Талалихину, установленного на холме в посёлке Кузнечики, рассказал его автор - скульптор Владимир Владимирович Глебов.
🔹Все началось в 1957 году. В Москве проходил международный молодёжный фестиваль.
🔹Высокому начальству пришла мысль, что пора подумать и о нашей молодежи, в первую очередь о героях минувшей войны. Вызвали скульпторов и поручили им выполнить фигуры Виктора Талалихина и Зои Космодемьянской. В.В. Глебов выбрал лётчика. Начал собирать о нём материалы, работал не спеша, с душой, сам ведь прошёл войну, боевые награды имеет. Однажды ему сообщили, что на два памятника денег нет, только на Зою. Глебова это не смутило, он продолжал своё дело. Создал около 50 копий скульптур.
🔹Секретарь обкома партии П.Н. Демичев, внимательно разглядывал работы и находил недочёты.
- Понимаешь, говорил будущий министр культуры, - не хотелось бы, чтобы это была типичная фигура. Ты сделай русского Икара.
🔹Вот такое задание. Вскоре Демичев ушел на повышение, но идея Икара так запала в душу автора, что он уже не мог от неё отказаться.
🔹Глебов понимал: одного образа мало, надо найти Икару соответствующее место. И тут начались настоящие мучения. московские и областные руководители предложили место в сквере у микояновского мясокомбината, где до войны работал Талалихин. Глебов нашёл в себе мужество сказать нет. Объяснил так: рядом машины, трамваи, в сквере мусор, а про себя думал: «Ну разве это место для Икара?» Вслух, конечно, не сказал – могли не понять.
🔹Потом предложили вариант в Подольске, на Вокзальной площади. К тому времени в горпарке уже установили бюст Героя, ставить ростовую фигуру в километре от него… Да и место не то: автобусы, электропоезда, спешащие пассажиры. С годами машин станет намного больше. Отверг и этот вариант.
🔹Объезжая окрестности Подольска, скульптор присмотрел живописный холм у реки Моча, рядом с аэродромом, где служил Талалихин. Зашел на него, окинул взглядом дали, и почувствовал себя летящим в самолете, а, может, и самим Икаром.
🔹Но понимал, что убедить высокое начальство будет не легко. Тем временем ему предложили место за военным госпиталем. Оно было не ухожено, но пообещали, в случае открытия памятника, привести в порядок и разбить сквер.
🔹И тогда Глебов высказал своё предложение. Его не поняли: «там же глушь, памятник вмиг разберут на части». Пять лет скульптор добивался разрешения начальства, и наконец его получил.
🔹Глебов создавал мемориал. Помимо памятника, задумал барельеф «Таран», спланировал дорожку вокруг главной скульптуры.
- Люди поднимаются к «Тарану, - пояснял Владимир Владимирович. – Они видят само событие и в этот момент впереди появляется скульптура героя. Подходят к нему, смотрят вдаль, им открываются великолепные русские просторы. Начинают спускаться, и с каждой точки открывают для себя что-то новое в скульптуре: то Талалихин напряжён, то решителен, то устремлён с высокой думой в небо. Я стремился создать многогранный образ этого героического человека.
🔹Начальству же было достаточно одной бронзовой скульптуры. И её, и усечённый постамент, символизирующий хвост ушедшего в землю немецкого самолёта, комиссия приняла на отлично и даже представила автора к Государственной премии. Глебов оказался перед серьезным выбором: либо премия, либо мемориал. И он выбрал мемориал. В беседе автор сказал: «Я не жалею, что лишился Госпремии, но горжусь тем, что в итоге довел композицию до конца».
📝 По материалам интервью Вячеслава Ерохина.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
В советское время у молодожёнов Подольска была традиция возлагать цветы к подножию памятника Виктору Талалихину и фотографироваться на память.