не может осуждать их в этом, поскольку «цементирующие», солидарные факторы в течении долгих веков османского, византийскрго и российско-советского владычества сильно ослабли.
При появлении в начале Х1Х века задунайских переселенцев на территории будущей бессарабской губернии, возникла необходимость вести регистрацию будущих колонистов.В документации тех лет отмечались только две этнические группы переселенцев : «болгары» и «греки». Но наряду с этим замечали, что одна часть переселенцев разговаривает между собой на «болгарском», а другая на «турецком».Нет сомнений что на турецком говорили большинство выходцев из Добруджи, где в последние сто лет , в связи с русско-турецкими войнами , проводилась массовая принудительная ассимиляция. Нет никаких оснований подвергать сомнению факты,приведенные бессарабским, кортенским краеведом Д. Гургуровым о том, что османы применяли жестокие и устрашающие меры против болгарского населения Добруджи. И нет сомнений, что к моменту массового переселения жители этого края вынуждены были говорить на турецком ,так как в нем дислоцировались много воинских частей. В приморских же городах Варна, Каварна, Балчик городское население предпочитало говорить и писать на престижном греческом , справлять христианские обряды в греческих церквях. Как отмечают исследователи, будущие «гагаузы» прибрежных районов предпочитали греческих священников болгарским и, что между «гагаузами» и «туканами» всегда имели место противостояния ,стычки и соперничество. Мы считаем , что это обстоятельство пока не особенно важное, так как межобщинные и межрегиональные противостояния всегда существуют и всегда находится повод для этого.
Когда стали образовываться колонии соотношение «болгарский-турецкий» , по-видимому, зависело от ситуации в каждой колонии. Там, где преобладали или просто имели место выходцы из, удаленных от моря провинций Болгарии, болгарский язык сохранился. Там же, где заселялись из приморских областей Добруджи, болгарский не сохранился, хотя на первом этапе жители регистрировались «болгарами», поскольку другое «титульное» имя российскими властями не привечалось. К этому надо добавить, что в старые колонии подселяли вновь прибывающих в 1828-30 годах колонистов из южной Болгарии, тем самым усилив «болгарский» элемент. Колонии с «турецким» менталитетом, находящиеся на перифирии Болгарского Водворения, со временем превратились в чисто «гагаузские».
То ,что гагаузский язык в своей «огузской» части отличается от турецкого , на наш взляд еще не повод отказываться от «болгарского» имени. Это прекрасно осознавали многие «гагаузы» тех времен, не подозревая, что их потомки возьмут иное имя. Но были и другие и ,прежде всего, те самые «греки» из приморских городов, для которых этноним «болгарин» уже был чужим. Таким же он стал и сегодня для жителей городов Молдовы-они переходят на иные языки и их дети уже не болгары.
По нашему мнению, ключ к выяснению происхождения гагаузов будет найден, если выясним, кто такие «болгары». Как ни странно, но этого в настоящее время никто толком не знает. Идет интенсивный и занимательный поиск истины. Традиционное представление
о болгарах, как южных славянах, сталкивается с вопросом-кто такие «славяне»? Разве сла вяне могут быть черноглазыми, черноволосыми и смуглыми в своей массе?
Или, как быть с неславянской грамматикой и неславянской лексикой в болгарской речи?
Например, во фразе « Сабайлента чобанинът откара в къра сюрията с магарето» славянскими являются только предлог «в» и приставка «от». Определительные артикли «ът» и «та» и неопределенный «а» в славянских языках вообще не употребляются. Зато в славянских есть много падежей и падежных окончаний, а в болгарском их нет.
Или почему у болгар есть бытовые термины неславянского и нетюрского происхождения и, как таковые, отсутствуют у других славян : « кълдъръм», «пъдпъдък», « пържол», «късмет», «пъдар»…а также имеют место дублирующиеся пары: «къща-дом», «хубав-красив», «обич-любов», «прасе-свиня»…?
Почему самоназвание «българин» с ударением на первый слог непривычен ни славянам («болгарин»), ни тюркам («булгар»)?
И, наконец, как случилось, что болгары еще в 7 веке создали державу, соперничавшую по культуре и военной силе с Византией и Империей франков, а другие славяне до сих пор без посторонней помощи «немцев» не могут создать более-менее продолжительное и стойкое государство?
После распада Тюрского хаганата в северном Причерноморье окончательно установилась культурная и военная гегемония болгар, известная у византийских историков, как Старая Великая Болгария ( 450-660). К этому времени развалилась Римская империя, и тысячелетиями обитавшие на ее границе скифы и сарматы мгновенно расселились на балканском полуострове. Славянские историки не без основания считают славян, как иное название сарматов-светловолосых,белокожих и рослых арийцев, не признающих над собой централизованной власти и живущие в условиях общинно-территориального, не родового строя.
К этому времени (681г.) Византия решила навести порядок на своих балканских территориях и очистить их от славян. Но славяне вступили в союз с болгарским каном Аспарухом, который дает бой византийцам на территории Буджака (возле Килии), где он управлял ОНГЪЛОМ- приграничным укрепленным районом. Византийцы были разбиты и, по уговору, славяне освободили территорию северо-восточной Болгарии для размещения Аспаруховской орды. Всего из Буджака переселилось около 300 тысяч человек. Это стало началом становления Дунайской Болгарии, в пределах которой земли Бессарабии входили в течении 400 лет.
Нынешним постсоветским «канам» не грех бы изучить этот период истории Болгарского государства. В качестве консолидирующего и «интеграционного» элемента болгарские правители выбрали христианскую религию, которая уже была знакома местным тракийцам и болгарской знати. Однако для распространения христианства нужен был язык, доступный для большинства населения огромной в 9 веке страны. От берегов Ионического моря до Татр и от Днепра до Тисы. Так как большинство населения было славянским, болгарские правители, выиграв тонкую дипломатическую и теологическую борьбу с Римом и Константинополем, добились права вести богослужения на славянском языке. Этот, церковно-славянский язык был создан на базе славянских говоров балканских и моравских славянских общин. Азбука, в конечном итоге, была составлена из части греческой с добавлением букв из старой рунической арийской писменности.
Чтобы распространить христианское мировоззрение нужно было образовать самих священников, перевести богословные книги с латинского, греческого и еврейского. По всей Болгарии были открыта школы, что для средневековой Европы было явлением необыкновенным. Все это было проделано в кратчайший срок в !Х веке . Не обошлось без кровопролития. Сын инициатора христианизации , кана Бориса вместе с большой группой болгарских родоначальников- БОЛЯР восстал против откровенного и самоубий -ственного для болгарского национального сознания самопожертвования. Но кан Борис переступил и через своего сына, ослепив его и через знатных людей-соплеменников, казнив многих. Это привело к тому, что наиболее нетерпимые и гордые болгарские роды перешли Дунай и вернулись в колыбель Дунайской Болгарии- в Онгъл-Буджак. По этой причине Буджак в дальнейшем был известен и под именем АСПАР ЕРИ, земля племени аспар, чьим представителем был основатель балканской державы. В дальнейшем аспары, по всей видимости под именем «татары», «ногайцы» проживали в Буджаке вместе с пришлыми во времена «татаро-монгольских» экспансий, племенами печенегов, кипчаков, куманов.
«-ешт» особенностями молдавского или тюрского языков не объяснить, а на Балканах существуют Пирот, Канина, Охрид, Вардар, Балши ,а окончание «шт» в болгарском языке употребляется для формирования признака месторасположения: CЕЛИШТЕ, ПАСИШТЕ, ГРОБИШТЕ, ЛЕГОВИШТЕ…
«На пороге десятого века Русь вошла в орбиту культуры Греко-римской, византийской. Появилась неотложная потребность в письменности, тяга к книге,к литературе.
И Русь пользовалась славяно-болгарскими переводами, давно бытовавшим на Балканах.В те времена язык южных славян понятен был русскому славянству.
Б.В. Шергин «Новый мир»
Единственная страна с высокой архитектурой, сложной и по технике и по красоте, которая может считаться помимо Византии предшественницей Руси в искусстве-это Болгария с её монументальными строениями в Плиске и Преславе.»
Таким образом болгарская нация, спаявшись с помощью новой религии не просто утвер-дилась в средневековой Европе, а стала новым культурным центром. Особенно болгар -ские державы были притягательны своим социально-экономическим устройством и по своей сути было антиподом греко-римского и русского миропорядка. В Болгарии население налоги НЕ ПЛАТИЛО. Казна наполнялась за счет «таможенных» сборов. Пленные воины признавались свободными гражданами и они чаще всего переходили на службу в болгарскую армию. Правящий, канский род наследовал посты кана и соправителя-кавкана. Чаще всего это были братья. Остальные звенья управленческой пирамиды: БОЛЯР, БОЙЛА, ЖОПАН, ТАРКАН и т.д. заполнялись по заслугам на боевом или организационном поприще. Каждый год 31 августа проводился ОБЩИЙ СЪБОР знатных представителей всех родов,где принимались судьбоносные решения, подводились итоги и раздавались награды.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 40
Ловил себя на мысли-взять ручку и бумагу инекоторые абзацы переписать и еще раз обдумать Я много не знал,но теперь кажется у меня возникло еще больше вопросов
так для того и существует форум чтобы именно этим заняться
спасибо за дополнительную информацию о нас Тараклийцах
Какая, оказывается , древняя и богатая история у Тараклийцев.